Технологическая карта по литературному чтению на тему: Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс4 Предметлитературное чтениеТип урокакомбинированный урок
ТЕМАПутешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак.
Цели (для учителя)
Образовательные: формировать навыки осознанного выразительного чтения, дать представление о литературном творчестве Б. Житкова. Развивающие: развивать словарный запас учащихся; развивать навык выразительного чтения; развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь к литературе, русскому языку, русскому наследию; чувствовать красоту художественного слова.
Планируемые результаты (для учащихся)
Личностные: развитие умений выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные: учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентирование на развороте учебника; нахождение ответов на вопросы в тексте, иллюстрациях; на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать других; выразительное чтение и пересказ текста; оформление своих мыслей в устной форме; умение работать в паре.
Планируемые предметные результаты: дать представление о литературном творчестве Б. Житкова; уметь высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Ресурсы (оборудование): Литературное чтение. 4 класс. ("В океане света") 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.; м/м презентация; интерактивная доска; ноутбук; карточки для работы в парах, цветные карточки для рефлексии.
Планирование и характеристика этапов урока.
Этап, цель, задачи этапа Форма организация учебн. деятельн.
(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,
Г-групповая);
методы и приемы работы. Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I.Организационный момент (2 мин)
Цель: организация класса, обеспечение нормальной обстановки на уроке, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке.
Фронтальная
Словесный метод.
1. Приветствие
2. Эмоциональный
настрой на работу
– Здравствуйте.Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
– Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
– Каким вы хотите видеть наш урок?
– Что для этого нужно?
– Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится Приветствую учеников.
Эмоционально настраиваю обучающихся на работу. Восприятие информации. Дети здороваются, усаживаются за свои рабочие места, настраиваются на работу. Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
II. Постановка учебной задачи (5 мин)
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников. Принятие ими целей урока. Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) Фронтальная
Индивидуальная
Словесный метод – беседа.
Наглядный метод – учебный материал, м/м презентация.
1 Вступительное слово.

– Ребята, мы с вами знакомы с историей детской литературы от XVII до XX века, видели её истоки, наблюдали, как она развивалась и обогащалась.
– Теперь вы знаете о том, что судьбы авторов и книг тоже складывались непросто. Время всё расставляет на свои места, и, несмотря на запреты, гонения, а иногда, наоборот, слишком явное почитание при жизни, с читателем остаются лишь те авторы и книги, которые…
– Продолжите мысль (учат доброте, чуткости к себе и к миру вокруг, сопереживанию, помогают многое осознать в себе и в окружающих и т.д.).
– Приведите примеры таких книг.
– Как вы думаете, могут ли наступить времена, когда книги будут оценивать с других позиций? (Ответы детей)
– Почему вы так думаете? (Ответы детей) Произношу вступительное слово, организую условия для проведения беседы.
Отвечают на вопросы, приводят примеры.
Познавательные УУД:
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
1. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
III. Осознание и осмысление учебного материала. Систематизация знаний и умений (12 -15 мин)
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать обучающимися способов, которые привели к определенному выбору. Фронтальная
Индивидуальная
Парная
Групповая
Словесный метод – беседа, чтение, рассказ.
Наглядный метод – иллюстрации в учебнике, м/м презентация.
Практический метод – работа в парах, работа в учебнике, подготовка сообщения о биографии Б. Жидкова.
1. Работа с текстом.
2. Игра «Найди пару», работа в парах
3. Самостоятельное чтение текста.
4. Сообщение учеников о биографии Б.С. Житкова. (Слайд 2-3)
– Ребята, предлагаю вам обратиться к учебнику, откройте с. 31 и прочитайте подзаголовок.
– Посмотрите на фото на экране. Перед вами Петроград 1920-х годов. Обратите внимание на то, какие люди жили в то время – это футбольная команда, воздухоплаватели, семья, учащийся артиллерийской школы. Какие же книги читали в то время? (Ответы детей)
– Кто и о чем писал для детей? (Ответы детей)
– Прочитайте самостоятельно текст «Путешествия» страницы 31-32 до слов «Близнецы зашептали…».
– Что вы уже знаете о журнале «Воробей»? (Детский журнал и т.д.)
– О чем говорит обстановка в редакции? (Очень популярный журнал был, все суетились, работали)
– Чем заняты работники редакции? (Наверное, выбирали произведения, печатали их)
(Слайд 4)
– Ребята, как вы думаете, при чьём разговоре мы присутствовали, догадались ли вы, кто такие Самуил Яковлевич и Борис Степанович? (Ответы детей)
– Верно, речь идет о Самуиле Яковлевиче Маршаке.
– Предлагаю вам, немного поиграть в игру «Найди пару». Находить пары вы будите с соседом по парте, я так запуталась, когда готовилась к уроку, выбирала задание к игре, что перепутала произведения и их героев, помогите мне, пожалуйста, соедините правильно произведения и его героя.
– Все помнят, как нужно работать в парах? (Да)
– Приступайте.
«Мангуста» Корова Маша
«Про обезьянку» Ниночка
«Вечер» Алешка почемучка
«Белый домик» Яшка
«Что я видел» Кочегар Федор
– Заказное из Ростова для товарища Житкова!
Заказное для Житкова? Извините, нет такого!
Где же этот гражданин? Улетел вчера в Берлин.
– Итак, выполнили? Давайте проверим друг друга. Одна пара встанет и скажет получившиеся ответы, а другие проверят, правильно ли составлены пары.
– Как легко и быстро вы определили героев и произведения этого замечательного писателя.
– Что же мы можем сказать о его творчестве? Как вы думаете, можно ли доверять его высокой оценке рассказа Бориса Степановича? (Он прекрасный детский писатель, его творчество хорошо известно многим детям, его любят, и он любит детей, понимает их интересы).
– Вы, наверно, уже догадались кто же второй собеседник, которого увидели ребята? (Ответы детей)
– Вспомним всё, что мы знаем о Борисе Степановиче? Можете найти в тексте и зачитать. (Немолодой человек, худой, по-военному подтянутый, нервничает, хорошо знает море).
– Проверите наши предположения и самостоятельно прочитаете страницы 32-33 до слов «…Стена комнаты…».
– Так о ком же речь? (О Жидкове)
– Верно, о Борисе Степановиче Житкове.
(Слайд 5-6)
– Ваши одноклассники подготовили биографию Бориса Житкова, послушайте их. (Примерное содержание сообщения: Приложение 2) Организую условия для работы с текстом.
Провожу работу в парах: игру «Найди пару».
Организую условия для самостоятельного чтения.
Предварительно даю задание ребятам подготовить сообщение по биографии Бориса Жидкова. Читают текст, отвечают на вопросы.
Играют в парах «Найди пару».
Самостоятельно читают текст, отвечают на вопросы по тексту.
Заранее несколькими детьми подготавливается сообщение о биографии Бориса Жидкова. Познавательные УУД:
1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
2. Ориентироваться на развороте учебника.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Регулятивные УУД:
1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные УУД:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
IV.Физкультминутка (2 мин)
Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке. Фронтальная
Словесный метод.
Практический метод – выполняют движения по указанию. – Теперь, немного отвлечемся, отдохнем. Встаньте, закройте глаза и представьте, что вы оказались в лесу.
Зайцы бегали в лесу, бежим-бежим на месте
Повстречали там лису, виляем «хвостиками»
Прыг-скок, прыг-скок, попрыгайте на мете
Убежали под кусток, присядьте.
– Присаживайтесь на места. Способствую предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке. Обучающиеся повторяют движения по указанию. V. Проверка уровня усвоения знаний и умений
(10 мин)
Цель: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. Фронтальная
Индивидуальная Словесный метод – беседа, пересказ.
Наглядный метод – красочный материал учебника, м/м презентация.
Практический метод – работа в учебнике с текстом после чтения.
1. Работа с текстом после чтения.
2. Творческий пересказ
– Прочитайте до конца текст.
– Приходилось ли вам раньше читать о писателях? (Да)
– О ком из друзей Б. Житкова мы узнали еще? (Близкий друг детства - Николай Корнейчуков.).
(Слайд 7-8)
– Чем он помог своему другу детства? (Решится написать для детей)
– Прочитайте названия морских узлов на с.35. Сколько времени вам понадобилось бы, чтобы научить друга вязать такие узлы? (Ответы детей)
– А чему еще вы можете научить друга? (Ответы детей)
– Дружба Житкова и Чуковского прошла через всю их жизнь. Когда осенью 1923 г., вернувшись из очередного путешествия, Житков, изнеможённый, усталый, пришёл на квартиру к Чуковскому, его встретил не просто знаменитый писатель, его встретил друг детства.
– Предлагаю вам пересказать «Как Житков стал писателем», но только от первого лица как от Житкова или от Чуковского. (1-2 пересказа детей)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) Организую самостоятельное чтение текста до конца, задаю вопросы по тексту.
Предлагаю творческий пересказ от 1 лица. Читают текст, отвечают на вопросы.
Пересказывают от первого лица «Как Житков стал писателем». Познавательные УУД:
1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
2. Ориентироваться на развороте учебника.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД:
1. Выразительно читать и пересказывать текст.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
VI.Подведение итогов урока(3 мин)
Цель: организовать фиксацию затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности; анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. Фронтальная
Словесный метод – беседа.
1. Рефлексия. – О чем мы сегодня на уроке говорили?
– Кто такие Житков Б., К. Чуковский, С. Маршак? (Ответы детей)
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке? На ваших столах находятся цветные карточки, покажите, как вы оценили бы свою работу цветными карточками.
– Зеленая: я поработал очень хорошо, выполнял всю работу.
– Желтая: я работал, но отвлекался много.
– Красная: Мне было не интересно.
– Я согласна с самооценкой многих
(Слайд 9)
Провожу беседу по пройденному материалу. С помощью цветных карточек, побуждаю учеников к самооценке. Отвечают на вопросы. Проводят самооценку и самоконтроль своей деятельности на уроке. Познавательные УУД:
1. На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД:
1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
VII. Домашнее задание (1 мин)
Цель: д/з необходимо задавать для того, чтобы дети ещё раз дома повторили, закрепили и обобщили материал, пройденный на уроке. Словесный метод – объяснение, пояснение – Домашним заданием будет: прочитать рассказ Б. Житкова «Николай Исаич Пушкин». Следующие задания на выбор.
1.Найти информацию о применении морских узлов.
2.Составить мини викторину по творчеству писателей, с которыми сегодня встретились. Даю комментарии к домашнему заданию. Записывают домашнее задание в дневник. «Мангуста» Кочегар Федор
«Про обезьянку» Яшка
«Вечер» Корова Маша
«Белый домик» Ниночка
«Что я видел» Алешка почемучка
«Мангуста» Корова Маша
«Про обезьянку» Ниночка
«Вечер» Алешка почемучка
«Белый домик» Яшка
«Что я видел» Кочегар Федор
«Мангуста» Корова Маша
«Про обезьянку» Ниночка
«Вечер» Алешка почемучка
«Белый домик» Яшка
«Что я видел» Кочегар Федор
«Мангуста» Корова Маша
«Про обезьянку» Ниночка
«Вечер» Алешка почемучка
«Белый домик» Яшка
«Что я видел» Кочегар Федор
«Мангуста» Корова Маша
«Про обезьянку» Ниночка
«Вечер» Алешка почемучка
«Белый домик» Яшка
«Что я видел» Кочегар Федор
«Мангуста» Корова Маша
«Про обезьянку» Ниночка
«Вечер» Алешка почемучка
«Белый домик» Яшка
«Что я видел» Кочегар Федор
«Мангуста» Кочегар Федор
«Про обезьянку» Яшка
«Вечер» Корова Маша
«Белый домик» Ниночка
«Что я видел» Алешка почемучка
«Мангуста» Корова Маша
«Про обезьянку» Ниночка
«Вечер» Алешка почемучка
«Белый домик» Яшка
«Что я видел» Кочегар Федор
«Мангуста» Корова Маша
«Про обезьянку» Ниночка
«Вечер» Алешка почемучка
«Белый домик» Яшка
«Что я видел» Кочегар Федор
«Мангуста» Корова Маша
«Про обезьянку» Ниночка
«Вечер» Алешка почемучка
«Белый домик» Яшка
«Что я видел» Кочегар Федор
«Мангуста» Корова Маша
«Про обезьянку» Ниночка
«Вечер» Алешка почемучка
«Белый домик» Яшка
«Что я видел» Кочегар Федор
«Мангуста» Корова Маша
«Про обезьянку» Ниночка
«Вечер» Алешка почемучка
«Белый домик» Яшка
«Что я видел» Кочегар Федор
(Примерное содержание сообщения)
Борис Житков родился в Новгороде в 1882 году.
Трёхлетний Борис однажды бесследно пропал. Мальчика нашли на Торговой стороне. Он хотел купить пароход за предусмотрительно захваченную из дому копейку.
Борис Житков с детства играл на скрипке, знал наизусть целые сцены из "Горя от ума", главы из "Евгения Онегина", стихи Лермонтова и учился гребле и плаванию в порту, с гимназистами, которым точно бы не видать образования, кабы не его семья. Он стал хорошим столяром, моряком, охотником, даже дрессировал животных. Ручной волк из одноименного рассказа не выдумка, он действительно жил в доме Житковых, и его действительно звали Волк. С самого детства Борис слыл искусным рассказчиком, артистически воспроизводил чужую устную речь.
Летом 1912 года Житков совершил кругосветное плавание на учебно-грузовом судне: он обогнул всю Европу, прошел Гибралтар, Суэцкий канал и Красное море, проплыл берегом Африки вплоть до Мадагаскара, затем направился в Индию, на остров Цейлон, в Шанхай, Японию, Владивосток. Все виды морской службы прошел Житков - от юнги до помощника капитана. Сделавшись же взрослым, он стал штурманом дальнего плавания, инженером-кораблестроителем и специалистом по авиамоторам. Моряком, химиком, зоологом; заведовал техническим училищем...
Он приехал в Ленинград осенью 1923 года. Поначалу ему не везло - не удавалось устроиться на службу ни в авиационную мастерскую, ни в Ленинградский порт, ни в кораблестроительный техникум. Страна еще не оправилась от ран, нанесенных ей гражданской военной разрухой, работу было найти нелегко.
11 января 1924 года - в тот день, когда Борис Житков впервые принес свой рассказ в редакцию альманаха "Воробей", началась его литературная деятельность.
За 15 лет работы в детской литературе Житков успел перепробовать все жанры, все виды книги для детей и изобрел, и подсказал немало новых: он - один из создателей научно-художественного жанра; он затеял еженедельный журнал-картинку для ребят, еще не умеющих читать; он придумывал разные виды книжек-игрушек; он принимал участие в создании специального календаря для детей, в определении его задач и целей. Он постоянно затевал новые отделы в детских журналах - "Пионере", "Чиже", "Еже", "Юном натуралисте". Он работал почти до последнего дня.
7423785-1847855572125-195580center-2051051889760-213360-5715-232410
7419975128905557212513335037433251289051885950152400left177800
left2911475right290195056235602882900376618528543251918335286385074333101187450center11684005594985119697518897601177925left1209675
7499985262509076047604330065568071043110153823335432054019564354320540left431101556997602625090376618525869901937385259651551435261556575095109486905604510958215center8820151918335929640left9201157499985-7181855652135-7277103794760-7372351918335-727710left-756285