Классный час на тему Государственные символы — национальная гордость


Восточно – Казахстанская область
ГУ «Отдел образования Уланского района»
КГУ «Гагаринская средняя школа»
Разработка классного часа на тему:
« Государственные символы – национальная гордость»
Подготовила: Утебаева Индира Ахмадиаровна,
классный руководитель 9 – 10 класса.
с.Гагарино, 2015 год
Цель: формирование национального, гражданского самосознания.
Задачи:
- обобщить знания детей о государственной символике Республики Казахстан;
создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики;
развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики;
воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к государственным символам Казахстана, к историческому прошлому и традициям народов нашей страны;
воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Наглядность и оборудование: символы республики Казахстан, портрет Президента, звукозапись гимна РК, плакат и рисунки учащихся на тему “Цвети, мой Казахстан”, мультимедийное оборудование, презентация, слайд-шоу “Государственные символы – национальная гордость!”.
Ход работы:
Оргмомент.
Звучит музыка. Дети рассаживаются по своим местам.
2. Вступительное слово учителя: на фоне казахской мелодии учитель читает стихи.
(Слайды 1, 2)
Свободен, величав и первоздан,
Звезде подобный средь земель и стран
Кюй счастья ты наигрываешь звонко
Родной мой, лучезарный Казахстан!
Казахстан – это имя страны,
Казахстан – это имя весны,
Казахстан – это солнечный свет,
Казахстан – это крылья побед!!!
Учитель: Такими словами я хочу начать сегодня наш классный час, посвященный нашей необъятной Родине. Родина – это место, где мы родились и выросли. Наша родина – Республика Казахстан. Провозгласив свою независимость в 1991 году Казахстан принял свои государственные символы. А в каком году это произошло? (4 июня 1992 года).
- Каждый из нас имеет день рождения – самый лучший день в нашей жизни. Точно так же и государственные символы имеют свой день рождения.
Слайд 3
Учитель: Гимн, герб, флаг – это символы государства. Свое начало они берут от знаков, которые еще в глубокой древности были символами, объединившими общины, племена. Когда появились вожди, старейшины, они стали придумывать для себя личные знаковые атрибуты власти. Сначала это были пучки трав, перьев, конских волос на шесте. Потом эти знаки значительно усложнились, появились гербы в период формирования государств. Сегодня мы будем говорить о символике нашего государства.
Ответьте на следующие вопросы:
Почему в наше время каждое государство имеет свой герб, гимн и флаг?
Какое значение эти символы имеют для граждан?
Что нам известно о символах нашего государства?
На доске записано определение понятия «символ».
Слайд 4
Символ – это то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи. Символика – совокупность каких – либо символов.
Учитель: Приведите примеры известных вам символов (Олимпийские кольца и т.д.)
Ответы детей.
Учитель: Государственная символика – понятие более широкое, нежели символы завода, фабрики, компании, спортивного общества.
Герб, гимн, флаг – это лицо государства. Во всем мире граждане обращают свои взоры к государственным символам как знакам единения народа. Ведь за ними многовековая история.
Работа в группах
Работа I группы
Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре его солнца с 32-мя лучами, под которыми – парящий степной орел. У древка – вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, лучей, орла и орнамента – цвета золота. Отношение ширины флага к его длине: 1:2. Показывают рисунки.
Работа II группы
4 июня 1992 года навсегда останется в истории и в памяти народа как день рождения государственного герба Республики Казахстан. Широко применяемый сегодня термин «герб» происходит от немецкого слова «ербо». В переводе на казахский язык он обозначает понятие «танба» (тамга, знак). Впервые данный термин начал употребляться в древнем Тюркском Каганате (551-630 гг.).
Слайд 5
Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова. Выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба. Герб имеет форму круга. Круг как элемент геральдики имеет применение везде, но он в особом почете и уважении у восточных кочевников. Это символ жизни, вечности. Государственный герб Республики Казахстан представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней. В нижней части герба – надпись «Казахстан». Государственный герб Республики Казахстан – двух цветов: золотого и темно-голубого.
Учитель: Где мы встречаем герб?
На государственных печатях, банкнотах и т.д.
Работа III группы.
Государственный Гимн Республики Казахстан
В 1944 году композиторы Мукан Толебаев, Евгений Брусиловский и Латиф Хамиди написали гимн Казахской ССР. В нем нашли отражение трагедия великой войны, дух приближающейся победы, дружба народов, трудовой энтузиазм, свойственный людям того времени. Хотя до этого у нас не было официально принятого гимна, тем не менее, в истории казахов было множество музыкальных произведений, близких по своему духу и значимости к гину. Среди них «Елим-ай», «Сары-арка», «Адай».
В начале 1992 года был объявлен конкурс на музыку и текст нового гимна Республики Казахстан. В отборочную комиссию было направлено около 750 проектов. В ходе обсуждения общественность высказала мнение о необходимости сохранения музыки предыдущего гимна, дорогого и близкого сердцу каждого казахстанца. Гимн – сложное музыкально – поэтическое произведение. Как правило, он состоит не только из мотива, большое значение в нем имеет и текст песни. Победителями в поэтическом марафоне вышли четверо. Трое из них: Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев и Туманбай Молдагалиев – известные поэты среднего поколения. К ним присоединилась молодая талантливая поэтесса Жадыра Дарибаева.
Гимн суверенной Республики Казахстан следует рассматривать как выдающееся научно-поэтическое произведение, авторы которого создали чудо – памятник культуры своей нации, содержащий в себе целый комплекс идей. В 2006 году написан новый гимн. Авторы: Нурсултан Назарбаев, Жумекен Нажимеденов. Ребята читают гимн на казахском языке и дают перевод.
Учитель: Почему при исполнении государственного гимна принято вставать? (Это выражение уважения к своему государству).
Игра “Аукцион знаний”
- А теперь мы проверим ваши знания по символам РК.
(На экране таблица. Ученик выбирает номинацию и баллы)Флаг
50 40 30 20 10
Герб
50 40 30 20 10
Гимн
50 40 30 20 10
ФЛАГ
50 баллов
Что представляет собой государственный флаг РК?
40 баллов
Цвет флага является своего рода носителем географической информации. Какой?
30 баллов
Что означает силуэт орла на государственном флаге РК?
20 баллов
Что означает солнце на государственном флаге РК?
10 баллов
Кто является автором государственного флага РК?
ГЕРБ
50 баллов
Что представляет собой государственный герб РК?
40 баллов
Что означает образ мифических коней на государственном гербе РК?
30 баллов
Что означает пятиконечная звезда на государственном гербе РК?
20 баллов
Какое значение имеет изображение шанырака на государственном гербеРК?
10 баллов
Назовите авторов государственного герба РК.
ГИМН
50 баллов
Когда впервые была написана музыка Гимна Казахстана?
40 баллов
Назовите авторов государственного гимна РК.
30 баллов
В каком году был принят новый гимн РК?
20 баллов
Когда впервые был исполнен новый гимн РК?
10 баллов
Почему при исполнении гимна принято вставать?
5. Подведение итогов игры.
6. Рефлексия.
- Сегодня я узнал . . . . .
- Мне было интересно, потому что. . .
- Мне было неинтересно, потому что. . .
Звучит гимн Республики Казахстана. – исполняет весь класс.
Вывод: Трудно кого-либо заставить гордиться государственными символами, но знать и уважать их обязан каждый гражданин, если он считает себя патриотом своей страны.