Методическая разработка на тему Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников











Методическая разработка на тему:

«Детское экспериментирование

как средство развития познавательной активности

дошкольников»









Выполнил:
воспитатель МБДОУ детский сад
общеразвивающего вида № 11 «Катерок»
Солоницына М.В.


Содержание:
Содержание 2
1. Пояснительная записка.. 3
2. Цели и задачи.. 6
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики
восприятия и освоения материала в соответствии
с возрастными особенностями дошкольника.. 7
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы... 11
5. Обоснование используемых в образовательном
процессе по разделу программы образовательных
технологий, методов, форм организации деятельности. 12
6. Система знаний и система деятельности..... 13
Планирование работы с детьми по экспериментированию среднего дошкольного возраста (пятый год жизни). 14
Перспективно-календарное планирование
опытнической деятельности 14
7. Мониторинг .. 20
Литература 25
Приложение.. 26







1. Пояснительная записка.
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается мной как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Детская экспериментальная и познавательно-исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны». Не случайно в образовательной области «Познание» развитие познавательно-исследовательской деятельности вынесено в отдельную задачу.
Термин «экспериментирование» понимается мной как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей ит.д.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе. В процессе эксперимента идет обогащение опыта ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.).
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрываются содержание данного объекта.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Теоретической базой этой работы являются исследования Н.Н.Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно–исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинную детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Подьяков, 1995). По мнению академика Н.Н.Поддьякова, «в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Процесс познания – творческий процесс, и моя задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. Н.Н.Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид ориентировочно–исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослыми.
Эксперименты бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические.
От того, насколько увлечен нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения экспериментирования в практику детского сада.
2.Цели и задачи.
Цель работы:
Создание условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
3. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
4. Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.
В своей деятельности следует опираться на ведущие принципы развития дошкольников:
Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура);
Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения материала в соответствии с возрастными особенностями дошкольника.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в развитии восприятия и осмысленной предметной деятельности.  
Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается  сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует, запоминает.
Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.
В познавательном развитии ребёнка стоит учитывать два важных компонента. Во-первых, собственно информация, которую получает ребёнок из окружающего мира. Во-вторых, отношение ребёнка к получаемой им информации. В первом случае для улучшения познавательного развития ребёнка важно анализировать следующее:
а) какую именно информацию ребёнок получает: соответствует ли она его познавательным потребностям? она является совершенно новой, или совпадает с тем, что уже знает ребёнок, или изменяет имеющиеся знания?
б) как именно ребёнок получает информацию: в процессе собственной деятельности или со слов других? кто или что является авторитетным источником информации для ребёнка?
в) как ребёнок умеет оперировать информацией? В зависимости от своего возраста и уровня развития, актуальности и понятности информации, ребёнок может её запомнить или забыть, систематизировать или анализировать 
Познавательное развитие ребёнка можно разделить на два этапа: получение новой информации и формирование к ней личного отношения малыша. 
Каждое новое умение дает ребенку возможность новых открытий и, чем старше юный исследователь, тем интенсивнее происходит развитие познавательных способностей. Если до двух лет познавательный процесс большей частью происходит посредством движения, то позже начинает преобладать зрение: ребенок учится рассматривать предметы, постепенно подключая другие способы восприятия (обоняние, слух, осязание). К пяти годам у ребенка накапливается довольно объемный багаж знаний. Немаловажную роль в познавательной деятельности ребенка играет овладение речью. Чем больше словарный запас малыша, тем больше новой информации он способен принять и понять. Стимулировать развитие познавательной деятельности можно посредством игры и увлекательной деятельности. Познавать новое малыш может везде: на прогулке, в общественном транспорте, в поликлинике. Главное, чтобы взрослые могли грамотно рассказать о чем-нибудь новом и имели фантазию придумать интересное задание ребенку. Например, по дороге в детский сад можно рассказывать увиденное. Спросите ребенка: «Какой транспорт ты видишь?», «Посчитай, сколько машин белого цвета», «А что в природе бывает белым?». 
Читая книги, очень важно разговаривать на тему услышанного ребенком, задавать вопросы по иллюстрациям. Чем старше ребенок, тем сложнее вопросы и задания ему под силу, и тем более сложные темы его интересуют.
Если в раннем младенчестве, кроха отличается безудержным любопытством и "откликается" в основном на внешние эффекты, такие как яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, «оригинальность и сила звука, то на 3-ем году ребенка увлекают «скрытые» свойства предметов. При этом важно отметить, что «скрытые» свойства он обнаруживает уже целенаправленными исследовательскими действиями: поглаживанием, постукиванием, прикладыванием к уху и т.д. Малыш как бы «изучает» предмет, обнаруживая его свойства, «таящиеся» в его конструкции, и, чем больше «сюрпризов» преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация. Стремление к исследованиям также формирует такое замечательное качество как любознательность. Мир будит в малыше азарт «первооткрывателя» Ему хочется испытать все самому (а что будет?), удивиться неизведанному, познать новоe в знакомом. Так начинается экспериментирование. Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию, т.е. той деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. С помощью игр с элементами экспериментирования возможно:
Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».
Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.
Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т.п.).
Учить малыша выражать словами свои впечатления.
Обогащать впечатления ребенка произведениями поэтического творчества и фольклора
Дети дошкольного возраста по своей природе очень любопытные, поэтому исследование окружающего мира им просто необходимо. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Экспериментально игровая деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Уже в младшем дошкольном возрасте познавая окружающий мир, ребёнок стремиться , не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности. Словесно-логическое мышление детей формируется с опорой на наглядно – действенные и наглядно-образные способы познания. Игровая экспериментальная деятельность позволяет создать модель естественно – научного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Игры – эксперименты как социально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающей действительности.
У детей появляется познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задает вопросы познавательного характера. В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, применяет обследовательские действия.
Ребенок испытывает чувство удовлетворения от выполненной познавательной задачи, удовольствие от познания нового. Процесс и результаты познавательной деятельности вызывают различные эмоциональные переживания.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
В начале своей работы мною  были выделены следующие ожидаемые результаты, соответствующие требованиям основной общеобразовательной программы:
1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
2. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие  - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
3. Продолжать развивать естественное любопытство и интерес к экспериментированию предмета окружающего мира и познанию их свойств; поддерживать интерес к объектам и явлениям живой и не живой природы.
4. Формировать навыки наблюдений за животными, растениями, поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств природных объектов.
5. Формировать элементарные представления о материалах, из которых изготовлены предметы; формировать умение обобщать их возможности, развивать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, структурой, материалом, из которого он сделан.
Изучив имеющуюся методическую литературу по детской опытно – экспериментальной деятельности, я решила адаптировать практический   материал к условиям нашего детского сада и начать работу по творческому экспериментированию с учетом их возрастных особенностей.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности.
Для достижения поставленных целей и задач приоритетными я поставила реализацию следующих действий:
Создание центра экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка»
Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
Формированию у воспитанников навыков исследовательской деятельности;
Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Для реализации работы по экспериментальной деятельности использовала следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Непосредственная образовательная деятельность
Развлечения.
Наблюдения в природе.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Беседы по теме эксперимента.
Целевая прогулка.
Экскурсия др.
Структура проведения игры–экспериментирования:
Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
Подведение итогов, вывод;
Фиксация результатов;
Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников использую различные стимулы:
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз;
мотив помощи;
познавательный мотив (почему так?)
ситуация выбора;
6. Система знаний и система деятельности.
Ведущей идеей опыта моей работы является формирование гармонично развитой личности дошкольника через использование метода детского экспериментирования, потому что, как выяснилось, эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
В своей работе я использую только элементарные опыты. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.).

Планирование работы с детьми по экспериментированию среднего дошкольного возраста (пятый год жизни). Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются: 1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?); 2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?); 3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая). I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: 1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса). 2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы -  песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками). 3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло). 4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.). 5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма). 6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.). В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).
Перспективно-календарное планирование опытнической деятельности
Сентябрь
Неделя
Тема
Цель
Материал

1 неделя
«До свиданье, лето»
Надувание шарика
Познакомить детей со свойствами воздуха; выяснить, как обнаружить воздух.
Емкость с водой, воронка, шарик, карандаши для фиксации наблюдений.

2 неделя
«Мы – исследователи»
Почему песок хорошо сыплется?
Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Развивать познавательную активность в ходе исследовательской деятельности.
Емкости с песком и глиной, емкости для пересыпания, лупа, ширма, сито, песочные часы.

3 неделя
Тепло – холодно.
Продолжать знакомить с характерными особенностями сезонов. Определить взаимосвязь сезона и развития растения: действия тепла и холода на растения.
Цветы в клумбе, емкость для растения, предметы ухода, модель «растения».

4 неделя
«Детский сад»
Умный нос.
Тренировать детей в определении предметов по запаху. Познакомить детей с особенностями работы носа.
Несколько цветов, хлеб, чеснок, апельсин, футляры от «киндер-сюрприза», духи, картинки с изображением соответствующих предметов и растений.

Октябрь
Неделя
Тема
Цель
Материал

1 неделя
«Осень»
У кого какие детки?
Опыт №1
Формировать умение детей выделять общее в строении семян фруктов (наличие ядрышка)Побудить детей к названию строения семян фруктов: ядрышко, оболочка.
Фрукты (слива, яблоко, апельсин, груша), подносы, пластмассовые ножи, лупа, молоточек.

2 неделя
«Осень»
У кого какие детки?
Опыт №2
Формировать умение детей выделять общее в строении семян овощей (наличие ядрышка). Побудить детей к названию строения семян овощей: ядрышко, оболочка.
Овощи: огурец, баклажан, помидор, кабачок), подносы, пластмассовые ножи, лупа, молоточек.

3 неделя
«Дикие и домашние животные»
Зачем утке и лягушке такие лапки?
Найти особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющих приспособиться к жизни в окружающей среде (лягушки, птицы).
Емкости с водой, перчатки с перепонками, с коготками, иллюстрации: утка, лягушка, воробей.

4 неделя
«Неделя здоровья»
Вкусовые зоны языка.
Сформировать умение детей определять вкусовые зоны языка, упражнять в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.
Зеркала, 4 блюдца (с сахаром, солью, горчицей, кусочком лимона), ватные палочки, салфетки, стаканы с водой по количеству детей.

Ноябрь
Неделя
Тема
Цель
Материал

1 неделя
«Народная игрушка»

Что случилось?
Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.
Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, пластиковые стаканчики с водой, клеенка.

2 неделя
«Я человек»
Загадочные пузырьки.
Обнаружить воздух в других предметах, помочь понять, что воздух есть везде и он необходим для жизни.
Емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

3 неделя

Поиск воздуха.
Дать представление детям, что воздух есть везде, познакомить со способами обнаружения воздуха.
Султанчики, ленточки, флажки, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.

4 неделя
«Поздняя осень»
Кто улетит, кто останется?
Помочь понять зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
Емкость с почвой, мелкие предметы, кора дерева, муляжи клювов разных птиц, емкость с водой и мелкими предметами на дне.

Декабрь
Неделя
Тема
Цель
Материал

1 неделя
«Неделя безопасности»
Необычные кораблики.
Познакомить со свойствами стеклянных предметов, развивать наблюдательность, формировать умение соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.
Две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка с водой, салфетка, лист бумаги, карандаши для фиксации наблюдений.

2 неделя
«Мебель»
Мебель для куклы Ани.
Формировать умение детей видеть возможности преобразования предметов, изменять их, используя дополнительные детали, получать результат.
Спичечные коробки, кирпичики от строительного материала, цветная бумага, ножницы, клей, кукла Аня.

3 неделя
«Зима»
Зачем зайчику другая шубка?
Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
Кусочки меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые, карандаши для зарисовки наблюдений.

4 неделя
«Новый год»
Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
Иллюстрации, новогодние открытки, мел, подставки, емкости для снеговых фигур.

Январь
Неделя
Тема
Цель
Материал

3 неделя
«Зима»
Нужен ли зимой растениям снег?
Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.
Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности.

4 неделя

Изготовление цветных льдинок.
Познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды: жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед.
Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

Февраль
Неделя
Тема
Цель
Материал

1 неделя
Где быстрее?
Выявить условия изменения агрегатных состояний воды (вода-лед, лед-вода).
Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакеты.

2 неделя
«Транспорт»
Металл: его качества и свойства.
Формировать умение узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства.
Скрепки, гайки, шурупы, гирьки, магниты, емкости с водой, картинка с изображением кузнеца в кузнице, алгоритм описания свойств материала.

3 неделя
«Я и мой папа»
Волшебная рукавичка
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым магнитом.

4 неделя
«Фольклор»

Строим снежный город
Формировать умение детей видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.
Снег, вода, лопатки, ведра.

Март
Неделя
Тема
Цель
Материал

1 неделя
«Мамин день»
Почему все звучит?
Подвести детей к пониманию причины возникновения звука – колебание предметов.
Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, стеклянная банка, стеклянная палочка, балалайка.

2 неделя
«Весна»
Как развивается растение?
Выделить циклы развития растения: семя-росток-растение-цветок-плод-семя.
Семена, предметы для ухода за растениями, влажная ткань, лупа, карандаши для фиксации наблюдений, модель развития растения.

3 неделя
«Книжкина неделя»
Увеличительное стекло, бинокль, очки.
Выявить особенности увеличительных приборов, познакомить детей с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечным светом.
Увеличительные стекла, бинокль, спички, настольная лампа.

4 неделя
«Театральная неделя»
Электрический театр
Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развивать любознательность.
Оргстекло, бумага, булавки, шерстяная ткань.

Апрель
Неделя
Тема
Цель
Материал

1 неделя
«День птиц»
Почему птицы могут летать?
Выявить особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
Крылья птицы из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц, животных,

2 неделя
«Космос»
Мы - фокусники
Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Магниты, салфетки, металлический самолет, стакан с водой, чайная ложка, нитки.

3 неделя
«Неделя здоровья»
Язычок – помощник.
Познакомить детей со строением и значением языка. Поупражняться в определении вкуса продуктов.
Набор продуктов питания, схематичное изображение языка со вкусовыми зонами.

4 неделя
«Неделя земли, весны и труда»
Посадим дерево.
Продолжать определять свойства глины и песка: сыпучесть, рыхлость. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности
Емкости с песком и глиной, палочки, саженцы деревьев.

Май
Неделя
Тема
Цель
Материал

1 неделя
«Цветочки в домике моем»
Растения и свет.
Показать детям, что растения могут поворачиваться, что они могут определять направление света и тянутся к нему.
Два небольших отростка растения в горшках, дневник для зарисовок, часы.

·
2 неделя

Как спрятаться бабочкам?
Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
Иллюстрации с изображениями ярких цветов, бабочек и одной птички, искусственные бабочки разных размеров и расцветок.

3 неделя
«Лето»
Растения в темной комнате и в светлой»
Показать детям изменения внешнего вида листьев в темноте.
Два отростка традесканции полосатой в горшках, дневник для зарисовки.


7. Мониторинг .
Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников я разработала следующий перечень вопросов к воспитанникам и родителям:
Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов
1. Вопросы для выявления знаний детей о воде:
Что ты знаешь о воде?
Какую форму, запах, цвет имеет вода?
Для чего нужна вода в жизни животных и растений?
Где используется вода человеком?
2. Серия вопросов о снеге:
Что ты знаешь о снеге?
Какую форму, запах, цвет имеет снег?
Откуда появляется снег, почему?
Какое значение имеет снег для жизни растений, животных?
Для чего нужен снег человеку?
Чем отличается вода от снега?
Что быстрее тает лед или снег?
Чем отличается вода ото льда, вода от снега?
Что общего у снега и льда? Воды и льда?
3. Серия вопросов о льде:
Что такое лед?
Для чего нужен лед?
Какую форму, запах, цвет имеет лед?
Что быстрее тает лед или снег?
Что общего у снега и льда? Воды и льда?
4. Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды:
Что такое пар?
Что ты знаешь о паре?
Имеет ли пар запах, форму, цвет?
5. Вторая группа вопросов на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры:
Что происходит с водой на морозе? Почему?
Снег может во что-нибудь превращаться? От чего это зависит?
Что происходит со льдом в комнате? Почему?
Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть?
Во что превращается вода при кипении?
Цель: выяснить знания детей о свойствах глины.
Из чего состоит глина?
В каких местах можно обнаружить глину?
Можно ли глину назвать «сыпучей» Почему?
Что легче высыпать глину или песок?
Чем глина похожа на пластилин?
Могут ли кусочки глины двигаться быстро и легко?
Можно ли глину назвать «рыхлой? Почему?
Как глина впитывает воду?
Что можно сделать из мокрой глины?
Какие станут глиняные предметы после высыхания?
Цель: Выяснить у детей знания о свойствах магнита.
Какие предметы притягивают к себе магнит?
Каким свойством обладает магнит?
Почему магниты притягиваются друг к другу?
Когда магниты отталкиваются друг от друга?
Цель: Выяснить знания детей о свойствах песка.
Из чего состоит песок?
В каких местах можно обнаружить песок?
Почему говорят, что песок сыпучий?
Что легче высыпать песок или глину?
Как выглядят песчинки?
Чем песчинки похожи, а чем отличаются?
Что происходит с песчинками, когда дует ветер?
Почему песок рыхлый?
В какой песок палочка легче входит в сухой или мокрый?
Что можно сделать из влажного песка?
Вопросник для детей после проведения опытов с землей.
Есть ли в почве воздух? Как доказать?
Где больше воздуха в рыхлом или влажном комочке земли? Объясните.
В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?
Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется.
На газонах можно увидеть табличку, призывающую не ходить по ним, но люди часто не соблюдают эти призывы. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?
Какую почву для дома выбирает червячок (вблизи или вдали жилья человека) Почему? Объясни.
На начало года был проведен мониторинг, в результате я получила следующие результаты:
1 блок – 25% - 3 человека;
2 блок – 16,5% - 2 человека;
3 блок - 8,3% - 1 человек;
4 блок – 8,3% - 1 человек;
5 блок – 0%.
Во второй половине учебного года мной был проведен предварительный мониторинг, для выявления пробелов в знаниях детей.
Вот итоги:
1 блок– 41,5% - 5 человек;
2 блок – 33% - 4 человек;
3 блок – 16,5% - 2 человека;
4 блок – 25% - 3 человека;
5 блок – 25% - 3 человека;
Я считаю, что моя работа ведется не напрасно. Созданы условия для экспериментальной деятельности. У детей появился познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дети стали больше задавать вопросов познавательного характера. В процессе совместной исследовательской деятельности дети активно познают и называют свойства и качества предметов, применяют обследовательские действия. Дети стали более любознательными, хотят самостоятельно познавать и размышлять.
























Литература.
1. Н.А.Рыжова «Воздух – невидимка»- М.1998г.
2. А.И.Иванова «Мир животных»- М.2009г.
3. Г.П.Тугушева., А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» С.П.2007г.
4. Л.Н.Менщикова «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет»- Волгоград.2009г.
5. Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М.2003г.
6. И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова «Прогулки в детском саду» - М.2008г.















Приложение.
Сценарий познавательной игры – викторины «Счастливый случай»
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.
Ход мероприятия:
Под музыку дети входят в зал, выстраиваются полукругом.
1- ребёнок: Приветствуем сегодня всех,
Мы рады встречи с вами.
И не случайно в этот зал
Всех вместе мы собрали.
2-ребёнок: Детей и взрослых позвала
Игра «Счастливый случай»
И думаю, пройдёт она
Активно и нескучно.
Ведущая: Начинается игра!
Вы готовы детвора?
Дети: Да!
Ведущая: Предлагаю вам ребята
В этот конкур поиграть.
На серьёзные вопросы
Вам придётся отвечать.

За одну минуту только
Вы должны свой дать ответ.
А потом мы все оценим,
Был он верен или нет!
Ведущая загадывает детям загадки о неживой природе. - Воздух, радуга, молния, вода, ветер, солнце, свет;
Ведущая:
Все отлично потрудились,
Поиграть пришла пора
И у капельки – подружки!
Есть для вас одна игра.
Проводится Игра-эксперимент №1 « Капитошка»
Появляется Капелька и приносит 4 шарика, наполненных водой. Дети встают в круг, Капелька запускает по кругу 4 шарика. Участники под музыку передают шарики друг другу. Тот, у кого шарик остаётся после остановки музыки выбывает из игры. В конце игры дети делают вывод. Результаты игры заносятся в экспериментальный бланк.
Ведущая Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Кто играет с нами вместе,
Тот становится умней.
Прошу вниманья, детвора!
Игру нам продолжать пора.
Проводится игра-эксперимент №2 «Забавные картинки».
Ведущая: Дети, а как вы думаете можно ли нарисовать забавные картинки из водяных клякс при помощи соломки? Предлагает попробовать. Детям даются листы бумаги и соломки для коктейлей. Взрослый ставит кляксу. Дети дуют в соломку, чтобы клякса расползлась, делая какое либо изображение и придумывают ему название. В конце игры дети делают вывод, что из цветных водяных клякс путём выдувания воздуха из трубочки можно нарисовать различные картинки. Результаты игры заносятся в экспериментальный бланк.
Ведущая:
Играть нам очень интересно,
И похвалу мы заслужили честно.
Всем нам слава и почёт,
Дружно движемся вперёд.
Проводится игра – эксперимент№3 «Кто быстрее соберёт магнетические предметы».
Одна команда собирает руками, другая с помощью магнита.
Ведущая:
Ребята мы знаем, что магниты притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется магнетизмом, а материалы – магнетическими. Давайте выясним, чем быстрее можно собирать магнетические предметы магнитом или руками.
В конце игры дети приходят к выводу, что магнетические предметы быстрее собирать при помощи магнита. Результаты заносятся в бланк.
Проводится игра-эксперимент№4 «Волшебный песок».
Ведущая:
Ребята как вы думаете? Можно ли рисовать сухим песком?
Предлагает попробовать. На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что – либо нарисовать, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть песок и посмотреть, что получилось. В конце работы дети делают вывод, что сухой песок замечательный материал для рисования. Результаты фиксируются в бланке.
Ведущая:
Кто-то к нам шагает украдкой Мы назовём его « Тёмной лошадкой»
Раздаётся громкий хлопок за кулисами. Появляется фокусник по музыкальное сопровождение.
Фокусник: Я великий волшебник Амур Хаттаб прилетел к вам на волшебном ковре самолёте из волшебной страны. Сейчас я продемонстрирую вам своё всемогущее волшебство.
Демонстрирует фокусы:
1. Фокус с окрашиванием воды. (На крышку от бутылки наклеивается ватка с марганцовкой, зелёнкой, синькой) Фокусник произносит заклинание над бутылкой, а затем взбалтывает воду и демонстрирует детям.
2.Фокус с грецким орехом. ( Внутри магнит)
3.Фокус с очищением воды. Пропускает через фильтр и вода становится чистой.
Предлагает повторить опыт детям. Делает совместный опыт с детьми о свойствах воды. (Воду можно отфильтровать)
Дети:
Игры - эксперименты
наши помощники и друзья!
В современной жизни
нам без научных знаний нельзя!
Опыт с магнитом, песком, водой
Важный урок нам дают непростой.
Вода прозрачна, песок сыпуч,
Магнит собёрёт всё без помощи рук.
Правила эти будем помнить всегда!
В знание сила в не знанье беда.

Ведущая: Праздник весёлый удался на славу!
Я думаю, всем он пришёлся по нраву!
К победе стремитесь, иначе нельзя.
Мы ждём новых встреч, прощайте друзья.


Опыты с детьми.
1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»
Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос - определить запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).
Материал: ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер – сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.
Ход: На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Дед Знай предлагает детям поиграть с ним. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства дед Знай беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти предметы?», «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и т.д.
Игра «Угадай, что звучит?» - ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.
Игра «Отгадай по запаху» - дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос.)
Игра «Отгадай на вкус» - воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар.
Игра «Отгадай на ощупь» - дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его. Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было? (На фланелеграфе с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств
2. «Почему все звучит»
Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
Материал: бубен, стеклянный стакан, газета, деревянная линейка, металлофон.
Ход: Игра «Что звучит?»- воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар(з-з-з-з). Как жужжит муха (ж- ж- ж). Как гудит шмель? (у-у-у) Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушиваться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется). Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки). Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?
3. «Прозрачная вода»
Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, таз с водой, поднос, предметные картинки.
Ход: В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она любит играть? На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая – поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка (Льется) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук? Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? (Прозрачная) Что мы узнали воде?
Система упражнений и проблемных ситуаций
1. «Как и почему вода льется?» Вода льется из разных сосудов по – разному: из широкого – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой; отводы летят брызги; вода принимает форму того сосуда, в который налита; если воду лишь переливать из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.
2. «Можно ли удариться о воду?, Как из воды сделать значок?» Вода может быть в виде жидкости, пара, льда; для этого необходима определенная температура. Использовать лист бумаги.
3. «Почему стучит крышка у чайника?», «Как увидеть пар? (Вода испаряется и ее становится меньше.)
4. «Почему идет дождь?», «Почему идет снег?» (Конденсация пара на крышке чайника, на блюдце, если накрыть блюдцем чашку.)
5. «Можно ли унести воду в решете?» (Различные материалы пропускают воду, фильтрация с использованием различных материалов и веществ.)
6. «Измеряем воду». (Вода в различных емкостях: литр и килограмм. Молочные бутылки емкостью 0,5 л.); «Поровну ли в емкостях воды, как это проверить? Как узнать, сколько воды в непрозрачном сосуде?»
7. «Помоги умыть Хрюшу» (Вода, ее взаимодействия с другими материалами, веществами: солью, сахаром, гушью, масляной краской, глиной, содой, мукой, землей).
8. Бывает ли жидкий камень? (Парафин, пластилин, лед, железо, стекло).
9. «Зачем нужен нос?» (Воздух и запах)
10. «Как увидеть воздух?», «Откуда дует ветер?» (Флюгер)
11. «Почему летит мыльный пузырь?» Что летает, не летает – мыльный пузырь. (Воздушный шарик, воздушный змей, пух, парашют).
12. «Почему глина лепится?» (Глина, пластилин, пластик принимает разную форму? Можно раскатать и скатать снова – меняется форма, а не количество).
13. «Волшебный гвоздик» (Магнит, свойства магнита – притягивает другой железный предмет. Почему магнит отталкивает? Стороны света, действие компаса).
14. «Как сделать из мухи слона? (Увеличительное стекло).
15. «Как зажечь костер, если нет спичек?» (Использовать стекло).
16. «Бывает ли стекло прозрачным?» (Цветное стекло. Зачем нужны солнечные очки?).

Логические задачи
Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов и объектов
- Почему мы не видим воздух? (прозрачный, бесцветный, не имеет запаха)
- Почему в стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет? (вода прозрачная)
- Почему, когда насыпаем в стакан с водой соль или сахар, вода остается прозрачной, а когда положим мед или глину вода стала мутной? (вода – растворитель, но не все вещества растворяются в воде).
- Почему, когда жарко лужи после дождя высыхают быстро, а когда прохладно – долго? (вода при нагревании испаряется)
- Когда вода кипит в чайнике, что ты видишь над ним? (пар).
- Почему зимой воду можно взять руками и она не выльется? (зимой холодно, вода превращается в лед и снег)
- Почему при опускании кусочка почвы в воду, идут пузырьки? (в почве есть воздух, т.к. там живут черви, кроты, жуки, а они дышат)
- Что будет с почвой, если ее поливать грязной водой (почка станет грязной, а для жизни животных и растений нужно чтобы почва была чистой)
- Почему смешав деревянные предметы и гвозди, чтобы их разделить мы используем магнит? (магнит притягивает все железное)
Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов; явлениях природы; сезонных изменениях в природе
(по материалам произведений детской художественной литературы).
Стекло
Днем, на прогулке в детском саду дети шлепали по лужам. А вечером, когда возвращались домой, лужи покрылись стеклом. Оно ломалось, с треском на мелкие кусочки стоило лишь наступить на него ногой.
Я хочу узнать, спросить у тебя: Что это за стекло? Почему лужи покрылись им вечером? Почему оно ломалось с треском?
Бусинки
НА даче дети рано поднялись. И сразу побежали в сад, где росли цветы и высокая трава. Они заметили на каждом цветке большие и прозрачные бусинки воды. Они блестели и переливались на солнце. Что такое? – удивились дети. А ты знаешь, что это такое? В какое время дня они бывают на траве и цветах и почему?
Кораблики
Пришла я к пруду. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые!
Их пригнал сюда ветер. Опустится такой кораблик и сразу поплывет. Мого их еще прилетит сегодня, завтра, послезавтра. А потом не станет корабликов и пруд замерзнет. Что за кораблики?
В какое время года они бывают? Почему?
Белые мухи.
Утром Леночка шла в детский сад. В воздухе кружились белые мухи. «Какие красивые, - подумала Леночка, - надо показать их ребятам» Она подставила варежку. Мухи плавно, послушно уселись на нее. Леночка бережно (осторожно) внесла их в детский сад и позвала ребят посмотреть. Но когда ребята подошли, на варежках блестели капельки воды. Что же это за мухи были? Что случилось с ними в детском саду и почему? В какое время года летают белые мухи?

Художественное слово
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели, Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна-
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Е. Трутнева
О каком времени года идет речь?
Стою и радуюсь:
Радуга, радуга!
Полоса – к полоске,
Линия – к линии:
Желтая. Зеленая, красная, синяя
Мне сказали, будто это-
Все из солнечного света.
Если вместе их смешать,
Будет просто свет опять.
И.Векшегонова
Когда бывает радуга?
Град
Говорю я брату:
- Ох
С неба сыплется горох!
- Вот чудак!-
Смеется брат,-
Твой горох-
Ведь это (град)
Е Серова
Что за горох сыплется с неба?
Дождь
Хлещет ливень по кустам,
Бьет без промаху!
Всю малину исхлестал,
Всю черемуху!
Наклонил он ветки груш.
Нужен саду свежий душ,
Но зачем так сильно лить,
Набок яблоню валить?
Ливень! Ливень!
Вот так ливень!
Он все громче,
Говорливый!
А.Барто.
Почему идет дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть?
Листопад
Листопад!
Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
Ветер мимо пролетал,
-Ты не жалуйся врачу,
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!
Н.Егоров
Опыты с родителями.
Опыт 1. Делаем облако Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.  А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Опыт 2. Вулкан на столе Волшебница мама может все, даже сделать настоящий вулкан! Возьмите «волшебную палочку», произнесите заклинание, и «извержение» начнется.  Вот простой рецепт колдовства: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная реакция нейтрализации, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не наклоняться!). Для большего эффекта можно вылепить из пластилина «вулкан» (конус с отверстием наверху), разместить его на блюдце с содой, а уксус лить сверху в отверстие. В какой-то момент пена начнет выплескиваться из «вулкана» – зрелище просто фантастическое! Этот опыт наглядно показывает взаимодействие щелочи с кислотой, реакцию нейтрализации. Подготавливая и осуществляя эксперимент, можно рассказать ребенку о существовании кислотной и щелочной среды. Этой же теме посвящен эксперимент «Домашняя газированная вода», который описан ниже.  Опыт 3. Домашняя газированная вода Напомните своему ребенку, что он дышит воздухом. Воздух состоит из разных газов, но многие из них невидимы и не имеют запаха, поэтому их трудно обнаружить. Углекислый газ – один из газов, входящих в состав воздуха и газированной воды. Но его можно выделить в домашних условиях. Возьмите две соломинки для коктейля, но разного диаметра, так, чтобы узкая на несколько миллиметров плотно вошла в более широкую. Получилась длинная соломинка, составленная из двух. Проделайте в пробке пластиковой бутылки острым предметом сквозное вертикальное отверстие и вставьте туда любой конец соломинки. Если соломинок разного диаметра нет, то можно в одной сделать небольшой вертикальный надрез и воткнуть ее в другую соломинку. Главное, чтобы получилось плотное соединение. Налейте в стакан воды, разбавленной любым вареньем, а в бутылку через воронку насыпьте половину столовой ложки соды. Затем налейте в бутылку уксус – примерно сто миллилитров. Теперь нужно действовать очень быстро: воткните пробку с соломинкой в бутылку, а другой конец соломинки опустите в стакан со сладкой водой. Что происходит в стакане? Объясните ребенку, что уксус и питьевая сода активно начали взаимодействовать друг с другом, выделяя пузырьки углекислого газа. Он поднимается вверх и по соломинке проходит в стакан с напитком, где на поверхность воды выходит пузырьками. Вот газированная вода и готова. Опыт 4. Секретное письмо Этот опыт можно совместить с популярной игрой «Найди клад», а можно просто написать кому-нибудь из домашних. Сделать такое письмо дома можно двумя способами: 1. Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь!) или прогладив утюгом. 2. Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст. Ваш ребенок уже подрос или вы сами вошли во вкус? Тогда следующие опыты для вас. Они несколько сложнее ранее описанных, но справиться с ними в домашних условиях вполне реально. По-прежнему будьте очень аккуратны с реактивами! Опыт 5. Соляные чудеса Вы уже выращивали со своим малышом кристаллы? Это совсем не сложно, но займет несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы. Можете поэкспериментировать и опустить в соляной раствор не проволочку, а шерстяную нить. Результат будет тот же, но кристаллы распределятся иначе. Особо увлеченным рекомендую сделать проволочные поделки, например елочку или паука, и также поместить их в раствор соли.
Опыт 6. На чистом белом листе бумаги сделать запись молоком с помощью кисточки. Высушить бумагу, прогладить горячим утюгом. Запись приобретет желтовато-коричневатый цвет и будет легко читаться. Настоящая игра в шпионов!
Опыт 7. Бутылку заполнить на треть водой, добавить ложку соды и три ложки уксуса (одновременно три ложки, не по очереди!), БЫСТРО надеть на горлышко бутылки воздушный шарик и затем либо крепко держать руками, либо замотать изолентой. Выделяющийся углекислый газ будет надувать шарик. Выражение глаз ребенка выразят его восторг!
Опыт 8. В стакан налить обычную воду из под крана, опустить сырое яйцо, оно будет тонуть. Добавить в эту же воду много соли, размешать и снова опустить яйцо, яйцо будет всплывать, т.к. плотность воды увеличилась. Ребенок поймет, почему в соленой воде легче плавать, чем в пресной.
Опыт 9 . Напишите/нарисуйте что-нибудь на листке бумаги и вложите листок в конверт (но листок не должен быть сложенным), через конверт запись не будет видно. Теперь возьмите другой листок бумаги и скрутите в трубочку (она будет нашей подзорной трубой), попробуйте прочитать написанное, глядя на конверт через трубочку, плотно приложив ее к конверту. Комната должна быть хорошо освещена. Трубочка ограничивает окружающий свет и усиливает освещение конверта с обратной стороны.
Опыт 10. Налейте в стакан воду и опустите в нее кусочек льда, лёд будет плавать на поверхности. Сверху налейте растительное масло, лед не сможет подняться, он будет между водой и маслом, т.к. имеет меньшую плотность, чем вода, но большую чем масло.
Опыт 11.На столе лежат два яйца, одно из них сырое, а другое вареное, как можно это определить, не разбивая их? Покажите этот опыт ребенку ему будет очень интересно крутить яйца на столе как волчки, и при этом наблюдать, что одинаковые с виду яйца крутятся совершенно по разному.  Объясняется все просто расскажите ребенку про центр тяжести. Этот опыт отличная демонстрация физического явления. Попробуйте объяснить ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса и центр все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.
Опыт 12. Как сделать, чтобы яйцо плавало, а не тонуло. Для эксперимента понадобятся два сырых яйца и две банки с водой. Запустите одно яйцо в банку, и посмотрите, что оно опустилось на дно. Затем во вторую банку насыпьте соли (примерно 2 ст. ложки), хорошо размешайте и опустите второе сырое яйцо оно будет плавать. Если сбалансировать соленый раствор и простую воду можно добиться, что яйцо будет находится где-то посередине банки. Объяснения: Все дело дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть. Расскажите ребенку о том, что в соленом море плавать гораздо легче, чем в пресноводной реке. Соленая вода помогает держаться на поверхности. Можно еще рассказать о Мертвом море, в котором очень сильная концентрация соли, и что там человек может спокойно лежать на поверхности воды, не боясь утонуть. Опыт 13.. Яйцо Ванька-встанька. Делаем игрушку неваляшку из яйца.  Проткните шилом яйцо с тупого и острого конца. Выдуйте содержимое. Внутренность промойте и высушите.  Набросайте в яйцо очень мелкие кусочки камушков или маленьких металлических предметов и кусочки парафина или воска от свечи. Потом установите яйцо в нужное положение и подогреть снизу. Воск растопится, а когда застынет, слепит всю мелочовку между собой и приклеит их к скорлупе. Заделайте дырочки и украсьте яичного Ваньку-встаньку смешной рожицей. Пусть ребенок попробует уложить яйцо на бок.
Опыт 14.
Пообещайте ребенку, что вода сбежит, если не закрыть ее крышкой и разлейте воду по одинаковым стаканам. Один пусть будет открытым, другой прикройте, и поставьте оба на солнце для ускорения процесса. На следующий день вы оба получите наглядное представление о свободе и свойствах водяного пара.
Опыт 15.
Скорость, с какой вода сбегает на небо, во многом зависит от мест ее обитания. Сделайте для нее домики, нарезав кусок ткани на равные части. Поселите в них воду, в смысле намочите тряпки. А потом расставьте домики на местности – пусть один окажется на залитой солнцем лужайке, второй футуристично повиснет на веревке и сквозняке, третий конспиративно расположится в тени и т.д. После чего можно засекать время на скорость побега.
Опыт 16.
Заговорите с ребенком о свойствах льда. Например, о том, как замерзающей воды становится больше (по объему, разумеется). Для этого ставим эксперимент в домашних условиях: наполняем баклагу водой под завязку и закрываем крышечкой из фольги – замерзнув в холодильнике, она приподнимет крышечку. Самое время рассказать об отопительных проблемах северных стран и лопающихся трубах. После чего можно начать посыпать лед солью и слушать замечательный треск тающего льда, объяснить который можно только осмотической жаждой, кристаллической неоднородностью и тем, что у солевых растворов температура замерзания ниже, чем у чистой воды.
Консультация для родителей
«Роль семьи в развитии
поисково-исследовательской активности ребенка»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.
Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию посково – исследовательской активности детей
Чего нельзя и что нужно делать
Для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.
Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Ральф У. Эмерсон

























13PAGE 15


13PAGE 141615




Заголовок 1 Заголовок 315