Мастер – класс по теме: Инструментарий педагога-тьютора в условиях дистанционного сопровождения семей, воспитывающего дошкольника с ОВЗ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
«Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 3
г. Нерюнгри»



Мастер – класс:
Инструментарий педагога-тьютора в условиях дистанционного сопровождения
семей, воспитывающего дошкольника с ОВЗ

организует и проводит мастер-класс:
учитель-логопед (педагог-тьютор)
ГКП «лекотека»
Слепченко наталья ивановна


2012 год

Мастер – класс по теме:
Инструментарий педагога-тьютора в условиях дистанционного сопровождения
семей, воспитывающего дошкольника с ОВЗ
Цель мастер-класса:
Диссимиляция опыта работы педагога – тьютора с ребенком ОВЗ дошкольного возраста в выборе и применение инструментария ИКТ в дистанционном образовании.
Задачи:
- Научить выбирать и пользоваться инструментами ИКТ для дистанционного обучения с целью создания целостной образовательной среды развивающего типа для детей с ОВЗ дошкольного возраста.
- Сформировать специфические навыки включения инструментария ИКТ в педагогическую деятельность в работе с дошкольниками.
В российском образовании в настоящее время уделяется большое внимание вариативности форм дошкольного образования: ГКП, ГРР, «Лекотека» и другие, основная цель которых –создать оптимальные условия для всех категорий детей.
Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья – особые детей, нуждающиеся в изменении способов подачи информации, в необходимости создания специфической среды пребывания или обучения.
Опыт работы нашего педагогического коллектива показывает, что одним из эффективных и перспективных направлений работы с ребенком с ОВЗ – это дистанционное образование.
Современные методики дистанционного обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обладают необходимым потенциалом, так как способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам информации.
Анализ деятельности показывает, что процесс дистанционного обучения детей дошкольного возраста сопряжен с множеством трудностей, среди которых: неумение читать, неосознание важности обучения, неусидчивость. Поэтому чаще всего дистанционное обучение детей превращается в обучение родителей тому, как нужно обучать детей.

Оборудование: 4 ноутбука, проектор, экран, мобильный интернет.
Аудитория: педагогическая общественность.
Участники   (педагоги)  овладевают или совершенствуют в ходе данного мастер-класса следующие компетенции: общепедагогические, компетенции в сфере инновационной деятельности, информационно-коммуникативные.
Планируется, что участники во время мастер-класса осуществляют взаимообучение, взаимоконтроль.
 

Мастер - класс

Содержание
Участники мастер-класса
Примечание

I этап
Презентация педагогического опыта
Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады вас видеть вас на нашем мастер-классе.
И начнем наше знакомство со слов немецкого педагога Дистерверга, который сказал, что
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью»
Наше предложение - вместе приобщаться и постигать. Сегодня мы бы хотели с вами поделиться нашими знаниями и умениями в области становления и развития дистанционного обучения на самой первой ступени – дошкольном образовании.
Цель мастер-класса (они обозначены на слайде) : познакомить с опытом работы педагога – тьютора в выборе и применение инструментария ИКТ в дистанционном образовании ребенка с ОВЗ дошкольного возраста.
Задачи, которые необходимо решить:
- Научиться выбирать и пользоваться инструментами ИКТ для дистанционного обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста.
- Сформировать навыки включения в педагогическую деятельность инструментария ИКТ в работе с дошкольниками.

Слайды









№2



№3

2.
Но прежде - обратимся к теории.
Итак, что же такое дистанционное образование?
комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям специалистов и населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования.
Информационно-образовательная среда представляет
собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения. Все это привычно звучит как ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. (ИКТ)
Инструменты ИКТ могут быть разделены на 3 категории: входящие ресурсы, выходящие ресурсы и другое,
Входящие – компьютер, программное обеспечение
Выходящие ресурсы – проектор, монитор, интерактивная доска, ТВ
Другое – цифровая камера, роутер
Вообщем, это и оборудование, и программное обеспечение.
Работа с буклетами
Слайд
№4
№5

3.
Предлагаю рассмотреть рейтинг самых популярного оборудования и программного обеспечения ИКТ среди учителей.
1) оборудование:
- ПК (ноутбук);
-принтер,
- Web – камера;
-интернет-модем;
- (редко) сканер, цифровой фотоаппарат;
2) программное обеспечение:
- компьютерные игры;
- ПО учебно-методических комплексов;
- учебные тренажеры.
- презентация
3) мультимедиа технологии:
- видеоинформация (анимация, кино, мультипликация);
- Web-страницы и различные Web-приложения;
И вы со мной согласитесь, что это только малая часть разнообразного множества современных инструментов ИКТ.
Работа с участниками мастер-класса
Слайд №6

4.
Специфика нашего учреждения потребовала модификации технологии дистанционного образования, так как целевая аудитория – это дошкольники с ОВЗ зачисленные в Лекотеку, которые по тем или иным причинам не могут посещать образовательные учреждения города и района. Данная категория детей является особой, так как образовательный процесс связан с определенными сложностями:
неумение читать;
неосознание важности обучения;
неусидчивость.
Поэтому, вопрос об «условном фильтре» для инструментов стоял первым в организации дистанционного занятия для ребенка дошкольного возраста.
Наши требования к ИКТ мы сформировали в определенные таблицы-фильтры, которые производят необходимый отбор.
Ознакомимся с содержанием таблиц-фильтров. В своей работе мы используем, на первом этапе включения ребенка и семьи, только те инструменты, которые имеют положительный знак по всем ячейкам таблицы. В основу нами положены теоретические принципы организации и особые требования к ИКТ.
Знакомятся с содержанием таблицы
Слайд №7

II. часть
Практическая часть
1.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам просмотреть фрагмент дистанционного занятия (непосредственной образовательной деятельности) с ребенком 5 лет, Жора. Мальчику 5 лет, образовательное учреждение не рекомендовано посещать, заболевание – хроническое заболевание среднего уха.
Обращаю ваше внимание, что все инструменты ИКТ, которые используются мной на данном этапе занятия, будут появляться на слайде, на экране.



2.
Дистанционное занятие.
Образовательная область «Коммуникация.
Тема: «Коррекция звукопроизношения.
Л-ЛЬ»
Цель занятия – правильно и красиво произносить звуки Л-ЛЬ, развитие внимания и фонематического слуха.
ХОД:
1. Установление связи. Приветствие.


2. Артикуляционная гимнастика.







3. Фонематическая зарядка. «Посмотри и соотнеси»

















4. Звуки Л-ЛЬ. Распредели слова на группы со звуками Л-ЛЬ.









5. Самостоятельная работа родителей с Web- сайтами.

Слайд







1. Skype.


2. Работа с мультимедийной презентацией на ПК ребенка.
Электронная почта.

3. Работа с мультимедийной презентацией.
Skype переключение рабочего стола ребенка для учителя.
Работа с системой Google, «облачные технологии» – размещение презентации в интернете.
4. ПМ комплекс «Учимся с Логушей» на ПК учителя.
Skype – переключение рабочего стола педагога ребенку.
5. Электронная почта. Ресурсы Интернета


Продолжим наше общение. Во время непосредственного дистанционного общения с ребенком был использован определенный набор инструментов, которые позволили мне:
Во-первых, передавать необходимую информацию с помощью символов и картинок, поскольку ребенок не умеет читать.
Во-вторых, активизировать зрительные и слуховые анализаторы.
В-третьих, преодолеть нежелание обучаться через:
1) обучающий мультфильм;
2) существенная информация повторялась несколько раз, чтобы ребенок смог ее запомнить на бессознательном уровне, разнообразные формы работы позволили сделать повторение неназойливым;
В-четвертых, компенсировать недостаток усидчивости за счет игровой или развлекательной формы подачи материала.
В-пятых, использовать в работе диалог между ребенком и средством ДО (через игрового персонажа дракончика Логушу).



Моделирование

Вернемся к вашим таблицам-фильтрам. Ваши наблюдения и решения.
Для дальнейшей работы нам необходимо разделиться на две подгруппы.
Опираясь на пошаговую инструкцию:
1. разместим в системе Google презентацию с рабочего стола и установим доступ для всей группы.
2. освоим и закрепим в программе Skype инструмент «переключение рабочего поля».

Первое направление.
- Наша презентация размещена с использованием облачных технологий инструмента Google. Данный файл не нужно скачивать, достаточно иметь к нему доступ, чтобы открыть презентации в сети интернет. Вы, как педагог-тьютор, можете сделать доступ к этому продукту как одному ребенку, так и группе детей. Самое главное – электронный адрес участника образовательного процесса.
Сейчас в наших «облаках» находятся несколько презентаций. Откройте их, они доступны только в просмотре. Внести изменения или повредить информацию воспитанник не сможет, тем самым мы соблюдаем безопасность образовательного процесса.
Мы научились с вами пользоваться одной из возможностей Google, которая поможет предварительно подготовиться к занятию, создать медиатеку в виртуальном пространстве – все это относится к асинхронной коммуникационной форме общения.
Второе направление. Вернемся к синхронной коммуникационной форме - Он-лайн занятия.
1. Шаг. Войти в программу Skype – установить связь с партнером.
2. Шаг. Инструмент Переключение рабочего поля. Инструмент – Свернуть.
3. Шаг. Выбираете материал, который соответствует данному этапу занятия. На рабочем столе несколько продуктов: мультимедийная презентация, флеш - игра.
Особенности использования данного инструмента состоят в том, что работа с воспитанником строится на зрительно-слуховой основе, он видит все, что происходит на вашем экране. Ваша задача – научить ребенка как можно точнее с помощью правильных ответов руководить вашими действиями.
Самостоятельная работа с инструкциями.







Инструкция №1




















Инструкция №2
Мастер исполняет роль консультант, организует самостоятель-ную деятельность слушателей и управляет ею.






Участники делятся на 2 группы.




Рефлексия

Уважаемые коллеги, мастер – класс имеет свои временные рамки. Чтобы подвести итог нашей работы и закрепить некоторые полученные умения, отправьте на мою электронную почту письмо-отзыв о результатах нашей совместной деятельности.












Мастер-класс
учитель-логопед Слепченко Наталья Ивановна
МБС(К) ОУ С(К)НШ-ДС №3 г.Нерюнгри



15