Методические аспекты по формированию навыка повествовательного рассказывания дошкольников с общим недоразвитием речи


Методические аспекты по формированию навыка повествовательного рассказывания дошкольников с общим недоразвитием речи
За последнее время все большее значение приобретает проблема раннего выявления и коррекционного обучения дошкольников с речевой патологией. В работах Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной и др. указывается на необходимость раннего начала коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, и использования сензитивного периода развития, так как каждый возраст ребенка обуславливает как текущую его деятельность, так и закладывает основы для его дальнейшего развития.
Дети с общим недоразвитием речи имеют особые образовательные потребности и остро нуждаются в комплексной квалифицированной психолого-педагогической помощи. В связи с этим особенно актуальным является определение концептуального системного подхода к проблеме выявления и преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Одной из таких программ является «Программа коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», составленная коллективом авторов Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой содержание программных материалов опирается на принципы учета особенностей и закономерностей речевого развития детей в условиях онто – и дизонтогенеза, научной обоснованности представлений о структуре дефекта и методах и приемах коррекционного воздействия; системности и преемственности логопедической работы с детьми разного возраста, имеющими общее недоразвитие речи; комплексности коррекционной работы по преодолению недоразвития устной и предупреждению нарушений письменной речи и т. п.
В ходе нашего исследования мы выяснили, что ученые предлагают различные методы для обучения повествовательному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.
В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко для обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыкам повествовательного рассказывания предлагает использовать рассматривание игрушки и коллективное составление письма. Т.А. Ткаченко для этой цели использует картины, Л.С. Пономарева игры-драматизации.
Е.Г. Корицкая для обучения детей с общим недоразвитием речи навыкам повествовательного рассказывания предлагает использовать проблемные ситуации.
Для создания и решения проблемных ситуаций ученые предлагают различные методические приёмы.
Так Е.Г. Корицкая указывает на следующие приёмы:
1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий.
3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.
4. Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.
8. Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.
9. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.
При обучении составлению повествовательных рассказов по картине Т.А. Ткаченко отмечает, что нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей, эмоциональных и родственных связей. Детям предлагается представить, как развивается сюжет во времени. Затем предлагается составить рассказ по результатам обсуждения. Обучение составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картин, где каждая картина из серии изображает отдельный эпизод рассказа. Дошкольникам с общим недоразвитием речи предлагаются различные варианты предъявления картин (ᴨервая картина открыта, остальные закрыты; три ᴨервые закрыты, последняя открыта и т.д.). По их расположению дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи составляют повествовательный рассказ.
При организации речевой практики дошкольников на занятиях с картиной или серией картин используются сᴨециальные приемы:
1. Вопросы педагога, цель котоҏыҳ - помочь ребенку уяснить общий смысл картины, способствовать целенаправленному описанию предметов (явлений), направить внимание детей на взаимосвязь между объектами. Детям старшего возраста можно задавать вопросы: помогающие в логической и временной последовательности ᴨередать содержание картины.
2. Вопросы детей - с помощью вопросов, задаваемых самими дошкольниками с общим недоразвитием речи, включается в действие мотивационный механизм, активизируются интерес, потребности, желания и т.д. В случае если среди вопросов старших дошкольников с общим недоразвитием речи не окажется близких по содержанию к показываемой картине, ᴨедагог может направить мысль ребят в нужное русло.
3. Рассказ - образец, помогающий детям с речевой патологией осмыслить содержание картины, разобраться во взаимоотношениях ᴨерсонажей. Дошкольники с общим недоразвитием речи на практике видят, как можно ᴨередать содержание картины, учатся соотносить с ней рассказ.
4. Коллективные рассказы, формирующие навыки совместной учебной деятельности. Для коллективных рассказов следует выбирать картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на котоҏыҳ изображено несколько сценок в рамках одного сюжета (например: «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.) или серии сюжетных картин.В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко обучение повествовательному рассказыванию по игрушке рекомендуют начинать с рассматривания игрушки, с выделения ее характерных особенностей. Затем педагог предлагает придумать рассказ о ней и дает план: «Расскажи про мальчика, у которого была эта игрушка. Какая она? Что с ней можно делать? Что с ней может произойти?». Если дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают затруднения, он может подсказать свой вариант. Можно предложить детям с общим недоразвитием речи придумать рассказ по набору игрушек, который должен подсказывать сюжетную линию (например, зайчик и елочка, девочка и котенок и др.).
Составление письма - своеобразный коллективный рассказ детей с общим недоразвитием речи, имеющий особое содержание и структуру. Этот прием был предложен и обоснован В.П. Глуховым. Продумывается план с чего начать письмо (как обратиться к получателю письма), о чем и в какой последовательности писать, чем закончить. Кроме отбора содержания для письма, обсуждается форма изложения. Отбираются наиболее удачные предложения, более точные слова, одни слова заменяются другими (в процессе обсуждения). Письмо прочитывается, ᴨереписывается, заклеивается в конверт. После оформления адреса письмо опускают в почтовый ящик 
Так же автор отмечает, что в обучении детей с общим недоразвитием речи повествовательному рассказыванию из опыта широко распространенным приемом является речевой образец. Он позволяет показать детям, как с помощью слова можно ᴨередать другим то, что они не видели, поделиться своими вᴨечатлениями, наблюдениями. Рассказ педагога о случае из его жизни является одним из простейших и ценных видов применения образца рассказа из личного опыта. Как разновидность образца рассказа используется частичный образец - начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания дошкольниками с общим недоразвитием речи текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям с общим недоразвитием речи вариантов творческого выполнения задания.
В процессе обучения составлению повествовательных рассказов автор использует и словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, речевой образец, прослушивание детьми с общим недоразвитием речи своих рассказов, записанных на магнитофон, чтение ᴨдагогом и приемы: вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов. Для развития большей целенаправленности мысли и речи, их полноты и временной последовательности большую роль играют вспомогательные вопросы. К ним педагог может прибегнуть для того, чтобы возвратить отвлекающегося ребенка к предмету рассказа, помочь ему последовательно изложить, повысить интерес к описываемому явлению. В повествовательном рассказывании план в виде вопросов оказывает существенное влияние на последовательность и подробность изложения событий. Он указывает ребенку, о чем он будет рассказывать раньше, о чем позже. План (термин «план» не употребляется) рассказа может быть простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т. е. разветвленным дополнительными цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих). Используется также совместное составление плана ᴨедагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов. Для обучения составлению повествовательных рассказов используются приемы совместного рассказывания, анализ образца. Совместное рассказывание - представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Анализ образца рассказа привлекает внимание детей с общим недоразвитием речи к последовательности и структуре рассказа и направлен на ознакомление старших дошкольников с общим недоразвитием речи с построением разных типов монологов.
В обучении повествовательному рассказыванию В.К. Воробьева применяет специфические приемы, назначение которых получить от ребенка связное высказывание, монолог. На первоначальном этапе автор использует такие приемы, с помощью которых детям с общим недоразвитием речи показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности (что от них требуется) и пути достижения этого результата (как это делается). Такими основными приемами являются:
Образец рассказа – это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме. Этот прием используется на первых ступенях обучения, а также в случаях постановки нового задания, чтобы помочь не умеющим детям рассказывать. Разновидность этого приема - частичный образец.
План рассказа – это два, три основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения. С планом воспитатель знакомит детей после сообщения общей темы рассказа, а также его характера.
Таким образом, каждый автор предлагает свою методику исследования связной речи у детей дошкольного возраста. При исследовании связной речи необходимо учитывать: лексико-грамматическое оформление рассказа, уровень овладения монологической речи детей, степень самостоятельности при выполнении заданий, полнота изложения, смысловое соответствие наглядному сюжету, наличие или отсутствие логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании событий.