Методическая разработка урока «Древняя Спарта — суровый полис Греции»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ
«ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»
ДЛЯ 5 КЛАССА
«ДРЕВНЯЯ СПАРТА – СУРОВЫЙ ПОЛИС ГРЕЦИИ»
Выполнила:
Колотовкина Светлана Геннадьевна,
учитель истории высшей категории
МБОУ «Лицей» г. Арзамаса
Нижегородской области
Тема, цель, задачи, оборудование урока.
Тема урока «Древняя Спарта – суровый полис Греции» сформулирована по инициативе учителя на основе §31 « учебника А.А.Вигасина «История древнего мира» (М., Просвещение, 2011). Этот урок является 34-м в учебно-тематическом планировании, 8-м – в разделе «Древняя Греция».
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: нетрадиционная.
Методы в соответствии с технологиями:
технология деятельностного метода: подводящий диалог, выполнение задания по эталону, выполнение задания с пошаговой самопроверкой (экспресс-контроль), задание на рефлексивную самоорганизацию
игровые технологии: дидактическая игра «Верите ли вы…», «Мнемотехника»
исследовательский метод: работа с документами (выдвижение гипотез, исследование, анализ)
ИКТ – технологии: использование анимационных элементов при изучении карты, создание ярких образов посредством показа слайдов и др.
Триединая цель урока:  Дать учащимся конкретное представление о Спарте как древнегреческом полисе, изучить местоположение Спарты, состав населения, систему управления, особенности спартанского образа жизни; формировать представление о признаках государства. Добиться усвоения учащимися способов обобщения нового материала и методов его воспроизведения.
Познавательная задача:
научить детей самостоятельно добывать знания;
формировать умения и навыки работы с хронологическим. фактологическим и картографическим материалом, его преобразования;
способствовать усвоению методики работы с историческими документами: выбирать главное, сравнивать различные точки зрения, отстаивать и мотивировать собственную позицию;
осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, осознанность, прочность.
Развивающая задача:
развивать речь учащихся, обогащать и усложнять её словарный запас на историческую тематику, усложнять её смысловую функцию, усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность);
развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать исторические факты, обобщать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия;
способствовать развитию умения действовать по алгоритму и, в то же время, находить новые способы решения проблемы, вопроса, задания.
Воспитательная задача:
воспитывать гуманное отношение к другим людям через такие качества как товарищество, доброту, деликатность, вежливость, дисциплинированность, честность, актуализацию ценности человеческой жизни;
способствовать формированию требовательного отношения к себе, аккуратности, чувству собственного достоинства;
воспитывать чувство долга, умение жить в коллективе, сопереживать успехам товарищей, их неудачам, слушать и критически относиться к мнению другого;
воспитывать толерантность, уважение к культурному наследию, традициям других народов, в том числе и к традициям Древней Спарты.
Оборудование урока: доска, мел, учебные принадлежности учащихся: учебники, тетради, атласы; карта «Древняя Греция», мультимедийный проектор, экран, рабочие листы с заданиями для групп, «Листы самоконтроля». Отдельным элементом оборудования данного урока является мультимедийное учебное пособие «Всеобщая история», выпущенное издательством «Просвещение».
Предварительный оргмомент: перед уроком формируются 4 группы так, чтобы ребята одновременно могли работать и в парах; учитель знакомит учащихся с перечнем дидактического материала на столах, знакомит с «Листами самоконтроля» и инструктирует о правилах самооценки и оценивания учащихся в групповой и парной работе.
План урока
Возникновение Спартанского государства.
Государственный строй Спарты.
Воспитание детей и молодежи.
Спартанская армия.
Опережающее задание: используя материал учебника, нескольких сайтов, дополнительной литературы, найти интересные факты о воспитании спартанцев и оформить их в виде тезисов в рабочей тетради
Эпиграф урока: «Со щитом или на щите!»
Описание исходного уровня знаний, умений, навыков учащихся для данного урока.
На данном этапе у учащихся сформированы представления о территории Древней Греции, о древнейшем периоде её истории, мифах и религии древних греков, Троянской войне и об экономических, политических, социальных, духовных особенностях важнейшего полиса – Афин.
Во время урока должны быть активизированы ранее изученные понятия: полис, стратег, Народное собрание, цари, ареопаг, архонт, демократия, олигархия совет старейшин; географические названия: Аттика, Пелопонесс, Афины, Спарта; знание роли такой личности как Солон.
Конспект урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся Комментарии
1.Организационный этап
Приветствие, определение отсутствующих, оценка готовности рабочего места, организация внимания Приветствие (учащиеся приветствуют учителя молча, встав со своих рабочих мест).
Демонстрация учащимися собранности и готовности к уроку. Приветствие – первый ключ к сотрудничеству. Ярко выраженная волевая настроенность учителя побуждает внимание учеников, настраивает класс на деловой лад
2.Мотивационный этап
Актуализация. (Используется настенная карта «Древняя Греция»)
Учитель напоминает, что среди 500 полисов Древней Греции два являлись центрами страны:Афины и Спарта. Они были прямыми противоположностями (антиподами).
Подводящий (побуждающий) диалог:
- С каким полисом вы уже познакомились? - Какие особенности его развития вы узнали? - С какими сферами жизни связаны эти особенности? – Если утверждать, что Спарта – антипод Афин, то какие особенности могли у неё быть? (На экране выводится фрагмент анимационной карты) - Вспоминают, что изучили на предыдущих уроках
- Сообщают об известных им фактах, связанных со Спартой
- Выдвигают гипотезы особенностей Спарты в отличие от Афин
- Задают встречные вопросы учителю
- Анализируют уровень своих знаний по истории Древней Греции, Афин и уровень информированности о Спарте
- Анализируют степень самоопределения к деятельности: «знаю», «хочу», «могу» Реконструировав ситуацию, учащиеся акцентируют в рефлексии наличие или отсутствие у себя адекватных знаний или умений относительно способа действия, позволяющего решить практическую задачу. Они формулируют конкретные проблемы в виде вопросов или утверждений, в которых должны быть названы те знания и умения, которых не достает для решения исходной задачи.
3. Этап подготовки к активному усвоению знаний
(На экране выводятся слайды презентации «Древняя Греция»)
Мнемотехника. Термины для мнемотехники: Ареопаг, полис, Арес, Солон, граждане, Афины, демократия, лаконизм, Аттика, архонт. Зачитывается весь список в течение 1 минуты.
Фронтальная беседа: выяснение уровня усвоения пройденного материала. - Воспроизводят в рабочих тетрадях в течение 1-2 минут
- В ходе устной беседы раскрывают сущность понятий, терминов, фактов
- Озвучивают противоречия, проблемы, трудности в подготовке домашнего задания
- Решают, какие термины или понятия могут подойти к новой теме В ходе беседы учитель выясняет, какие термины, понятия усвоены. Если есть сложности, учитель поясняет и дает краткие комментарии. Необходимо так же найти лишнее слово, оно и будет связующим с новым материалом
4. Этап активного усвоения новых знаний:
П.1 плана урока. Возникновение Спартанского государства
Шаг I.
(На экране выводится фрагмент анимационной карты «Древняя Спарта»)
Дидактическая игра «Верите ли вы…» (Приложение 1). Учитель:
- Обратитесь к вашим рабочим листам (находим значок игры), работая в парах, поставьте галочки рядом с теми утверждениями, которым вы верите.
Затем учитель «раскрывает истину», а ребята проверяют, насколько их догадки были верны. - Происходит первичное ознакомление с особенностями Спарты, при этом используется индивидуальный «багаж» знаний и логическое мышление
- Осуществляется взаимопомощь при работе в парах
- Вырабатывается взаимная ответственность за результаты выполнения задания Одновременно с активным усвоением нового материала в процессе выполнения задания осуществляется экспресс-контроль: работая в парах, учащиеся проверяют результат друг у друга, сравнивают, оценивают и фиксируют проблемы и трудности.
Шаг II.
Проблемно-исследовательское задание
Учитель:
- Хотя о грозной Спарте знали буквально во всех уголках Древней Греции, мало кто мог похвастаться, что бывал на земле Лакедемона и хорошо знает жизнь и обычаи этой страны. Давайте обратимся к видео-эпиграфу (выведен на экране) сегодняшнего урока и текстам источников (на партах). Попробуйте ответить на вопрос: «Чем отличалась Спарта от Афин?»
Задание по группам (Приложение 2):
1 группа: возникновение полиса и его законы; 2 группа: особенности быта и общественной жизни; 3 группа: хозяйственный уклад; 4 группа: управление полисом - Обдумывают эпиграф
- Читают и анализируют документ
- Выясняют и озвучивают, что действительно спартанцы (спартиаты) окутали своё государство покровом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи общины. Даже купцы не привозили товаров в Спарту — спартанцы ничего не покупали и не продавали…(и т.п.)
(каждая группа озвучивает выводы, сделанные на основе текста источника) Формируется новое мировоззренческое представление о развитии древних государств, посредством внутренней рефлексии фиксируется модель Спарты как неукреплённого, но сильного военного города-государства. Учащиеся получают очередное представление о признаках государства – территории, наличии публичной власти и её принудительной силе.
Шаг III.
Аналитическое задание
Работа со схемой «Правовое положение населения Спарты» (Приложение 3: слайд из электронного пособия, выведенный на экране). Беседа по итогам аналитической работы.
- Какой вывод можно сделать о категориях населения и их правовом положении?
- В чём его отличия от правового положения афинян?
- В каком полисе, на ваш взгляд, был более справедливым общественный строй?
- В чём заключаются его преимущества? - Работают со схемой (Приложение 3) и сопроводительным текстом из источника
- Формулируют выводы о неравноправном положении категорий населения, о полном бесправии илотов, о привилегиях спартиатов и ограниченности прав периэков
- Фиксируют в сознании отличия правового положения спартанского населения от правового положения афинян Данное задание, несмотря на простоту формы и звучания, имеет многофункциональное значение: базовая функция – запоминание названий слоёв общества, алгоритмическая функция – мотивирует на выяснение причин неравенства, творческая функция– проектирование последствий неравенства
П.2 плана урока. Государственный строй Спарты.
Шаг I.
Работа со схемой «Спартанское общество» (Приложение 5: слайд из электронного пособия, выведенный на экране) на основе рассказа учителя о власти в Древней Спарте и способах её формирования
Беседа по итогам работы.
Шаг II.
Запись в тетради ведущих понятий
- Усваивают информацию, полученную из рассказа учителя
- Проговаривают особенности спартанского общества.
- делают вывод о том, что государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова "олигой" - немногие). Управление в этом полисе находилось в руках немногих.
- фиксируют основные термины и их определения в тетрадях Учащиеся на местах пытаются сами восстановить первоначальный вариант
Задание так же как и в шаге III п.1. выполняет дифференцирующие функции: для низкого уровня способностей учащихся – базовые функции, для среднего уровня – алгоритмические функции, для высокого уровня – творческие функции.
П.3 плана урока. Воспитание детей и молодёжи.
Шаг I. Задание с пошаговой самопроверкой. Учащимся было дано опережающее задание – составить тезисы о необычных фактах спартанского воспитания. Теперь, любой желающий называет получившийся у него набор фактов, а остальные находят совпадения со своими тезисами или дополняют их недостающими фактами. (Приложение 6)
Шаг II. Самостоятельное письменное формулирование вывода по выявленным фактам спартанского воспитания - Усваивают особенности жёсткого спартанского воспитания
- Делают выводы о причинах такого подхода спартанцев к воспитанию (вся жизнь полиса подчинена военным целям, а сам полис – военный лагерь)
- Делают выводы о целях государственной политики в Древнем мире
- Высказывают личное отношение к особенностям спартанского воспитания и образа жизни, в целом Показывая результаты самостоятельного поиска информации, учащиеся стремятся получить признание своей успешности у одноклассников и учителя. В ходе пошаговой самопроверки осуществляется очередной этап рефлексии: учащиеся обдумывают, что в ходе опережающей подготовки было сделано правильно, а чего не удалось достичь.
П.4 плана урока. Спартанская армия.
Шаг I. Учитель:
- Ребята, соответствующее воспитание было основой формирования спартанской армии. Сейчас вы услышите небольшой рассказ о ней, а затем выполните задания на рабочих листах .Рассказ учителя (Приложение 7)
Шаг II. Задание на рабочих листах (Приложение 8) по группам, результатом выполнения которого должны стать ответы на вопросы:
- Объясните, почему в древней надписи особо отмечено, что погибшего спартанского воина внесли на щите и что «все на груди были раны»?
- Какое место занимала военная служба в жизни спартанцев и как она отразилась на других сферах деятельности, в частности, на культуре? - Стараются запомнить информацию из рассказа учителя, чтобы использовать её в выполнении последующего задания
- Обсуждают задания из рабочих листов
- Формулируют в письменном виде коллективный ответ
- Делают выводы о важности военного дела и ограниченности других видов и сфер деятельности, в том числе и об отсутствии достижений искусства, отсталости культуры, в целом
- Сравнивают развитие двух греческих полисов: Спарты и Афин, акцентируя внимание на отставание Спарты по многим параметрам Логически, данный пункт плана урока подводит к ведущему выводу об особенностях развития Спарты, достоинствах и недостатках развития полиса в сравнении с Афинами. Важной является самостоятельная трактовка выводов о значимости или отсталости Спарты. Подобными выводами подтверждается следующий шаг рефлексивной самоорганизации: уч-ся доказывают свою способность к мыследеятельности, саморазвитию и самоизменению5. Этап закрепления новых знаний
Фронтальная беседа: в которой уч-ся с помощью логически вытекающих друг из друга вопросов обозначают черты образа жизни спартанцев; по ходу беседы эти черты выводятся на экран (Приложение 9) - Отвечают на вопросы учителя
- Задают вопросы друг другу
- Формулируют лаконичные ответы-тезисы, которые выводятся на экран Вместе с тем, что реализуется аксиологическая цель: воспитывать уважение к греческой культуре, истории, уважение к образу жизни другого народа, происходит упорядочение новых знаний, приведение их в систему
6. Итог урока.
Подводящий диалог:
- Что мы изучали на уроке?
- Зачем мы это изучали?
- Где мы можем использовать полученные знания?
- Как это может пригодиться нам в жизни?
- Где бы вы хотели жить, представляя себя древними греками, - в Спарте или Афинах? Почему?
Делают обобщающий вывод:
- Суровый военный режим резко затормозил развитие Спарты. Постепенно захирела яркая культура, которая существовала до Ликурга. Несмотря на свою военную мощь, этот полис был самым отсталым в Греции. В Спарте не было ни литературы, ни науки Благодаря подводящему диалогу учащиеся осуществляют рефлексию значимости ценностей спартанского общества, а также, отталкиваясь от нравственных норм древности и современности, выражают собственное мнение о цивилизационных ценностях Др. Спарты в сравнении с другими обществами и государствами
7. Рефлексивное задание. Учитель:
- Оцените свою деятельность и деятельность своих товарищей (в парах или группе) на уроке в «Листах самоконтроля» (Приложение 10) - Заполняют «Листы самоконтроля» (Приложение 9). Если задание выполнялось в парах, то идёт взаимопроверка двух учащихся, если в группе – выставляется согласованная всеми членами оценка Учащиеся деятельностно оценивают свою успешность, в результате чего учебная деятельность становится воспроизводимой и позволяет ученику самому определять цели и проектировать индивидуальную или групповую траекторию своего обучения, учитывая при этом требования стандартов образования
8. Этап информации о домашнем задании. Учитель проговаривает и записывает на доске домашнее задание и раздаёт карточки с алгоритмизированным заданием «Афины и Спарта»
(Приложение 11- Учащиеся записывают в дневниках домашнее задание: §31, №1 на стр.140,
Алгоритмизированное задание на карточках (индивидуальное пошаговое сравнение с эталоном) «Афины и Спарта» Цель алгоритмизированного задания: 1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание; 2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности).
Приложения
Приложение 1. Дидактическая игра «Верите ли вы…»
Верите ли вы, что спартанцам запрещалось пользоваться факелами.
Да, они не могли зажигать факелы в темноте, для воспитания мужественности
Верите ли вы, что молодые спартанцы обязаны были докладывать обо всех своих действиях. Да, существовал обычай, по которому старшие возрастом расспрашивали младших, куда и зачем они ходят, и ругали тех, кто не хотел отвечать или придумывал отговорки.
Верите ли вы, что спартанцы не считают пьянство – серьезным пороком. Нет, они даже показывали детям пьяных илотов, чтобы отвратить их от пьянства.
Верите ли вы, что, если кто-нибудь провинился и был обличен, то должен был обойти кругом алтарь, находившийся в городе, и петь при этом песню, сочиненную ему в укор. Да, таким образом человек сам себя подвергал поруганию.
Верите ли вы, что питались спартанцы очень скудно.
Да, делалось это для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его легко переносить.
Верите ли вы, что торговля была любимым делом спартанцев. Нет, торговля у спартанцев была запрещена, и если возникала нужда, можно было пользоваться слугами соседей как своими собственными, а также собаками и лошадьми, если, только они не были нужны хозяевам.
Верите ли вы, что торговля была любимым делом спартанцев. Нет, торговля у спартанцев была запрещена, и если возникала нужда, можно было пользоваться слугами соседей как своими собственными, а также собаками и лошадьми, если, только они не были нужны хозяевам.
Верите ли вы, что во время войн спартанцы носили одежды красного цвета. Да, во-первых, они считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь.
Приложение 2. Тексты источников для групповой работы.
Текст 1. «Возникновение Спартанского государства и его законы»
«Спарта была вторым значительным полисом Греции. Она находилась на юге полуострова Пелопоннес. После нашествия в Грецию дорийцев часть их вторглась в Лаконику и постепенно завоевала ее. Лаконика представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Эврот. Гаваней, удобных для мореплавания, не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами. Имелись запасы железной руды.О возникновении Спарты в литературе есть две версии: 1 – город существовал при ахейцах, был разрушен и заново отстроен дорийцами, 2 – дорийцы основали новый город, объединив ряд небольших поселений».Укрепить Спартанское государство смог мудрец Ликург. Фигура Ликурга вызывает много вопросов. Прежде всего, о том, было ли это имя божества ли это или реального исторического персонажа? Согласно сохранившимся данным он дал Спарте законы и позаботился, чтобы они стали вечными. По легенде Ликург отправился в Дельфы, взяв со спартанцев клятву не менять законов до своего возвращения. В Дельфах он покончил с собой. Так спартанские законы остались неизменными.
Текст 2: «Спарта – «закрытый» полис без крепостных стен»
Даже купцы не привозили товаров в Спарту — спартанцы ничего не покупали и не продавали. Ученые выяснили, что все у спартанцев было одинаковым - пища, посуда, одежда. Чтобы спартанцы не копили богатств, были запрещены золотые и серебряные монеты. Деньгами служили железные прутья. Они были неудобными, тяжелыми и непрочными: их нарочно держали в уксусе, чтобы железо стало хрупким. Спарта походила на военный лагерь, это был хмурый и неприветливый город. Здесь не было ни шумного рынка, ни театра, ни каменных статуй, ни храмов. На улицах отряды марширующих воинов, так как основой войска была пехота, не знавшая, что такое усталость и отступление. Спартанцы гордились, что их город, единственный в Элладе, не имел стен, ибо стенами его были мужество юношей – воинов.
Текст 3. «Хозяйство Спарты»
Вся земля Лаконии и Мессении была разделена на равные участки. Спартанские семьи получили по земельному наделу без права его продать или подарить. На этих наделах жили и работали илоты. С каждого надела каждой спартанской семье поступало одинаковое количество выращенного илотами зерна, оливок, овощей и других продуктов.Спартанцам не разрешалось заниматься ни сельским хозяйством, ни ремеслом, ни торговлей. Почти все время они проводили вместе в подготовке к войне, в походах и сражениях. Они даже питались вместе. Основными блюдами были: чёрная похлёбка, которую остальные греки считали несъедобной, овощи, сыр, принесённая с охоты дичь, рыба. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он послал за своей долей пищи, желая пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.Спартанцы никогда не расставались со своим оружием. Спарта напоминала военный лагерь, осажденный врагами.
Текст4. «Управление в Древней Спарте»
     За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин, обладавший огромной властью. В Совет входили самые достойные граждане не моложе 60 лет. Они участвовали в заседаниях пожизненно. Взамен умершего выбирали нового старейшину. Выборы происходили в Народном Собрании, состоявшем из мужчин-спартанцев. Все добивавшиеся чести стать старейшинами один за другим молча проходили перед собранием. Судьями были несколько спартанцев, которые за стенами должны были определить, за кого громче кричали. Им было слышно, но ничего не видно. Способ голосования другие греки называли детским. Почему? (Как ответят ученики?) Собрание также решало вопросы об объявлении войны, заключении мира. Выступали только старейшины. Остальные голосовали криком «за» и «против». 
Приложение 3. Схема и сопроводительный текст к ней.

Жителей небольших городков, разбросанных на некотором удалении от Спарты, вдоль границ, называли периэками ("живущими вокруг"). Они были свободными, но не имели гражданских прав. Периэки имели наделы земли. Они занимались также ремеслом и торговлей. Ремесленники изготавливали только самые простые и необходимые вещи: посуду, одежду, и оружие для воинов.
Переход из одной группы в другую был невозможен. За преступление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также, ни за какие заслуги илот или чужеземец (метек) не мог войти в группу воинов - спартанцев.  
Так уж повелось, что весной спартанцы приходили в деревни к илотам и убивали, кого им вздумается. Впрочем, они никогда не трогали женщин и стариков. Они выбирали молодых и сильных мужчин, тех, которые могли дать отпор. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в стогах сена, они врывались в хижины и убивали застигнутых врасплох людей. И если юноша не убьёт ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!».
Приложение 4. Условия дидактической игры «Из уст в уста» (как вариант изучения п.2 плана урока, в зависимости от наличия времени)
Игра строится на неоднократном повторении вслух учебного текста. При этом текст может содержать максимум имен собственных, дат, терминов. Игра проводится со всем классом. Вызываются 3 человека – «курьеры», двое из них на некоторое время покидают класс. Оставшийся вместе с классом ученик должен внимательно выслушать рассказ, который зачитывает либо учитель, либо один из учеников, для того чтобы потом пересказать его второму участнику. Как только рассказ зачитан, приглашается второй участник игры. Его задача - внимательно выслушать пересказ первого участника, чтобы потом передать его третьему. После этого учитель зачитывает первоначальный вариант, а затем помогает школьникам разобрать то, что оказалось сложным для пересказа, задает вопросы по содержанию темы.
Важно чтобы игра проходила очень динамично, говорить надо без пауз. Большее количество участников увеличивает время проведения игры, что не всегда возможно в системе исторического образования. В основе игры «Из уст в уста» лежит функция по усвоению информации и передачи ее другому. Занимательность возникает из-за несовершенства пересказа, в результате которого искажается и теряется часть информации. Учащиеся на местах не просто пассивные зрители игрового действия: они мысленно фиксируют искажение информации и пытаются сами восстановить первоначальный вариант. Так же учащихся можно попросить исправить ошибки до прочтения учителем исходного текста.
Текст для игры
Только в возрасте 30 лет спартанец считался достигшим зрелости и становился гражданином. Он получал право участвовать в заседаниях народного собрания. Народное собрание принимало решения по всем вопросам, важным для жизни государства. Собрание объявляло войну, утверждало условия мира, выбирало старейшин. Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом. Но никто не выступал, никакие вопросы не обсуждались - только принимали или отвергали предложенное решение.
А предлагала решение герусия - совет старейшин. Герусия состояла из 30 членов: 28 геронтов (старцев) и двух царей. Геронты избирались из спартанцев не моложе 60 лет. Они заседали в Совете пожизненно. Совет созывал Народное собрание, вел переговоры с другими государствами. Командовали войском два предводителя, чьи обязанности передавались по наследству. Спартанцы так и называли их архагетами («предводителями»), а греки из остальных городов называли их царями.
Цари получали власть по наследству, но их права в повседневной жизни были очень небольшими.
Со второй половины V века до н.э. большую роль в управлении стали играть пять эфоров. Эфоры контролировали деятельность всех органов управления полиса.
Приложение 5. Схема. Спартанское общество

Приложение 6. Образец оформления тезисов о спартанском воспитании в тетради
Совпадения (+, -)Тезисы о спартанском воспитании
когда рождался мальчик, отец приносил его к старейшинам, которые осматривали ребенка, факт того, что слабых детей сбрасывали в пропасть является недоказанным
основное внимание уделяли укреплению физического здоровья
главными предметами были атлетика, танцы и упражнения с оружием
в семь лет мальчика отправляли жить в казарму, где за ним присматривал учитель
мальчики сами устраивали себе постель из тростника, и им не разрешалось укрываться во время сна.
их часто заставляли голодать, переносить лишения
на год мальчику выдавалась одна туника
с 12 лет мальчики ходили босыми и с непокрытой головой
раз в год проводили состязания, во время которых мальчиков избивали и наблюдали, кто из них сможет перенести боль без жалоб
спортом занимались и девушки, они бегали, бросали диск и копье
воспитание было рассчитано на то, чтобы выработать презрение к роскоши, послушание, выносливость, физическую силу и смелость
читать и писать мальчиков учили только ради практической пользы
мальчикам разрешалось присутствовать в казармах, когда мужчины ели; они слушали, участвовали в спорах, оказывали абсолютное уважение старшим и абсолютную готовность к подчинению
в 20 лет молодой спартиат причислялся к фидитии, т. е. к группе из пятнадцати человек, с которыми он продолжал свое военное обучение и обязательно делил трапезу, которая называлась сиссития излагать свои мысли полагалось кратко и точно (отсюда возникло выражение "говорить лаконично"). Греки говорили, что чаще услышишь слова от каменной статуи, чем от мальчика в Спарте
на надгробии спартанца высекали лишь его имя; если он погибал в сражении, добавлялись еще слова «на войне».
Приложение 7. Рассказ учителя о спартанской армии
Спартанская армия была самой сильной в Греции. На первом месте для спартанца стоял родной полис, его свобода и благополучие. Один поэт писал: Доля прекрасная - пасть в первых рядах ополчения, Родину-мать от врагов обороняя в бою.
Спартанцы были прекрасными воинами - сильными, умелыми, храбрыми. Спартанские воины обучались ходить в ногу и делать простейшие перестроения. У них уже имелись элементы строевой подготовки, получившие дальнейшее развитие в римской армии. У спартанцев тренировка преобладала над обучением, что определялось характером боя того времени. Для проверки боевой готовности периодически устраивались военные смотры. Тот, кто на смотр являлся располневшим сверх установленной для воина нормы, тот подвергался наказанию. Военные смотры заканчивались состязаниями. Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возрастным и территориальным группам. Эфоры обыкновенно зачисляли в действующую армию младшие и средние возрасты (до 40 лет). Все зачисленные в армию обязаны были являться на службу со своим вооружением и продовольствием; исключение составляли цари и их свита, получавшие содержание в походе за счет государства.
Приложение 8. Рабочие листы с заданиями для групп
Группа 1.Прочитайте древнегреческую эпиграмму, посвященную гибели спартанского воина.Мертвым внесли на щите Фрасибула в родную Питану.Семь от аргивских мечей ран получил он в бою.Все на груди были раны. И труп окровавленный сынаТинних-старик на костер сам положил и сказал:«Пусть малодушные плачут, тебя же без слез хороню я,Сын мой. Не только ведь мой – Лакедемона ты сын».
Объясните, почему в древней надписи особо отмечено, что погибшего спартанского воина внесли на щите и что все на груди были раны?
Группа 2.
Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, прикрепленный к шее, шлем, защищавший голову, панцирь на груди и поножи на ногах. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Такой тяжело вооруженный боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу — илота, который в походе нес его защитное вооружение. В состав спартанского войска включались и легко вооруженные бойцы, набиравшиеся из жителей горных местностей. Легко вооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Дротик метался на дистанцию 20—60 м, стрела поражала на дистанцию 100—200 м. Легко вооруженные воины обыкновенно прикрывали фланги боевого порядка. Ядро спартанской армии составляли гоплиты, численность которых колебалась в пределах 2— 6 тысяч человек. Легковооруженных было значительно больше, в некоторых боях их насчитывалось несколько десятков тысяч человек.
Расскажите, какой была спартанская армия, какое место занимала военная служба в жизни спартанцев?
Группа 3.
Провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем».
Что хотела сказать этими словами женщина?
Группа 4.
Вот что рассказывали древние писатели о спартанских женщинах. Узнав о том, что их сыновья убиты в бою, спартанки тут же шли на поле сражения. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины, а дальше поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством: они хоронили своих сыновей с почетом, в гробницах предков; в других случаях спартанки, рыдая от стыда спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле.
Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? В каких случаях матери были преисполнены гордости, а каких рыдали от стыда?
Приложение 9. Тезисы по итогам урока (выводятся на доску или экран)
1. Жизнь в Спарте - это жизнь в военном лагере2. Жизнь подчинена войне и подготовке к ней3. Спартанцам было запрещено заниматься ремеслом, торговлей, искусством, наукой4. Суровое спартанское воспитание должно было подготавливать жителей Спарты к их основному занятию5. Дети не принадлежали родителям6. Роскошь была под запретом7. Лаконичная речь8. Изоляция от внешнего мира
Приложение 10.
«Лист самоконтроля» с пошаговой оценкой выполненных на уроке заданий»
(образец заполнения)
№п/пПеречень выполнявшихся на уроке заданий Пошаговая оценка
самооценка оценка группы оценка учителя
1 Записи в тетради 1 1 1
2 Активность в игре «Верите ли вы…» 1 1 1
3 Активность и правильные решения в групповой работе 1 0 0
4 Работа со схемами «Правовое положение населения Спарты», «Спартанское общество» 1 0 1
5 Опережающее задание «Необычные факты о спартанском воспитании» 1 1 1
Итого 5 3 4
Общая (средняя) оценка 4
Приложение 11.
Задание на сравнение «Афины и Спарта» с пошаговой самопроверкой по эталону
Вопрос Ответ Эталон (Афины)
1) в какой части Греции расположена Спарта? средняя Греция, область Аттика
2) какие занятия и ремесла были развиты/не развиты в Спарте? развито выращивание винограда, оливок; виноделие; торговля; кузнечное, гончарное, сапожное ремесла.
Слабое земледелие.
3) как можно представить этот полис? Это город-государство с независимой властью, ограниченной территорией и самостоятельным хозяйством.
4) как можно схематично отразить систему управления в Спарте? Ареопаг 9 архонтов
Знать
демос
5) какими чертами наделены спартанцы? трудолюбие, мужественность, сознательность, склонность к согласию