Приемы работы с картой на уроках истории в условиях ФГОС


Приемы работы с исторической картой на уроках в условиях ФГОС В требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы, планируемых результатах и умениях, к числу основных умений относится умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд). Что такое карта? Карта – на нем.«образец» или «подлинник», на греческом «папирус для письма» Атлас - сборник географических карт. Картограф - специалист по картографии. Картография - наука о составлении карт 2 методики работы с картой. 1) методика Стражева А.И.: а) использование настенных карт; б) учитель организует показ объекта, он должен стоять справа от карты по отношению к классу, указка в правой руке; в) дотрагиваясь указкой до объекта рассказа, учитель должен подбирать словесные ориентиры. 2) методика Тонебаума: а) использование настольной карты учебника или атласа; б) учитель во время проведения урока дает сложные ориентиры, а ученики по ним самостоятельно находят объект; в) вызвать ученика к настенной карте, чтобы он показал; г) учитель формирует в ученике привычку постоянно обращаться к карте в совей учебной работе. Алгоритм чтения исторической карты.1. Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);2. Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);3. Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой. Критерии оценивания работы с исторической картой.1. Умение соблюдать алгоритм чтения карты;2. Умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте;3. Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую;4. Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) – основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог);5. Речевая грамотность. Приемы работы с картойПоказ и пояснение Работа по 2-м картам для сравненияПрием разборной карты (игра Кто быстрее соберёт карту )Прием оживления карты (через использование меловых картосхем и цветных аппликаций); Нарисовать контуры картыВычерчивание карты на доскеПрием заполнения контурной картыИсторико-географический диктант  Примеры заданий 5 класс{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Базовый уровеньПовышенный уровеньПокажите на карте, где, на каком континенте найдены останки австролатипеков1. На основе карты охарактеризуйте результаты финикийской колонизации в 8-5 веках до н.э.2. Разъясните, используя карту, когда и почему римляне стали называть Средиземное море «нашим морем»3. Совершите путешествие из Мемфиса в Нубию. В каких городах и с какой целью вы бы остановились4.Опишите, используя карту, природные условия полуострова Индостан. Чем эта 6 класс{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Базовый уровеньПовышенный уровень1.Покажите на карте самостоятельные княжества и земли Руси в 12-13 веках2.Покажите направления вторжений захватчиков на Русь в 13 веке3. Покажите на карте территории, присоединенные к Москве во времена правления Ивана 41.Покажите на карте самостоятельные княжества и земли Руси в 12-13 веках2.Покажите на карте «Путь из варяг в греки». Объясните, через какие земли и каких условиях проходили по этому маршруту древние люди3.Проследиет по карте присоединение земель в Москве в 16 веке. Можно ли сделать вывод, что государство складывалось как многонациональное? 7 класс{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Базовый уровеньПовышенный уровень1.Покажите на карте территории, присоединенные к России в результате русско-турецких войн 18 века2.Покажите на карте маршруты экспедиций русских землепроходцев в 17 веке. Какие географические открытия они совершили1.Используя карту, расскажите о разделах Речи Посполитой2.Выявите на основе карты, какие изменения произошли в экономике России в 17 веке3. Рассмотрите карту «Русско-турецкие войны во вт. пол 19 века» и определите, какие внешнеполитические задачи решала Россия 8 класс{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Базовый уровеньПовышенный уровеньПокажите на карте территории, присоединенные к России во вт. Половине 19 века.Покажите на карте основные индустриальные центры России конца 19 века.1.Расскажите, используя карту об основных событиях войны 1812 года. Что дает информацию о причинах поражения армии Наполеона.2.Проследите по карте поход «Тысячи» Гарибальди в 1860 году. Какое значение этот поход имел для Италии.3. Используя карту, расскажите, как менялось геополитическое положение Росси на протяжении 19 века. 9 класс{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Базовый уровеньПовышенный уровеньПокажите на карте города, оказавшие героическое сопротивление немецким захватчикам в начале войны. Как были увековечены подвиги их защитниковИспользуя информацию карты, раскройте суть понятия «Республика в кольце фронтов» в 1918 годупокажите, что изменилось на политической карте Европы и мира после Второй мировой войны Объясните с помощью карты смысл понятия «Биполярный мир». К какому периоду истории оно относится3. Покажите, как изменилось геополитическое положение России после распада СССР Интерактивные карты издательства Дрофаhttps://lecta.ru/atlasplus/35853