Урок литературного чтения по теме А.Л. Барто, Р.В. Зеленая «Ах, руки, руки!» 4 класс УМК Гармония


Тема. А.Л. Барто, Р.В. Зеленая «Ах, руки, руки!»
Цель урока:обобщить знания по данному разделу; способствовать приобщению детей к искусству; развивать творческие способности учащихся, внимание, память, речь учащихся, умение определять отличительные черты пьесы; развивать умение выражать свои чувства, мысли словами, жестами, аргументировать (коммуникативная компетентность);воспитывать нравственные качества – интереса к чтению и любви к литературе.
Задачи:
Для обозначения видов УУД используются следующие условные обозначения: Л. – личностные качества; Р. – регулятивные УУД; П. – познавательные (обеспечивающие умение работать с информацией – П-1, выполнять различные мыслительные действия – П-2); К. – коммуникативные УУД. Формулировки УУД адаптированы с учётом этапа обучения.
Образовательные (формирование познавательных УУД):
- научить ориентироваться в тексте произведения (П-1.)
- сравнивать произведения разных жанров (П-2.)
- обобщать прочитанное (П-2.)
- синтезировать прочитанное (П-2.)
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу со сверстниками и строить продуктивное взаимодействие;
- формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
- воспитывать ответственность и аккуратность;
- вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
- аргументировать высказывания. (К.)
- обмениваться читательским опытом. (К.)
- развивать навыки сотрудничества. (К.)
- развивать способность к эмпатии. (Л.)
Развивающие (формирование регулятивных УУД)
- умение обрабатывать информацию и ранжировать ее;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.)
- планировать свою деятельность. (Р.)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над новым материалом.
1. Введение в тему.
– Сегодня на уроке мы в первый раз обращаемся к 3-й части учебника. Перелистайте её страницы, прочитайте названия разделов. Как называется первый раздел этой части? («Мир – театр, люди – актеры...»)
– Можете ли вы объяснить название этого раздела?
-27 марта отмечается Всемирный день театра. Этот праздник прежде всего адресован мастерам сцены и зрителям, посещающим театр. Сегодняшний урок пусть будет маленькой частичкой театральных мероприятий, которые будут происходить в преддверии праздника.
- А как тема нашего урока связана с жизнью?
– Произведения какого жанра мы будем изучать? (Пьесы.)
– А можете ли вы объяснить смысл слова «пьеса»?
– Пьеса – это любое драматическое произведение, предназначенное для театра: трагедия, комедия, драма, водевиль. Если хотят поставить на сцене спектакль по роману или повести, то этот роман или эту повесть инсценируют, то есть превращают в пьесу.
– А чем же пьеса отличается от романа, повести, которые можно прочитать в книге? А вот чем. Если вы начнете читать какую-нибудь пьесу, вам покажется, что все отличие пьесы от повести или романа состоит в том, что в пьесе нет никаких описаний, а только одни разговоры.
Может даже показаться, что содержание любой пьесы всегда сводится к тому, что герои встречаются и вступают в разговор, то есть начинается диалог.
Эта особенность пьесы – самая заметная, сразу бросающаяся в глаза. Но она – не главная. Главное в пьесе – это действие.
И героев пьесы не зря называют действующими лицами. Персонаж романа или повести – это человек, про которого нам рассказывают. Персонаж пьесы – человек, действующий сейчас, сию минуту, на наших глазах, в нашем присутствии.
Это не значит, конечно, что он обязательно ходит или дерется на шпагах. Действие может состоять и в том, что герои просто сидят и разговаривают друг с другом. Но в том-то и дело, что разговаривая, они что-то решают, переживают, радуются, то есть действуют. Каждая реплика в таком разговоре, по существу, является действием, поступком, способным порой изменить судьбу героя, повернуть его жизнь.
Но для чего происходят все эти действия? Во имя чего герои плачут, смеются, радуются, страдают, так внезапно и круто ломают свою судьбу, иногда даже гибнут на наших глазах?
Все это для того, чтобы как можно резче, острее, выразительнее и неопровержимее выявилась основная идея произведения, мысли автора, которые он хотел донести до зрителей.
2. Работа с текстом до чтения.
– Как называется произведение, которое мы с вами будем читать сегодня на уроке? Кто является автором этого произведения?
– Какие произведения С. Маршака вы уже читали?
– О чем говорит перечисление действующих лиц в самом начале произведения «Ах, руки, руки!»? (Говорит о том, что произведение – пьеса.)
– Какие еще признаки пьесы вы можете назвать? (Ремарки; деление текста на действия.)
– Какие действующие лица присутствуют в пьесе «Ах, руки, руки!»?
3. Целевая установка.
4. Чтение текста пьесы учащимися про себя.
5. Работа над содержанием пьесы.
– Где происходят события?
– Кто является действующими лицами?
– Можете ли вы сказать, что данное произведение – это пьеса-сказка? Почему так думаете?
– Какими вы представляете себе главных героев пьесы?
6. Словесное рисование.
– «Нарисуйте» словами каждого героя.
7. Подготовка к чтению по ролям.
– С какой интонацией и каким голосом нужно читать слова каждого из героев пьесы?
8. Чтение по ролям.
К доске вызываются по 4 человека, которые читают по ролям произведение. Коллективно проводится обсуждение: у какой из групп чтение по ролям получилось лучше.
III. Подведение итогов урока.
– Какую пьесу мы читали сегодня на уроке?
– Чем же пьеса отличается от других литературных произведений?
– Почему А. Барто и Р. Зеленая именно так озаглавили свою пьесу? Могли бы вы предложить другое название?
Домашнее задание: чтение пьесы «Ах, руки, руки!» по ролям; подготовить ответы на вопросы учебника (с. 6-7).