Технологическая карта урока по музыке для 6 класса на тему:Образы камерной музыки в произведениях Фридерика Шопена


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ФГОС
(УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ)
Урок разработан по программе «Музыка. 6 класс» Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой.
ПРЕДМЕТ: МУЗЫКА. 6 класс . Учитель: СКРИПКО Валентина Петровна, МБОУ города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №4».
ТЕМА УРОКА: Образы камерной музыки в произведениях Ф. Шопена.
Цель урока: Познакомить обучающихся с особенностями произведений Ф. Шопена.
Задачи урока:
Образовательные: Обращение к произведениям Ф. Шопена с целью изучения их характерных особенностей. Продолжение знакомства с творчеством композитора.
Воспитательные:
Приобщение детей к сокровищницам мировой музыкальной классики. Создание эмоциональной атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала обучающихся.
Развивающие:
Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Словарь урока: Камерная музыка, Ноктюрн, Этюд, Вальс, Программная и не программная музыка .
Ресурсы урока: Магнитофон, цветные карточки.
1 этап. Организационный. Приветствие, проверка наличия учебников, тетрадей, письменных принадлежностей. 2 этап.Актуализация. Работа с учебником на стр.96. Найти ответы на вопросы : Способы исполнения музыкальных произведений; Условия исполнения; Камерная музыка. Обучающиеся находят ответы, подчёркивают их простым карандашом. Выписывают в тетрадь.
Ответы обучающихся: Способы исполнения: вокальные и инструментальные.
Условия исполнения: камерные и симфонические.
Камерная музыка – музыка, исполняемая в небольшом помещении небольшим составом музыкантов.
3 этап. Мотивация. Вопросы обучающимся; Почему мы связываем имя Фридерика Шопена с камерной музыкой? Каким инструментом в совершенстве владел Ф. Шопен? Обучающиеся отвечают на вопросы.4 этап. Целеполагание. При помощи слов «Камерная музыка. Образы. Ф. Шопен. Произведения» ребята должны сформулировать тему урока и записать её в тетради. Обучающиеся формулируют тему урока: « Образы камерной музыки в произведениях Фридерика Шопена». Запись в тетради.
5 этап. Открытие» нового знания». Обращаемся к учебнику на стр 98, сравниваем определение темы с текстом. Найти и объяснить понятие «Салонная музыка», «Импровизация». Рассмотреть иллюстрацию, описать действие. Объяснение слова «Ноктюрн». Прослушивание «Ноктюрн №2». Предлагается дать характеристику этому произведению.
Объяснить историю появления вальса.Поначалу это был крестьянский танец РАНДЛЕР. И исполнялся в быстром темпе, вприпрыжку. Постепенно его стали танцевать в городах, темп замедлился и появилось новое название «ВАЛЬЗЕН» - скользить. Предложить детям прослушать Вальс «№7». Обучающиеся должны ответить на вопросы:
В какой форме написано произведение? Определить характер каждой части.
Обращаемся к учебнику (стр 100.) Дать определение слова «Этюд». Рассказ об истории написанию «Революционного этюда № 12» Обратиться к учебнику на стр 96, найти определение «Программная музыка». Прослушивание произведения, его анализ. Обучающиеся работают с учебником, отвечают на вопросы, дают определения.
Импровизация – сочинение на ходу.
Салонная музыка- произведения романтического направления, рассчитанные на успех у слушателей аристократических салонов 19 века.
Записывают в тетрадь определение слова «Ноктюрн»- размышление при луне.
Слушают произведение, проводят анализ , используя термины: задумчивый, романтический, спокойный, мечтательный, поэтичный,задушевный, светлый. Прослушивание «Вальс №7».
Ответы: Форма произведения – трёхчастная (А-Б-А).
1 и 3 части- грустный , печальный, задумчивый характер; 2 часть_ подвижная, мажорная, но с немного грустными интонациями.
Работают с учебником, дают определение слову «Этюд», «Программная музыка».
Ответы: Этюд -упражнение для развития беглости пальцев
Программная музыка – произведения, имеющие конкретное название.Прослушивают произведение, анализируют его, записывают в тетрадь.Отвечают на вопрос :Можно ли «Этюд №12» считать программным произведением?
Ответ, Да, можно, так как имеется название «Революционный».
6 этап. Включение нового знания в систему знаний. Закрепление. Проводится игра «Один против всех». Обучающиеся должны ответить на предложенные вопросы, используя варианты ответов. Каждому ответу соответствует определённый цвет карточки: 1- красный, 2- синий, 3- жёлтый.
Что такое импровизация?
Варианты: 1 Сочинение на ходу; 2- Заранее сочинённое произведение; 3- Сочинение с некоторыми заготовками.
Каким был вальс изначально?
Варианты: 1 Крестьянский танец;2- Бальный танец;
3- Инструментальное произведение.
В каком темпе исполняется Этюд №12?
Варианты: 1. Анданте; 2- Модерато; 3- Престо.
Ноктюрн – это: 1: Ночное размышление; 2- Дневное размышление; 3- Утреннее размышление.
Какое название дал Фридерик Шопен Этюду № 12?
Варианты: 1. «Патриотический»; 2- «Патетический»;
3- «Революционный»»
При помощи цветных карточек дети отвечают на вопросы.
Обучающиеся, неправильно ответившие на вопросы, из игры выбывают.7 этап. Оценивание. Выставление оценок, анализ ответов. Ученики подают дневники.
8 этап. Домашнее задание. Стр. 96, 98-101, запись в тетради. Обучающиеся записывают задание в дневники. При создании урока были использованы: УМК Е.Д . Критская, Г.П. Сергеева, «Музыка. 6 класс».
Музыкальный материал: Ф. Шопен. Ноктюрн №2; Вальс №7, Этюд №12 «Революционный».