Статья на тему: Игры с Иглболом как одно из средств развития речи


ИГРЫ С "ИГЛБОЛОМ" КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М.И. Кольцовой, которая и установила, что вначале развиваются движения пальцев рук. Когда эти движения достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Таким образом, развитие мелкой моторики является эффективным способом развития речи.
Одним из приемов развития мелкой моторики являются игры с массажным мячом - "иглболом". Так как мячи пронизаны большим количеством "иголок", то используя разные по диаметру, перекатывая, сминая, подбрасывая их, стимулируются активные точки. А легкие поглаживания таким "иглболом" способны успокоить чрезмерно подвижные руки дошколят. Ниже представлены игры в стихотворной форме, ведь именно игра, является ведущей деятельностью ребенка дошкольника, а рифма способствует быстрому запоминанию слов и активизации словарного запаса.
Игра с ЕжикомМы возьмем в ладошки «Ежик» 
(берем массажный мячик) 
И потрем его слегка,    
(в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)   
Разглядим его иголки,     
(меняем ручку, делаем то же самое)  
Помассируем бока.   
(катаем между ладошек)  
«Ежик» я в руках кручу,   
(пальчиками крутим мячик)  
Поиграть я с ним хочу. Домик сделаю в ладошках –  
(прячем мячик в ладошках)  
Не достанет его кошка.       
(прижимаем ладошки к себе) 
Мячик-ЕжикМячик-ежик мы возьмем,  
    (берем массажный мячик)  
Покатаем и потрем.             
  (катаем между ладошек)  
Вверх подбросим и поймаем, 
(можно просто поднять мячик вверх)  
И иголки посчитаем.             
 (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)  
Пустим ежика на стол,          
 (кладем мячик на стол)  
Ручкой ежика прижмем         
 (ручкой прижимаем мячик)  
И немножко покатаем…         
 (ручкой катаем мячик)  
Потом ручку поменяем.          
(меняем ручку и тоже катаем мячик)
Этот шарик не простой
Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладём
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам отдыхать!(Движения соответствуют тексту)
Бегал ежик по дорожке, (катаем мячик между ладошек)
У него устали ножки.
Проходи в мои ладошки, (зажать мячик в ладошках)
Отдохни на них немножко.
А потом беги опять (подбрасываем мячик вверх и ловом)
Дружно весело играть.
Мячик в руки мы возьмем
(перекладываем мячик с одной руки в другую)
Крепко накрепко сожмем (сжимаем мячик в ладошках)
С ним немножко мы поиграем (подбрасываем вверх)
В наших ручках покатаем. (катаем мячик в ладошках)
Катись мячик по ладошке, (катаем мячик в ладошках)
Разомни нам пальчики немножко.
Мячик желтый бок
Здравствуй мячик желтый бок,
(перекладываем мячик с одной ладошки в другую)
Кругленький как колобок.
Посиди в моих ладошках, (спрятать мячик в ладошках)
Отдохни на них немножко.
Я тебя слегка сожму (катаем мячик в ладошках)
Покатаю, покручу,
А потом пущу в лесок, (подбрасываем мячик и ловим)
Прыгай дальше колобок.
Здравствуй мячик!
Мячик сильно посжимаюИ ладошку поменяю.
(сжимать мячик правой рукой, затем левой)
«Здравствуй, мой любимый мячик!»
Скажет утром каждый пальчик.
(удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем)
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
(крепко сжать мяч указательным и большим пальцем)
Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
(удерживать указательными пальцами правой и левой руки мяч, затем средними пальцами и т. д.)
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
(катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед)
Танцевать умеет танец,
На мяче мой каждый палец.
(катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем)
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
(катать мяч всей длинной пальцев правой руки)
Мячик мой не отдыхает —
Между пальцами гуляет.
(удерживать мяч между указательным и средним пальцами, средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем)
Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
(ладошками отбивать мяч)
Сверху левой, снизу правой
Я его катаю — браво.
(левой ладошкой катать мяч по правой ладони)
Поверну, а ты проверь —
Сверху правая теперь!
Тише, мяч, не торопись,
Ты по ручкам прокатись,
Ты по ножкам прокатись,
И обратно возвратись.
(движения соответствуют тексту)
По тропинке.
По тропинке, по дорожке
(слегка ударять мячиком по столу с продвижением вперёд)
Топают к нам чьи-то ножки.
Это ёжик, посмотри,
(правой рукой катаем мячик в ладошках, пальцы широко)
К нам пробрался из глуши. (растопырить)
По столу всласть находился (левой рукой катаем по столу мяч круговыми движениями)
И в ручей потом свалился. (перекидываем из руки в руку)
Уколоть он нас решил, (катаем по тыльной стороне левой, правой кисти)
Только понял – нету сил.
Он пофыркал, с пальцев слез, (подержать в левой ладошке и переложить в правую ладонь)
И ушёл обратно в лес. (правой рукой слегка ударять мячиком по столу с продвижением вперёд)
(упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой)Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
На клубочек ты похож. (катаем мяч между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
Очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
Нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
На ежа похожи (катаем между ладонями)
Сказка про ежикаВ сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко.
Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик)
Катился- катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга).
Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками).
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох).
Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя.
А когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много…
Как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика). Довольный ёжик побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), а потом по извилистой дорожке (круговые движения шариком).
Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу. А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке).
Подготовила: учитель-логопед, Юсупова Ю.В.