Презентация План-конспект урока-семинара на тему Характерность образов в произведениях Детского альбома П. И. Чайковского


Заголовок презентацииПодзаголовок презентацииПлан-конспект урока-семинара на темуХарактерность образов в произведениях «Детского альбома» П. И. Чайковского Цель: обобщение средств и приёмов работы для раскрытия музыкальных образов произведений «Детского альбома» П.И. Чайковский.Задачи: Знакомство с историей создания «Детского альбома» П.И. Чайковского2. Определение стилистических особенностей и анализ пианистических трудностей пьес «Детского альбома»3. Анализ и использование средств музыкальной выразительности в раскрытии характера образов.Повышение мотивации студентов к профессиональной деятельности. Методы: практический, словесный, активного мышления, метод эмоциональной драматургии, сравнения, наблюдения, метод иллюстрирования, методы стимулирования интереса и мотивации к деятельности. {B301B821-A1FF-4177-AEE7-76D212191A09}1 «Новая кукла»2. «Мужик на гармонике играет» 3. «Полька»4. «Нянина сказка»5. «Неаполитанская песенка» История создания «Детского альбома» О начале работы над циклом детских пьес известно из переписки Чайковского. Находясь в Каменке, он пишет П. Ю. Юргенсону «Завтра примусь за сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил обогащению детской музыкальной литературы, которая очень не богата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной лёгкости с заманчивыми для детей заглавиями как у Шумана.»Непосредственно созданию «Детского альбома» предшествовало длительное общение композитора с племянником Колей Давыдовым. Содержание цикла Пьесы расположены в логической последовательности. В чередовании пьес развиваются два сюжета: один отражает жизнь ребёнка на протяжении одного дня второй символизирует жизненный путь человека. Чтобы вникнуть в эти «сюжеты», необходимо осознать конструктивное единство «Детского альбома».Содержание цикла Опус состоит из ряда миниатюрных цикловНачальный мини цикл редощущение ребёнком грозного мира, ожидающего его за порогом отчего дома, угадывается в пьесах «Утренняя молитва», «Зимнее утро». Мир и покой детской душе возвращает «Мама».Следующие пьесы посвящены детским играм и танцам. Игры мальчиков: очаровательные«Игрой в лошадки» и «Марш деревянных солдатиков» Девочки, героини пьес: «Новая кукла» - безудержная радость от полученного подарка «Болезнь куклы» - проникновенная горестная музыка «Похороны куклы» - скорбный маршТри следующих танца танцуют мальчики и девочки. «Вальс», русская по колориту «Полька» и суровая «Мазурка» замыкает вереницу «домашних» пьес.П СТ Мини цикл - путешествия по России«Русская песня» сродни «Прогулкам» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского. «Мужик на гармонике играет» маленькая, трагикомическая зарисовка.«Камаринская» удалая русская пляска.Опус состоит из ряда миниатюрных циклов Мини цикл – путешествия заграницу«Итальянская песенка»услышанная во Флоренции в исполнении мальчика под аккомпанемент гитары. «Старинная французская песенка»грустная и поэтичная. «Немецкая песенка»лёгкая, обаятельная. «Неаполитанская песенка» пленительная, изящная.Опус состоит из ряда миниатюрных циклов Опус состоит из ряда миниатюрных цикловСказочный «вечерний» мини циклзнаменующий «возвращение домой».«Нянина сказка»фантастическая, тревожная, таинственная.«Баба Яга» злая, загадочная, волшебная. «Сладкая грёза» мечтательная, трепетная. Опус состоит из ряда миниатюрных цикловФилософский эпилог цикла.«Песня жаворонка»живописная зарисовка с налётом грусти«В церкви» образ церковного пения. «Шарманщик поёт»Жанровая зарисовка– Методический анализ избранных пьес «Детского альбома» П.И. Чайковского В музыке слышится восторг удовольствия от полученного подарка. Ритмическая фигура аккомпанемента, возбуждённый ритм создаёт образ маленькой героини пьесы, стремительно вбегающей в комнату с новой куклой. Жанровая основа пьесы – вальс. Темп - «скоро» - подчеркивает стремительность, радость, восторг, лучезарное настроение. Волнообразная, очень чуткая и контрастная динамика помогает раскрытию образа. Секвенционный принцип развития в средней части создаёт изящный, завершённый танцевальный фрагметЗавершающий эпизод интересен краской используемых композитором гармоний.«Новая кукла» ОБРАЗ И СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Методический анализ избранных пьес «Детского альбома» П.И. Чайковского«Новая кукла» Тонкая фразировка и фразировочная динамика, «взлетающие» мотивы и «ниспадающие» интонации, требуют цельности в исполнении «порхающие» мотивы среднего раздела, едва заметная опора на первый звук мотива, «спорящая» с метрическим акцентом, гибкая волнообразная динамика Единство темпа в сочетании с тонкой выразительностью. ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СЛОЖНОСТИ Методический анализ избранных пьес «Детского альбома» П.И. Чайковского«Мужик на гармонике играет» ОБРАЗ И СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИСкорее это шуточная картинка, маленький эпизод народного гулянья.Темп adagio. Жанровая направленностью музыки - плясовая. Этому способствует и отрывистое произнесение аккордов и острые снятия в окончаниях лиг. Более связное исполнение (Я. Флиер, М. Плетнёв), в сочетании с медленным темпом окрашивает гармошечный перебор печальным, тоскливо-заунывным колоритом. «mf» в начале пьесы постепенно разрастается до«f», настойчивые повторы одной и той же гармонической фигуры требуют динамического нарастания к кульминации. Последующее постепенное угасание звучности создаёт эффект удаляющегося звучания. Методический анализ избранных пьес «Детского альбома» П.И. Чайковского«Мужик на гармонике играет» Массивные аккорды в мелодическом движении создают Аппликатурные трудностиТрудности синхронного звучания правой и левой рукиШтриховые и динамические трудности.ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СЛОЖНОСТИ Методический анализ избранных пьес «Детского альбома» П.И. Чайковского«Полька»ОБРАЗ И СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИСамый детский танец «Детского альбома» «Полька» Царит атмосфера шумного детского веселья, праздничного «бала для маленьких». Дети танцуют весёлую польку. Это парный танец с небольшими прыжками и притопами. В музыке это выражается в задорных форшлагах, остром звучании, игривых изломах мелодии, яркой, энергичной динамике. Пары движутся по кругу. Танцующие то изящны и грациозны, то немного неуклюжи, комично - неловки. Методический анализ избранных пьес «Детского альбома» П.И. Чайковского«Полька» В пьесе много динамических «вилочек». Подвижная динамика представляет некоторую трудность. Не стоит сглаживать динамические нарастания и спады: полька должна звучать живо и весело. Важно правильное ощущение метрических долей, чтобы музыка не потеряла ритмическую остроту. Достаточно сложная фактура требует большой технической работы.ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СЛОЖНОСТИ Методический анализ избранных пьес «Детского альбома» П.И. ЧайковскогоОБРАЗ И СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ«Нянина сказка»Сказка не страшная, скорее смешная. Острое звучание, резкие гармонии создают сказочный образ. Благодаря паузам, неожиданным акцентам и скачкам мелодии, напоминающим испуганные возгласы, музыка звучит тревожно. В средней части тревога нарастает, возникает ощущение чего то страшного.Но светлая тональность напоминает нам о том, что все сказки заканчиваются добром. Методический анализ избранных пьес «Детского альбома» П.И. Чайковского«Нянина сказка»ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СЛОЖНОСТИОсвоение трудного нотного текстаВладение штрихом staccato в сочетании с акцентамиУмение долго играть одинаковым штрихомАппликатурные трудностиВладение постепенными crescendo и diminuendo, градацией динамики от «p» до «f»Ритмическая и метрическая точность, сообщающая музыке причудливость и необычность. Методический анализ избранных пьес «Детского альбома» П.И. ЧайковскогоОБРАЗ И СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ«Неаполитанская песенка»«Неаполитанская песенка» - одна из самых ярких пьес«Детского альбома». Она пришла в музыку Чайковского с улиц Неаполя. Напоминает народный итальянский танец – тарантеллу, который часто сопровождается пением.Это быстрый, живой, жизнерадостный танец с чётким ритмом, грациозный, изящный, задорный. Очень выразительно переданы черты итальянской народной музыки, звучание народных инструментов: кастаньет, отчётливо подчёркивающих ритм музыки, её энергичный, горделивый характер и мягкое звучание гитары, сопровождающей пение.Композитор использует staccato, синкопы, акценты и острый ритмический рисунок, подчёркивая грациозность и горделивость тарантеллы. В «Неаполитанской песенке» две части: запев, где мы слышим песенку припев, в мелодии которого властвует стихия стремительного танца, весёлого итальянского карнавала. «Неаполитанская песенка»ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СЛОЖНОСТИТихое, острое, грациозное, звучание аккомпанемента в партии левой рукиЧередование staccato, коротких лиг, акцентов в мелодииЧёткий ансамбль партии правой и левой рукиТонкая фразировочная динамикаАппликатурные сложности, репетиции в мелодическом рисункеСтремительный темп и яркая динамика во второй части. Литература Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. М.: Музыка, 1988. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1971 Айзенштадт С. А. «Детский альбом» П. и. Чайковского. –М.: издательский дом «Классика –XXI», 2009. Браудо И. А. Артикуляция Л., 1961 Гольденвейзер Е. И. Записи уроков А. Б. Гольденвейзера // В классе А. Б. Гольденвейзера. М., 1986. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути развития музыкального романтизма. М., 1997. Кандинский – Рыбников А., Месропова М. О. О не опубликованной П. И. Чайковским первой редакции «Детского альбома»// Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 11. М.: Музыка, 1997. Кандинский – Рыбников А. Аннотация к грамзаписи: П. Чайковский. Большая соната; Детский альбом. Исполняет М. Плетнёв. А 10 00611009. Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского. М.: Музгиз, 1949. Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского. Т.1-2. М.: Алгоритм, 1997.