Урок проектной деятельности по физике в 8 классе по теме: « Исследовательская экспедиция в природу»


МОУ Бирючёвская средняя общеобразовательная школа
Урок проектной деятельности по физике в 8 классе по теме: «Теплопередача и работа»
« Исследовательская экспедиция в природу»
Учитель физики Захарычева Т.М
Урок проектной деятельности по физике в 8 классе
« Исследовательская экспедиция в природу»
Цель: установить взаимосвязь и единство различных способов передачи теплоты в природе (в парке)
Исследование теплового баланса:
Задания по группам:
1. Исследовать тепловой баланс воздуха центральной аллеи, почвы поляны.
2. Исследовать тепловой баланс почвы под деревьями, воды второго прудка.
3. Опыты у костра.
Исследование роли конвекции ,излучения ,теплопроводности.
1 группа Исследование теплового баланса почвы поляны и воздуха центральной аллеи, теплоемкость различных почв, влияние влажности на теплоемкость почвы и солнечного излучения на тепловой режим почвы поляны.
1. Измерить температуру:
А) у поверхности Земли;
Б) на уровне верхушек трав ( h =15 – 20 см);
В)на h= 1,5 – 2 м над землей;
Сравнить показания,объяснить результаты и сделать вывод.
Замечание: измерение производить так, чтобы прямые солнечные лучи и дыхание человека не искажали показание температуры.
2. Измерить температуру светлой и темной почвы на поверхности, в глубине (h =10-15 см ).Одновременно измерить температуру слоя воздуха,прилегающего к почве .
Объяснить результаты, сделать вывод.
3. Исследовать какие почвы прогреваются меньше: сухие или влажные, чернозем или песок, камни. Почему различные участки почвы прогреваются неодинаково?
4. За счет какой энергии нагревается Земля, что способствует передачи тепла вглубь почвы?
5. В каких случаях поверхность почвы отдает прилегающему воздуху больше тепла?
6. Путем каких изменений физических свойств почвы возможно регулирование потока тепла в почву?
2 группа Исследование теплового баланса воды и воздуха.
Произвести сравнение температуры воды в различных участках водоема, изучить влияние солнца на тепловой режим воды в водоеме.
Сравнить температуру воды пруда:
а) на поверхности и на глубине;
б) на теневых и освещенных местах;
в) прозрачной и в гуще водяной растительности.
2. Объясните почему при приближении к водоему (в безветренную погоду) ощущается легкий ветерок. В каком направлении он дует?
3. Дать прогноз направления ветра около водоема ночью.
4. Исследовать причины образования различных ветров.
(ночной и дневной бризы)
3 группа Исследование роли конвекции потоков, особенности явлений теплопроводности, излучения.
Держа деревянную ветку за один конец, другой ввести в огонь. Тоже самое проделать с железным прутом.
Почему во втором случае рука ощущает, что прут нагрелся, а в первом нет?
Если поднести руку к костру, то ощущается его жар. Что это?
а) теплопроводность;
б) конвенция;
в) излучение.
Дополнительное задание: если вынуть из костра нагретый камень, тепло ощущается и сверху и с боков камня, почему?
Подержать горящую лучину зажженным концом вверх и вниз, когда она гаснет быстрее, почему?
Два стержня деревянный и железный плотно обмотать бумагой, внести в пламя костра на короткое время.
Объяснить, почему на деревянном стержне бумага обуглилась, а на железном нет.
2.Дом.задание. Оформить отчёт в рабочих тетрадях.