Классный час Государственные символы — национальная гордость (2 класс)


Классный час
Тема: Государственные символы – национальная гордость!
       Цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики Республики Казахстана. 
Задачи:
- создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики Казахстана;
- развитие национального самопознания и гражданственности;
- формирование чувства гордости за свою страну, любви к родине;
- воспитание в себе высоких нравственных начал.
Ход классного часа.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня замечательный день в жизни каждого ученика – 1 сентября «День знаний». Вы вновь возвращаетесь в родную школу, любимый светлый класс. Мы с вами проведём классный час, который называется «Государственные символы – национальная гордость».
Наша семья стала больше, хочется познакомить вас с новенькими ребятами.
( представление). А новичкам пожелаем: как можно быстрее освоиться в нашей школе, подружиться со всеми ребятами.
Мы с вами вспомним основные правила школьной жизни, познакомимся с учебниками, а вы расскажете, как отдохнули во время летних каникул.
А теперь давайте вспомним основные правила общения:
а) При встрече люди здороваются.
-Здравствуйте!-
ты скажешь человеку.
- Здравствуй! –
улыбнётся он в ответ.
И наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
(А.Кондратьев)
- Любая встреча начинается с приветствия, т.е. с пожелания здоровья.
а) до уроков, входя в класс, нужно поздороваться сразу со всеми присутствующими, а потом можно ещё раз отдельно с друзьями и учителем;
б) начало урока: учитель приветствует ребят, они красиво стоят у своих мест;
в) во время урока – если кто-то во время урока входит в класс, то нужно встать, поприветствовать;
г) на перемене и на улице учащиеся здороваются первыми;
д) при входе в общественное место «библиотеку», «медпункт», «столовую» дети также здороваются первыми.
Слова «До свидания!», «Спасибо!», «Простите!»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте!» щедро дарите.
Эти слова очень важны,
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
- Эти слова мы обязательно возьмём в школьную жизнь.
А сейчас проверим, как вы готовы отправиться в путешествие по школьной стране.
Попробуйте разгадать загадки про школьные предметы:
Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж. Что же это? (карандаш)
Стоит чудесная скамья, на ней уселись ты да я.
Скамья ведёт обоих нас из года в год,
Из класса в класс. (парта)
До чего же скучно, братцы, на чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног, чтобы сам я бегать мог. (ранец)
По зелёному белым пишет то и дело. (мел и доска)
Грамоты не знаю, а весь век пишу. (ручка)
- С завтрашнего дня у нас начнутся уроки. А вы помните, по каким учебникам учились в 1 классе? Приглашаю на минутку в «Королевство учебников». Вас ждут: королевы Математика и Русский язык, принцессы Литературное чтение и Познание мира. А вы приготовили для них обложки и закладки, также обложки для тетрадей?
Совет самому аккуратному ученику:
«Когда начнёте новую тетрадь,
как снег белеет первая страница.
Тетрадь с волнением торопится узнать:
Какая ей досталась ученица?
Ты для неё – беда или подарок?
Захочется ей плакать или петь?
Из-за твоих ошибок и помарок
Не часто ли придётся ей краснеть?»
Желаю, чтобы ваши тетради были самыми аккуратными, чтобы в них красовались 4 и 5.
- А теперь давайте на короткое время вернёмся назад, «в лето»
-Расскажите, где вы побывали? Что вы повидали? Кто из вас не забыл таблицу сложения? Писал слова и предложения? Читал книжки?
Молодцы, справились с вопросами. Приятно вас видеть весёлыми, умными, крепкими. Вы заметно подросли, вас уже не спутаешь с первоклашками. Вы давно освоились в школе, поняли, что учёба – это серьёзный труд.
Дети смогут по морю плавать капитанами,
Докторскими каплями насморки лечить,
Управлять послушными башенными кранами,
Этому лишь только их надо научить.
Летом вы все не один раз бывали на речке, на лугу, в лесу… Проверим, как вы знаете свой край. Как называется наш край? (Актюбинская область). Чем богат наш край? (реки, степи, полезные ископаемые…)
А как называют жителей нашего края? (актюбинцы) А маленьких жителей как называют?
Постарайтесь запомнить и соблюдать заповеди актюбинца:
1. Учись понимать природу, стань её другом и защитником!
2. Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением.
3. На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми!
4. Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
5. Изучай природу – ты её частица!
6. Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных!
7.Охраняй чистоту вод, не загрязняй берега рек.
8. Следи за чистотой природной среды и не оставляй за собой следов пребывания в ней!
9. Помогай тем, кто заботится о природе. Защищай её от вредителей и несознательных туристов.
Эти правила должен выполнять каждый сознательный человек, который любит свой край, свою страну. А как называется наша страна? (Казахстан – наша Родина) Назовите главный город страны .(Астана – столица Казахстана) Мы все граждане одной страны. А что нас всех объединяет? ( территория, язык, законы и любовь к Родине).
Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Республики Казахстан. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - Казахстана. 
       Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы – символы США. 
       Какие символы Казахстана вы можете назвать? 
(учащиеся предлагают свои варианты) 
       Педагог : Действительно, символов Казахстана много – это и Байтерек, и Медео, и степь. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными? 
(учащиеся высказывают свои мнения) 
       Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. 
       Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означает наш герб? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам, что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.
       Педагог: Взгляните на герб Республики Казахстан, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено. 
(учащиеся высказывают свои предположения) 
       Педагог: Давайте проверим, верны ли наши предположения.
       Государственный герб Казахстана Авторы герба Казахстана - заслуженный архитектор Узбекистана Жандарбек Малибекович Малибеков и заслуженный архитектор Казахстана, лауреат Государственной премии республики Шот-Аман Ыдырысулы Уалихан. Все детали герба Казахстана размещены внутри круга и в сочетании с изображением главного элемента - шанырака с уыками в виде солнечных лучей - создают как бы космос мира. Именно с таким восприятием связана ассоциация мыслей о жизни (символическое значение круга) в общем, доме всех казахстанцев, с чувством общей Родины.
   Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго. 
       Кто из вас знает, что такое государственный гимн? 
(учащиеся высказывают свое мнение) 
       Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны. 
       Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного казахстанского гимна? 
(следуют ответы учащихся) 
       Педагог: Мелодия нашего гимна написана Шамши Калдаяковым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Нурсултаном Назарбаевым, Жумекеном Нажимеденовым. В них звучит идея возрождения, величия и славы Казахстана. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн Казахстана.
       - Что входит в состав государственных символов? (Ответы учащихся). 
Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Эти символы – общечеловечны, всесословны, внеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.
 А сейчас мы расскажем ещё об одном из символов Казахстана – государственном флаге.
Над дворцом, где находится место пребывания Президента Казахстана всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развевается голубое полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти Казахстана. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства. 
- Кто сможет описать государственный флаг Республики Казахстан? (Ответы детей)
Этот флаг, этот стяг, это знамя…
Нет дороже его и родней!
Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре сегодня украшает административные здания в республике, развевается над зданиями посольств суверенного Казахстана в иностранных государствах, установлен возле здания Организации Объединенных Наций. Он ныне всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Его автор Шакен Ниязбеков. Этот наш новый символ является результатом его творческих исканий и самоотверженного труда.
А теперь, ребята, я предлагаю вам вдуматься в следующую фразу: «В дни государственных праздников весь Казахстан украшается голубыми полотнищами Государственного флага».
Государственный флаг – это один из государственных символов.
Государственный флаг существует независимо от того, стоит ли он на столе, прикреплен ли он к дому или изображен на борту самолета. Символ – это … символ.
Государственная символика – обязательно существующая визитная карточка каждого государства. С одной стороны, она подсказывает, какая страна, что заявляет о себе. С другой – она подчеркивает принадлежность кого-то или чего-то именно к этой стране и ни к какой другой. 
Задание для учеников: Какими действиями и поступками, совершенными под казахстанским флагом, на Ваш взгляд, можно гордиться?
Как каждое независимое государство, Республика Казахстан имеет свои государственные символы. Прежде чем утвердить их, в эту работу были вовлечены тысячи людей. Это было нелегко и ответственно. Новые государственные символы были представлены в театре оперы и балета им. Абая 6 июня 1992 года.21 артиллерийский залп отсалютовал это поистине историческое событие. Впервые государственный гимн с новым текстом прозвучал на торжественном собрании, посвященном годовщине Независимости Республики Казахстан 15 декабря 1992 года. В статье 9 Основного Закона утверждены государственные символы. (Учитель зачитывает статью 9) Республика Казахстан имеет государственные символы – Флаг, Герб, и Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются конституционным законом. 
Как Вы думаете, почему флаг стал символом? Почему во всех странах мира ему придается такое серьезное значение? (Ответы учеников)
Каждый флаг как бы говорит: «Я государственный символ именно этого государства, которое по праву гордится своими особыми достижениями.
Поэтому, поднимая или просто демонстрируя свой флаг, любое государство тем самым призывает уважать себя и свой народ.  
Задание для учеников: Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за свою страну? Как Вы его проявляли? 
Ежегодно 4 июня в нашей стране отмечается День Государственной символики Республики Казахстан. 
Задание для учеников: Расскажите о том, где Вы могли видеть Государственный флаг Республики Казахстан.  
Государственный флаг Казахстана все чаще можно видеть в жизни и по телевидению. Это верный признак того, что в стране возрождается дух национального единения. В этом символе граждане Казахстана находят подтверждение своим надеждам на скорейшее возрождение нашей страны и улучшение жизни всех ее граждан. Нужно только не забывать, что Государственный флаг Казахстана – это не просто древко с полотнищем, а государственный символ Родины.
Задание для учеников:
- Что такое государственная символика и чему она служит?
- Какова краткая история казахстанского флага?
- Что может выражать цвет казахстанского флага?
- Чему служит праздник – День Государственной символики РК?
- О чем свидетельствует все более частое появление казахстанского флага в жизни и телепередачах?
(Ответы детей)
У страны есть символы – герб, флаг, гимн. А где вы их видели? Когда слушали гимн? (Эти символы можно увидеть в городах и сёлах, на административных зданиях, на форме защитников Отечества, на космических кораблях, на форме наших спортсменов, которые выступают на различных соревнованиях. Особые чувства испытывают спортсмены и их болельщики на мировых состязаниях, на олимпийских играх. Вы смотрели по телевизору, как победители, укрывшись казахстанским флагом, пробегали последние метры дистанций, проходили по стадиону и поднимались на ступеньки пьедестала почёта. Мы радуемся вместе со всеми тому, что казахстанские спортсмены, писатели, учёные, актёры и юные таланты вносят свой вклад в процветание нашей страны. А ваша задача - хорошо учиться, чтобы быть полезным в скором будущем…
Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – Казахстана. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.