Доклад на тему Формирование регулятивных УУД на уроках истории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боханская средняя общеобразовательная школа № 1»









Формирование регулятивных
универсальных учебных действий
на уроках истории















Табитуева Альбина Александровна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Боханская СОШ №1»














Бохан 2015





Важнейшей задачей современной системы образования, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Все вместе регулятивные УУД призваны обеспечить организацию учащимися своей учебной деятельности.

Формирование регулятивных УУД на уроках истории

История- предмет, прежде всего, изучающий факты, события. Но, в то же время, история имеет важное «прикладное» значение. Например, рассказывает о чужих ошибках, на которых, как известно, желательно учиться. Ее изучение способствует приобретению полезных и необходимых навыков умственной деятельности, развитию умения выделять главное.
Историческая наука учит критически воспринимать политическую реальность, кроме того, грамотный в историческом плане человек неплохо умеет вычленять правду из потока сфальсифицированной информации.
Получается, что здесь следует говорить не столько о формировании способности использовать исторические знания в реальной жизни, сколько о вкладе этого учебного предмета в развитие личности ученика. Важно научить детей высказывать свое мнение, вступать в полемику, причем красиво и доказательно - это пригодиться им и в жизни, и на других уроках. Уроки истории дают возможность научить наших учеников способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации. Причем научить детей добывать информацию там, где это нужно.

Тема: «Новые ценности преобразуют общество», 7 класс
Тип урока: урок новых знаний.
Подготовительный этап.
Учитель: В этом году мы начали с вами изучать удивительный предмет – историю нового времени. Вы уже много знаете о жизни людей в древнем мире и средневековье. Теперь вам предстоит познакомиться с опытом жизни человечества в новую эпоху всеобщей истории, которую называют новое время или новая история. Переход от средневековья к новому времени шел постепенно и долго. Шла борьба между старыми устоями и новыми чертами жизни общества. Эта борьба была непростой, и средневековье не хотело сдавать позиции.
Основной этап.
Учитель: Тема нашего урока «Новые ценности преобразуют общество». Разделите лист на две части. В первой части напишите, что вы уже знаете о средневековом (традиционном) обществе. Во второй- предположите, как могло измениться общество в условиях нового времени
Ребята, исходя из названия темы урока, чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? На какие вопросы получить ответы?
На данных этапах урока формируется умение соотносить ранее полученные знания с новыми, которые предстоит изучить; определение «поля знания – незнания»

Ученики: (предполагаемые ответы)
- что такое ценности?
- как новые ценности изменяют (преобразуют) жизнь людей;
- как ценности влияют на изменение общества в целом.
На данном этапе урока учениками самостоятельно осуществляется планирование этапов изучения нового материала.
Учитель: Ребята как вы понимаете слово ценности?
Ученики: (предполагаемые ответы)
                      - ценности это то, что значимо.
Учитель: давайте проверим ваши предположения, обратившись за помощью к словарям. У вас на столах лежат словари: Ожегова, словарь справочник по обществознанию, словарь справочник к параграфу урока.
Здесь осуществляется поиск информации в различных источниках.
Тема урока:
Усиление королевской власти в
XVI-XVII вв.
Абсолютизм в Европе.
Проблема:
Абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал войны “всех против всех”. Но в то же время в XVI–XVII вв. в Европе происходят революции, одна из задач которых – уничтожение системы абсолютизма.
Почему же в обществе велась борьба против абсолютизма?
Может ли власть требовать от личности безоговорочного подчинения?
Учитель просит детей, исходя из названия темы, определить цели урока:
1. Узнать, что такое «абсолютизм»? 2. Выяснить, каковы характерные черты абсолютизма. 3. Каковы его проявления в европейских странах?
Следующий этап- поиск информации в учебнике- что такое абсолютизм и составление схемы. Затем образец выводится на экран. Учащиеся сравнивают свою работу с образцом, корректируют при необходимости.
Уроки практических занятий.
Этот этап блока включает в себя самостоятельную работу. Именно на данном этапе формируются умения и навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа. На таком уроке (уроках) ребята составляют план текста, формулируют определения, составляют схемы, заполняют таблицы, рабочие листы, учатся извлекать информацию из текста. Развиваются творческие способности обучающихся: они пишут рассказы, сочинения, выступают в роли экскурсовода, рисуют, совершают воображаемые путешествия, инсценируют исторические события и т.д. Развиваются и коммуникативные способности, поскольку применяю работу в парах, группах.
Некоторые задания на этом этапе могут быть сложными, трудоемкими, требующими волевых проявлений ученика. Объем домашнего задания зависит в этом случае от объема выполненной на уроке работы. На данном этапе работы с блоком функция учителя определяется как информационно-консультативная, организующая.

Пример практического занятия
Урок истории в 8-м классе на тему "Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство"
Цели урока:
Образовательные:
дать представление об основных направлениях общественной мысли XIX века.
Развивающие:
развивать у учащихся способность осмысливать теоретический материал, работая с учебником
систематизировать его, выделяя главное, оценивать и сравнивать взгляды представителей разных идейно-политических направлений, составляя таблицы.
Воспитательные:
воспитание в духе толерантности и формирование умения взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе.
Ход урока
1. Вводная часть. Вступительное слово учителя. Постановка общей проблемы.
Учитель: Урок, посвященный знакомству с идейно-политическими учениями XIX в., является достаточно сложными, так как он относятся не только к истории, но и к философии. Философов – мыслителей XIX в., как и философов в прежние века, волновали вопросы: как развивается общество? Что предпочтительнее – революция или реформа? Куда движется история? Какими должны быть отношения между государством и личностью, личностью и церковью, между новыми классами – буржуазией и наемными работниками? Я надеюсь, что мы справимся сегодня на уроке с этой сложной задачей, т.к. у нас уже есть знания по этой теме: вы получили домой задание познакомиться с учением либерализма, консерватизма и социализма - они послужат основой для усвоения нового материала.
Какие цели ставит каждый из вас сегодня на уроке? (ответы ребят)
2. Изучение нового материала.
Класс делится на 3 группы. Работа в группах.
Каждая группа получает задания: выбрать одно из общественно- политических течений, познакомиться с основными положениями этих течений, сделать макеты слайдов (при наличии компьютеров- презентацию из 4-х слайдов в программе Power Point). Примерные макеты слайдов даются учителем (что должен содержать каждый слайд).
На столе разложены выражения, характеризующие основные положения учений:
деятельность государства ограничена законом
существует три ветви власти
свободный рынок
свободная конкуренция
свобода частного предпринимательства
государство не вмешивается в экономику
личность несет ответственность за собственное благополучие
путь преобразований – реформы
полная свобода и ответственность личности
власть государства не ограничена
сохранение старых традиций и устоев
государство регулирует экономику, но не покушается на собственность
отрицали “равенство и братство”
государство подчиняет себе личность
свобода личности
соблюдение традиций
неограниченная власть государства в форме диктатуры пролетариата
уничтожение частной собственности
уничтожение конкуренции
уничтожение свободного рынка
государство полностью контролирует экономику
все люди имеют равные права и блага
преобразование общества – революция
уничтожение сословий и классов
уничтожение имущественного неравенства
государство решает социальные проблемы
свобода личности ограничена государством
труд обязателен для всех
запрещено предпринимательство
запрещена частная собственность
частная собственность служит всем членам общества или заменена на общественную
отсутствует сильная власть государства
коллективный труд обязателен для всех, приносит радость и удовлетворение
государство регламентирует жизнь человека
деньги отменены.
Из данных выражений группы должны выбрать только те, которые соответствуют их выбранной теме.
3. Составление схем и оформление результатов работы – создание презентаций.
Ребята составляют линию сравнения: главная идея, роль государства в экономической жизни, отношение к социальным вопросам и пути решения социальных проблем, по выбранному учению.
1 группа.
Консерватизм
2 группа
Либерализм
3 группа.
Социализм
Каждая группа анализирует свое учение.
4. Обобщающая беседа.
5. Подведение итогов. Суммирование подходов и точек зрения.