Конспект Экспедиция по охраняемым природным объектам Холмского района


Разработка Зориной Юлии Егоровны, педагога дополнительного образования, туристско-краеведческого отдела ДДТ г. Холмск.
Тема: «Эколого-краеведческая экспедиция по особо охраняемым объектам Холмского района».
Возраст детей: 7-9 класс.
Введение.
В каждой общеразвивающей программе есть раздел «Краеведение». Каждый год, изучая данную тему, мы углубляемся в изучение своего родного края.
В последнее время в связи с усилением антропогенной нагрузки на природу усиливается значение экологического краеведения.
         Связь экологии и краеведения исключительно тесная. Ситуация, характеризующая систему взаимоотношений природы и человека, убедительно свидетельствуют, что современному человеку, гражданину своей страны, невозможно жить без знаний правил природопользования, умения жить в созвучии с окружающим миром.
         Работа по экологическому краеведению нацелена на расширение знаний школьников об экологическом состоянии своего края, формирование у них определенных умений и навыков в доступной природоохранной деятельности. Сочетая в себе географическую и природоведческую тематику, занятия по экологическому краеведению пробуждают у школьников интерес к своей земле, развивают мышление ребенка, его экологическую культуру.
         Экологическое краеведение включает в себя знания теоретического материала (курсы «География Сахалинской области»,  «Экология Сахалинской области»), а также практической деятельности.
  
Методика проведения.
Подготовка к проведению эколого-краеведческой экспедиции включает в себя формирование следующих знаний  и умений:
1       Техника безопасности в походе. Основные правила поведения в походе. Правила поведения в природе.
2       Необходимое снаряжение в одно- и многодневном походе. Туристический лагерь — устройство и организация. Экологические правила организации передвижного туристического лагеря.
Природные ориентиры. Погода - спутник туриста. Признаки хорошей погоды и ее ухудшения.
В ходе экспедиции планируется следующая исследовательская деятельность:
1       Изучение объектов мониторинга в эколого-туристической экспедиции: воздуха, воды, живых объектов (растений, животных), рекреационная нагрузка на территорию, памятники природы, культуры, охраняемые природные и культурно-исторические объекты.
2       Создание проекта эколого-туристического похода, экскурсии: цели, задачи, разработка маршрута, планирование исследовательской и воспитательно-развлекательной программы.
         Эколого-краеведческая экспедиция сочетает в себе закрепление теоретических знаний и практических умений учащихся.
В ходе экспедиции учащиеся закрепляют знания о системе особо охраняемых природных территориях своего края, природном разнообразии Сахалинской области; практическая деятельность учащихся формирует навыки рационального природопользования, способствует осознанию ответственности за окружающую среду.
Цели и задачи эколого- краеведческой экспедиции:
1) расширяет знания учащихся о Сахалинской области, в частности – Холмском районе;
2) знакомит учащихся с взаимосвязью процессов, протекающих в биосфере;
3) рассматривает многообразие видов живых организмов родного края;
4)      обучает методике научного исследования, ведению природоохранных мероприятий, элементам мониторинга;
5) закрепляет навыки правильного поведения в природной среде;
6) дает возможность оценивать состояние природных систем, биогеоценозов, прогнозировать развитие экологической ситуации.
Организация и проведение экологической экспедиции предполагает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе учащиеся готовятся к экспедиционной работе. Составляется программа экспедиции, разрабатывается маршрут, распределяются обязанности среди участников. Большое внимание отводится подготовке оборудования для исследований и документальной кино- и фотосъемки, овладению методикой научно-исследовательской работы. В ходе этого этапа проводятся тренировочные выходы, подтверждающие работоспособность экспедиционной группы в полевых экстремальных условиях.
На основном этапе следует придерживаться составленной экспедиционной программы. Каждый участник экспедиции выполняет свои обязанности, ведется полевой дневник, в котором определены обязанности членов экспедиции. Организуется встреча с работниками служб охраняемых природных территорий Холмского района. В ходе этого этапа руководитель экспедиции знакомит с целью, задачами экспедиции, представляет ближайших помощников и участников; рассказывает о выполняемой исследовательской работе.
Заключительный этап экспедиции включает в себя обработку собранных материалов, анализ полученных данных и проведенной работы. Оформление итогов ведется в виде альбома экспедиции, письменного отчета. Обработанные материалы передаются в школьный кабинет географии. Этот этап сопровождается подготовкой выставки, в ходе которой приводится анализ экспедиции.
Эколого – краеведческие  экспедиции с учащимися проводятся в каникулярное время, так как требуют большой подготовки и времени проведения.
Первый этап экспедиции включает в себя следующие задания.
1. Составление карты-схемы маршрута экологической экспедиции.
2. Определение особо интересных объектов для изучения.
3. Планирование времени проведения экскурсий и встреч.
На втором этапе удобнее специализироваться на определенных предметных задачах и заданиях, выполняемых в ходе экспедиции, например, изучить видовой состав участка, начертить план- схему участка и т.д..
Ботанические задачи и задания:
1. Определите тип растительного сообщества на территории контрольной площадки.
2. Составьте опись видового состава, высчитайте процентную численность каждого вида.
3. Обозначьте редкие или лекарственные виды растений. Проведите паспортизацию, учет в биогеоценозе.
 
Задания и задачи природопользования:
1. Определите статус ООПТ.
2. Выявите уникальные виды растений и животных.
3. Опишите  меры, проводимые по охране биоценоза данных участков.
         Общие рекомендации для проведения эколого- краеведческих  экспедиций:
1       до проведения экспедиции необходимо ознакомить учащихся с основными ландшафтно-географическими особенностями исследуемого района;
2       используя информационные источники, выяснить характер рельефа, почв, гидрологии, растительности изучаемого района;
3        проанализировать глубину изученности района экспедиции;
4       запись полевых наблюдений, ведение общего дневника экспедиции;
Запись наблюдений проводят в следующем порядке: дата, время, место, состояние погодных условий, исследования, наблюдения, анализ или выводы.
Для удобства обработки материала по отдельным темам во время экспедиции заполняют тематические дневники: ботанические, зоологические, географические  исследования. В дневниковые записи заносят зарисовки объектов, крупномасштабные схемы с использованием условных обозначений деятельности.
При фотографировании к пленке прикрепляется листок с описанием отснятых кадров.
При проведении экспедиции необходимо соблюдать сроки и правила сбора материала, предотвращать чрезмерную нагрузку на природные системы, стараться не беспокоить животных и птиц во время исследования местности.
Эколого – краеведческие экспедиции рассчитаны на учащихся средних и старших классов. При планировании экспедиций необходимо учитывать возраст, а также знания и умения учащихся.
ПРОЕКТ эколого-краеведческой экспедиции «Особо охраняемые территории и памятники Холмского района»
Разработка маршрута экологической экспедиции по особо охраняемым природным территориям района.
         Из всех существующих ООПТ и памятников природы Холмского района нас заинтересовал природный парк мыс Слепиковского. Предварительно мы изучили особенности данного объекта на заседаниях кружка, используя следующие источники информации:
1. Удивительная история и география мыса Слепиковского – автор Сизинцев Игорь 2009г
2. Красная книга Сахалинской области. редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Науч. Ред А.В. Присный. – Сахалин, 2004
3. Практические работы школьников по экологии: 1,2,3,4 части. Экологическое образование школьников./ Научный редактор А.В. Присный – Сахалин: Изд-во Приморье. ун-та, 1999.
4. Экология Сахалинской области: Учеб. пособие для  учащихся 8-11-х классов / А.Н. Петин, Л.Л. Новых, В.И. Петина, Е.Г. Глазунов. – М.: изд-во МГУ, 2002.  
         Экспедиция проводиться на школьном автобусе с обязательным соблюдением техники безопасности в пути.
Снаряжение: определители растений и животных; фотоаппарат, оборудование для сбора гербария, сухпаек.
Экспедиция рассчитана на два дня.
1 день: путешествие по всему природному парку «Мыс Слепикоского». Изучение растительности и животного мира, экскурсия на маяк Ноторо.
2 день: посещение участков «Кедровника Костромского» Холмский район: наблюдение за животными кедровника, экологический мониторинг кедровника, экологическое соотношение гнездующихся птиц.
Выявленные особенности мыса Слепиковского:
Огромное количество лекарственных растений занесенных в Красную книгу.
Единственное место где проживает лягушка «Квакша».
Удивительный морской ландшафт и морская растительность.
Исторический памятник природы с красивыми озерами и японским маяком НОТОРО.
Неповторимый животный мир.
Сочетание нескольких грунтов земли на одной территории.
       Результаты эколого-краеведческой экспедиции:
          В ходе разработки экспедиции учащиеся:
построили картосхему маршрута.
 побывали на участках (допустимых к посещению) мыса Слепиковсого.
изучили видовое разнообразие природы родного края, познакомились с особенностями природоохранной деятельности, проводимой на территории Холмского района;
Узнали о работе маяков и их проблемах;
закрепили правила поведения в природе;
оформили фотовыставку «Красота родной природы»;
 альбом «Система ООПТ Холмского района»;
Создали мультимедийную презентацию «Мыс Слепиковского – его растительный и животный мир»;
Собрали гербарий лекарственных растений мыса Слепиковсого.