План урока по теме: Великая Северная экспедиция для 6 класса


Предмет география
Класс 6
Тема урока Великая Северная экспедиция
Базовый учебник
География. Начальный курс. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.
Урок на тему «Великая Северная экспедиция» можно проводить в 5 или 6 классе при изучении раздела «Как люди открывали Землю» (География. Начальный курс. Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И., 5 класс, Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. и др. , 6 класс)Тип урока: изучение нового материала
Форма: урок-исследование.
Урок разработан на основе деятельностного подхода, который позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие учеников вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, которые позволяют объяснить устройство мира.
Цель урока: Дать знания о Великой Северной экспедиции, исследовавшей и нанесшей на карту северные берега Азии, берега Тихого океана.
Задачи:
познакомить учащихся с Великой Северной экспедицией;
продолжить формирование умений правильно показывать исследованные объекты на карте;
развивать умения работать с учебником и дополнительной литературой;
формировать умения работать в группах и самостоятельно;
воспитывать уважение и интерес к подвигу русских путешественников.
Оборудование: физическая карта России, физическая карта полушарий Земли, Толковый словарь русского языка СИ. Ожегова, энциклопедия по географии, раздаточный материал.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (3 мин).
Приветствие; создание позитивного настроения, настрой на работу; определение состава групп с помощью техники организации групповой работы «Классические пятерки» («Классические тройки» и т. д., в зависимости от количества человек в классе).
(Важно понимать, что при правильной организации групповой работы по выполнению задания продолжается формирование благоприятной коммуникативной среды: формируются правила сотрудничества, которые способствуют поиску общего решения).
Ученикам раздаются маленькие карточки с напечатанными на них понятиями, явлениями, фамилиями людей, именами сказочных и фольклорных персонажей и т. п., имеющими классическую или общеизвестную связь между собой, например, классические пятерки:
До-ре-ми-фа-соль.
Смерч-радуга-ветер-дождь-ураган.
Москва- Элиста- Астрахань- Волгоград- Ставрополь.
Л.Н. Толстой-А.С. Пушкин-А.П. Чехов- М.Ю. Лермонтов-Н.В. Гоголь.
Участники должны найти и составить «классическую пятерку». Использование техники организации групповой работы, позволит сэкономить время на уроке и поднять учащимся настроение, что является неотъемлемым пунктом любого урока.
П. Актуализация знаний (10 мин).
На втором этапе урока используется метод актуализации ранее полученных знаний: учащиеся разгадывают кроссворд, называют тему урока. Определяется одна из главных задач урока: воспитание уважения к прошлому.
Вначале этапа актуализации учащимся предлагается поразмышлять над эпиграфом к уроку, которым является высказывание А.С. Пушкина.
На доске : « Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости, гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». А.С. Пушкин
Учащиеся задумываются над смыслом и идеей урока, над темой. Возможные ответы учащихся на вопрос: «Как вы понимаете данное высказывание?»:
- Их примеры вдохновляют, озаряют путь разума и почетный и священный путь служения своей Родине, своему Отечеству и своему Народу.
- Образованный человек видит внутренним взором тех героев,
которые своим творческим прозрением, своим кропотливым трудом, часто связанным с лишениями, создавали знание. Тот инструмент, без которого не будет работать цивилизация.
- Наша отечественная наука тоже имеет своих героев, мыслителей, деятелей, зодчих мысли. Не знать эти имена - значит недостаточно знать культуру своего народа, его возможности, его силу и его богатство.
Учитель обращает внимание учащихся, что к эпиграфу они еще вернутся в конце урока.
На данном этапе важно определить тему урока. Чтобы подвести учеников к ее правильной формулировке, учитель предлагает выполнить задание: разгадать кроссворд. Кроссворд составлен на основе пройденного ранее материала и включает зашифрованное слово «экспедиция».
На слайде - кроссворд. Учитель задает вопросы учащимся. Ученики отвечают, выходят и заносят правильный ответ в кроссворд.
1. э к вато р2. хабаровскхристо фо рпомпе я
5.де ж н ёв6. гуд з о н7. м е хи к о
8. я нцз ы9. ми ссисипи10.я н а
Вопросы:
Название нулевой параллели. (Экватор)
Самый крупный город на реке Амур. Этот город носит имя русского путешественника. (Хабаровск)
Имя великого итальянца, опытного моряка, отправившегося открывать новые земли через Саргассово море. (Христофор)
5. Старинный город Италии, пострадавший от извержения вулкана Везувия. При извержении был засыпан пеплом. (Помпея).
Название самого восточного мыса Азии. Назван в честь русского путешественника. (Дежнев)
В начале XVII в. один англичанин попытался проплыть вдоль
северных американских берегов между материком и лежащими севернее островами Канадского арктического архипелага. Попытка не удалась, но англичанин открыл огромный залив, названный в его честь. По-другому его называют - «мешок со льдом». Назовите фамилию этого человека. (Гудзон)
Название столицы страны Мексики. (Мехико)
Название одной из самых больших рек Китая, начинающихся в Тибетском нагорье. (Янцзы)
Самая большая река Северной Америки. (Миссисипи)
10. Река в Восточной Сибири, которая течет по соседству с рекойЛеной. Носит она также женское имя. (Яна)
При верном разгадывании кроссворда учащиеся получают слово «экспедиция». Важно выявить у учащихся понимание этого слова, для этого нескольким ученикам предлагается найти определение «экспедиция» в Толковом словаре русского языка СИ. Ожегова, в энциклопедиях и ознакомить с ним весь класс. Совместно с учителем учащиеся формулируют тему урока: «Экспедиция». Учитель уточняет: «Великая Северная экспедиция».
III. Постановка проблемы (5 мин).
На этапе постановки проблемы создается проблемная ситуация. Учителем формулируется проблемный вопрос (возможно, его сформулируют ученики): «Почему экспедиция великая?», «Зачем нужно было ее специально снаряжать?». Учащиеся затрудняются, но высказывают предположения. Они фиксируются на доске. В конце урока к ним необходимо вернуться и проверить - верны ли были версии.
IV. Решение учебной проблемы . Работа в группах (10 мин).
Данный этап урока основан на следующих методах:
словесный (совместная работа в группах, у карты);
исследовательский (работа с раздаточным материалом);
практическая работа (заполнение таблицы);
игра (выступление учащихся у карты в роли участников экспедиции).
Учитель объясняет ученикам, что пришло время перейти к изучению данной экспедиции, и просит учащихся перенестись в прошлое и представить себя на месте мореплавателей-исследователей.
Ребятам объясняется, какую работу будет выполнять каждая группа. Каждая группа будет представлять отдельный отряд или отряды, которые входили в Великую Северную экспедицию. Для работы предоставляется: учебник, дополнительная информация, карта маршрутов отряда, атлас и таблица, которая включает в себя план работы и перечисление отрядов Великой Северной экспедиции. Учащиеся должны заполнить графы только по своему отряду. Таблицу заполняет каждый учащийся.
Учитель проговаривает временные рамки работы в группах – 10 мин, и доводит до сведения учащихся, что после изучения своего маршрута представители группы будут у доски по карте рассказывать о проделанной работе, остальные учащиеся параллельно заполняют дальше таблицу. Для создания настроения путешествия можно использовать аудиосопровождение.
Таблица
«Великая Северная экспедиция»
Отряд 1 Отряд 2 Отряд 3 Отряд 4
Нанесение береговой линии Северной Азии Первая Камчатская
экспедиция Вторая Камчатская
экспедиция Исследование
Камчатки С.
Крашенинниковым
Цель Кто возглавлял
экспедицию Что
удалось? Вывод
Работа у карты (10 мин).
После доклада каждой группы о своем путешествии (при этом участники других групп слушают и продолжают заполнять таблицу), учитель дополняет выступления информацией. Например, можно показать современные фотографии географических объектов, их природы, которые были изучены на уроке. Рассказать историю этих фотографий.
V.Включение новых знаний в систему знаний (2 мин).
На данном этапе учащиеся вспоминают, с какой проблемой столкнулись, когда узнали тему урока; возвращаются к проблемному вопросу; проверяют, верны ли версии, записанные на доске.
Совместно с учителем ребята анализируют: найден ли ответ на вопрос: «Почему экспедиция великая?»
Возможны следующие ответы:
- Была исследована огромная территория земель, вследствие чего
стало возможно дальнейшее развитие и использование новых территорий. Пройдены тысячи километров пути, открыты новые реки и озера, освоены новые языки и образ жизни коренного населения. Всему этому мы обязаны великим путешественникам, которые прокладывали путь к новым землям ценой своей жизни.
- Эта экспедиция была необходима для новых географических открытий, описания земель, составления новых карт, поиска полезных ископаемых.
VI. Закрепление и рефлексия (10 мин).
В качестве закрепления важно подвести учащихся к главной мысли урока, отраженной в эпиграфе-высказывании А.С. Пушкина. Для этого предлагается задание «Заморочки из бочки». Учащиеся по описанию, характеристике пытаются угадать имена великих русских людей разных эпох и выражают свои предположения, что их объединяет; почему именно высказывание А.С. Пушкина послужило эпиграфом к уроку.
«Заморочки из бочки»:
1.Выдающийся полководец Великой Отечественной войны, с чьим именем связано большинство громких побед в войне. Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза. 14 апреля 1975 г. в Санкт-Петербурге его именем в целях увековечения памяти этого человека был назван проспект в Кировском районе. (Георгий Константинович Жуков)
2.Первый император Российской империи. Был провозглашен
царем в 10–летнем возрасте. Провел реформы государственного управления. По его инициативе открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука. Именно с его указом была организована Великая Северная экспедиция. (Петр I).
3.Великий русский мореплаватель, по происхождению – датчанин.
Командовал боевым кораблем «Мункер» и участвовал в Русско-турецкой войне. Назначен Петром I руководителем Великой Северной экспедиции. Выполняя задание, погиб. (Витус Беринг)
Рефлексия
Урок разнообразный, поэтому в качестве рефлексии учащимся предлагается таблица «Версты» на большом плакате.
Учащиеся под песню «Камчатка» выходят к плакату и отмечают степень значения урока с помощью СМАЙЛИКА, которое отражает эмоциональное состояние каждого ученика.
ПознавательноИнтересноПолезноНаучно
Участникам предлагается «поместить человечка» в ту колонку, которая отражает степень выраженности урока для себя.
VII. Подведение итогов урока (2 мин).
Учитель и учащиеся подводят итог урока, отвечая на вопросы:
Какая проблема возникла в начале урока?
Смогли ли мы решить проблему? Как?
Зачем нужна была эта экспедиция?
Домашнее задание
Домашнее задание можно не задавать или предоставить право выбора. Учащимся предлагается выбрать домашнее задание из предложенных:
Составить памятку для экскурсовода.
Написать сообщение или сделать мини–презентацию об экскурсии, подарившей миру или нашей стране великие открытия.
Составить кроссворд по теме «Великая Северная экспедиция».
Создать и оформить плакат «Герои экспедиций» или «Навеки герои».
Сочинить сказку по теме «Как я путешествовал».
6. Составить сценарий компьютерной игры об экспедиции.
Список литературы
1. Бурский О.В., Еськов К.Ю., Родыгина О.А., Смоктунович Т.Л. Природоведение. 5 класс: методические рекомендации для учителя к учебнику «Земля и люди».
2. Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя, - М.: Просвещение 2009 г.
3. Колычева З.И., Суртаева Н.Н. Технологии социального развития личности в образовательном процессе.
4. Никитина В.Ю. Открытые уроки географии и биологии. 5–8 классы
5. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.
6. Интернет-источники: http://festival.1september.ru/articles/577053/ http://pedsovet.org/