Конспект по музыке на тему!Классицизм в музыке

Тема урока: «Музыкальное искусство классицизма»


Цель урока: Познакомить учащихся с музыкой классицизма на примере музыкального искусства композиторов Венской классической школы (Гайдна, Моцарта, Бетховена) и определить её место в искусстве 17 – 18 вв.

Образовательные задачи урока:
обобщить основные принципы классицизма на примере архитектуры России и Западной Европы, провести сравнительный анализ архитектуры эпохи барокко и классицизма;
обобщить основные особенности музыки эпохи барокко на примере музыки И. С. Баха;
помочь учащимся развить сформированное ранее понятие о художественно-исторической эпохе и стиле, понять важнейшие закономерности их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
выявить классицистические принципы построения музыкального произведения на примере симфонического классицизма Й. Гайдна и творчества Л. В. Бетховена.

Воспитательные задачи урока:
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения с произведениями искусства на уроке:
подготовить компетентного зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства.

Понятия:
Классический концерт
Оратория
Месса
Кантата
Симфония
Соната
Дидактический материал:

· Презентация, подготовленная учителем, которая включает в себя наглядный и музыкальный материал (использован диск «Мировая художественная культура 10-11 класс);

· Раздаточный материал (таблицы, наглядный материал, тестовые задания).

· Учебник «Мировая художественная культура 11 класс». Г.И. Данилова - М., - «Дрофа», 2007

Структура и содержание урока:


Тип урока - комбинированный

Урок включает в себя следующие составляющие:


· Повторение ранее изученного материала:
а) обобщение основных принципов классицизма в архитектуре России и Западной Европы;
б) сравнительный анализ архитектуры эпохи барокко и классицизма. Ученикам предлагается по розданным иллюстрациям определить стиль и записать анализ архитектуры в таблицу (работа в группах).
в) повторение особенностей музыки эпохи барокко на примере музыки И. С. Баха (Месса h moll или фрагмент токкаты и фуги d moll).


· Изучение нового материала:
а) знакомство с музыкальными произведениями классицизма, творчеством композиторов Венской классической школы (Гайдна и Бетховена);
б) выявление принципов построения музыкального произведения;
в) определить место классицистической музыки в искусстве 17 – 18 вв.


· Закрепление. Вопросы:
Каково значение творчества Гайдна в истории мировой художественной культуры? Что представляет собой созданный им тип симфоний? Справедливо ли утверждение, что музыка Гайдна – это «музыка радости и досуга»? Каково ваше мнение?
Как вы думаете, почему творчество Бетховена принято рассматривать в камках классицизма и нового художественного стиля – романтизма?

Д /з. Выполнить тестовое задание по теме «Музыкальное искусство классицизма».
Конспект урока

У.: Ребята,на предыдущих уроках мы с вами говорили о стилях 17-18 веков. Какие же это стили, давайте перечислим их.
Р.: Маньеризм, барокко, рококо и классицизм.
У: Наиболее подробно мы останавливались на таком стиле как барокко и классицизм и рассматривали их проявление в различных видах искусства. О каких видах искусства идёт речь?
Р: Архитектура, скульптура, живопись, музыка.
У:А о какой музыке у нас шла речь на прошлом уроке?
Р: О музыке барокко.
У: Но прежде чем перейти непосредственно к теме нашего урока сегодня, а название этой темы вы уже прочитали конечно. Это «Музыкальное искусство классицизма», давайте мы вспомним основные черты барокко и классицизма в общих чертах и проявление их в различных видах искусства. Давайте разделимся на две группы. 1-я будет представлять нам искусство барокко, а вторая – классицизм (естественно музыку классицизма вы пока не берёте). Итак, барокко. Назовите главную цель этого стиля.
Р:.
У:А каковы же главные цели искусства классицизма?
Р:
У: Итак ,мы можем ясно видеть, насколько различны эти цели. А какие главные темы барокко вы можете назвать? Что характерно для этого искусства?
Р:
У: А главные темы классицизма и присущие ему качества?
Р:
У: Посмотрите на экран, как вы думаете, это архитектура барокко или классицизма?
Р: ..
У: А почему ты так думаешь?
Р:
У: А это?
Р:
У: Ребята, а чем отличается стиль от направления?
Р: Стиль охватывает все виды искусства, а направление 1 или 2.
У: Так вот касаясь барокко в музыкальной культуре. Какие художественные принципы отличали её от музыки Возрождения?
Р:.
У: Давайте вспомним выдающихся композиторов барокко
Р: Бах, Гендель, Вивальди, Монтеверди.
У: Сейчас мы прослушаем фрагмент Бранденбургского концертa № 1 И. С. Баха.













Тестовые задания по теме: «Музыкальное искусство классицизма»

Последователи классицизма считали, что подлинной основой искусства является:
а) разум;
б) чувства;
в) интуиция.

Какие из перечисленных композиторов не являютя представителями Венской классической школы?
а) Гайдн;
б) Моцарт;
в) Гендель;
г) Глюк;
д) Бетховен;
е) Дебюсси.

Выберите три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства (по мнению Глюка):
а) гармония, ясность формы и лаконичность;
б) простота, правда и естественность;
в) духовность, глубина мысли и сложность структуры.

Йозеф Гайдн вошёл в историю мировой музыкальной культуры как создатель:
а) классической оперы;
б) хоровых духовных композиций;
в) классической симфонии;
г) полифонии.

Сколько симфоний было написано Гайдном?
а) 5;
б) 24;
в) 46;
г) 78;
е) 104;
д) 151.

Музыку Гайдна называли музыкой:
а) «радости и досуга»;
б) «скорби и печали»;
в) «мира и утешения».

Классический тип симфонии состоит из:
а) 2-х частей;
б) 3-х частей;
в) 4-х частей;
г) 8-ми частей.

В своём творчестве Моцарт чаще всего обращался к :
а) мифологическим сюжетам:
б) средневековым сюжетам и пьесам известных драматургов;
в) австрийской поэзии.

Кто из композиторов Венской классической школы придавал первостепенное значение в оперном искусстве звучащему слову?
а) Гайдн;
б) Глюк;
в) Моцарт;
г) Бетховен.

Кому из композиторов принадлежат слова о том, что «поэзия должна быть послушной дочерью музыки»?
а) Гайдну;
б) Глюку;
в) Моцарту;
г) Бетховену;
Д) Генделю.

Как называется соната Л. В. Бетховена, которая была посвящена Джульетте Гвиччарди:
а) «Солнечная»;
б) «Ночная»;
в) «Звёздная»;
г) «Лунная»;
д) «Северная».


·