Классный час Государственные символы России (2 класс).

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
ЩМР МО









Разработка классного часа
Государственные символы России.

Конституция – Основной закон государства.






Приходько Ольга Петровна
учитель начальных классов
МОАУ СОШ №2













Государственные символы России

Цель: гражданско-патриотическое воспитание.
Задачи: познакомить учащихся с Конституцией России;
развивать познавательный интерес к своей Родине;
воспитывать уважительное отношение к символам своего государства;
воспитывать патриотические чувства;
формировать чувство гордости за свою страну.

Ход мероприятия.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Учитель:
- Сегодня мы поговорим о нашей Родине.

3.Стихотворение
Сергей Васильев «Что мы Родиной зовём?»

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.
Учитель:
- Как называется наша Родина? (Наша Родина – Россия, Российская Федерация).
Федерация-союз, объединение.
В состав России входят 83 субъекта РФ( республики, края, области).
Стихотворение Сергея Васильева «Россия».
Россия
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа-
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким слово Русь.
4. Беседа.
Учитель:
-Что является столицей РФ?
(Москва – главный город нашей страны. Москва – столица России.)
Учитель:
- Какие символы государства вы знаете?( государственный флаг, герб,гимн)
- Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Учитель:
- Государственный флаг означает единство страны.

-Опишите российский флаг. (триколор)

-Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести, благородство; синий – небо, верность,честность и правду; красный – огонь, смелость, мужество, отвагу,любовь. Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и декоративно-прикладном искусстве.
Флагу России уже более трёхсот лет.
Учитель:
Герб Российской Федерации. Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история.
- Что представляет собой Государственный герб России?

- Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.
Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.
- Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.
В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства.

- На груди орла помещено изображение серебряного всадника в синем плаще на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея (дракона).
Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.
Гимн Российской Федерации
Учитель:
- Что вы можете рассказать о государственном гимне России?

- У каждого государства есть свой государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, посвящённая родине. Это символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны.
-Гимн исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.
-При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
Слушаем гимн России.
Учитель:
- Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам – это отношение и к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
- Что такое Конституция?
Учитель:
- Конституция – это основной закон государства.
- В Конституции записаны основные правила, по которым мы живём.
В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.
- Какой праздник отмечается в нашей стране 12 декабря? 20 лет Конституции РФ.
(День Конституции. 12 декабря 1993 года была прията Конституция,
по которой мы сейчас живём, Конституция Российской Федерации)
(Учащимся показывается Конституция).

- Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русским на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои республики, свои национальные округа, но все они объединились в федерацию – союз равноправных народов нашей страны.
- В нашей стране живут более 180 национальностей и народностей. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.
Об этом записано в Конституции.
- Прочитайте тезисы из Конституции. Статья 19.

Все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, национальности, происхождения.
Мужчины и женщины имеют равные права.

Учитель:
-В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, более 50 статей.
-А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности?
(Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству).

Беседа.
Учитель:
-Давайте посмотрим, о каких правах и обязанностях говорится в нашей Конституции.
- Какими правами вы пользуетесь?
- Какие обязанности возлагаются на вас? На ваших родителей?

Права и свободы граждан
Обязанности граждан

Право на жизнь
Право на личную неприкосновенность
Право на свободное передвижение
Право на жилище и его неприкосновенность
Право на труд
Право на отдых
Право на образование
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Свобода мысли и слова
Свобода творчества
Свобода информации
Свобода совести, свобода вероисповеданий
Право на получение юридической помощи
Право на получение социальной помощи
Право избирать и быть избранным
Равенство прав и свобод


Обязанность защищать Родину
Обязанность соблюдать законы
Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Обязанность платить налоги


Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание, но если при этом он несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Поэтому, прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать!

-Ребята, скажите, а кто является главой нашего государства? (Президент)
- Кто знает, как его зовут? (Владимир Владимирович Путин)
(портрет президента)
- Какими полномочиями наделён президент?
- Слово «президент» в переводе означает «сидящий впереди».
Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, издаёт указы и распоряжения, подписывает законы, ведёт международные переговоры, является Главнокомандующим нашей Армии.
В Конституции записаны права и обязанности Президента.

5.Итог.
Учитель:
-Наш разговор подходит к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, о правах и обязанностях граждан.
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и уметь
Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать себя и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились и живёте. Вы – будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства


Использованная литература и интернет - источники:
Конституция Российской Федерации.
Классные часы: 2 класс/ Авт.-сост. Т.Н. Максимова. - М.:ВАКО, 2008.
Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: «ТИД» Русское слово – РС», 2002.
Павлова О.В. Тематические классные часы в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007.
http//festival. 1 september.ru/articles/410170/
privetse.narod.ru/poeziaorosii.html
www.rossimvolika.ru