Обобщение опыта работы с детьми с ОНР по проблеме развития диалогической речи. МДОАУ Детский сад №91 комбинированного вида Росинка г.Орска



(Опыт организации туристической и краеведческой работы в школе)
Борзенкова Наталья Александровна,
учитель географии и биологии



Учебная работа в классе не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся по изучению своего края. На уроках географии и биологии, в силу ограниченного времени на изучение природы малой родины, ребята получают лишь основные знания по широкому кругу наук. И удовлетворить познавательные интересы школьников, углубляя и конкретизируя программные географические знания наиболее любознательных учащихся, возможно лишь используя разнообразные формы туристско-краеведческой деятельности. Считаю, что работа по данному направлению необходима в школе. Принимая во внимание, что дети и молодежь - будущее поколение страны, в современных экономических условиях не должны терять нравственные ориентиры, скатываться в бездуховную, наркоманную и криминальную среду, я перед собой поставила первоочередные задачи:
формирование творческой активности и познавательного интереса учащихся;
воспитание экологической культуры личности;
сбор экспериментального материала непосредственно в полевых условиях;
профессиональная ориентация учащихся;
внеурочная работа по предметам базового школьного учебного плана.
рекреационная, т.е. отдых и оздоровление детей в природной среде;
формирование навыков выживания в природной среде;
создание условий для воспитания трудолюбия, духовно-нравственного, патриотического воспитания школьников;
изучение географии, истории родного края;
Туристско-краеведческая форма учебно-воспитательной работы является эмоционально яркой и очень содержательной стороной жизни детей. Такая форма работы способствует укреплению здоровья, разностороннему воспитанию, становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Существуют разные формы работы по этому направлению. Я считаю, что наиболее приемлемой формой туристско-краеведческой работы по итогам многолетних практических наблюдений является туристско - краеведческий кружок.
Взяв на вооружение туристско-краеведческую деятельность в своей работе, 2003 году я создала образовательную программу туристско-краеведческого кружка «Оренбуржье моё».
Выбрала этот профиль не случайно, а по велению души и исходя из общественных проблеем.
Мы живём на необыкновенной земле, расположенной в нескольких природных зонах и населённой людьми разных национальностей. Человек многими корнями связан с местом, где он родился, рос, мужал.

Занятия туристско-краеведческого кружка «Оренбуржье моё» дают возможность кружковцам глубже изучить и познать родной край, помогают усваивать школьную программу по географии и биологии.
Обострение экологической обстановки в мире, стране, нашей местности требует экстремальных мер по экологическому воспитанию детей. Состояние здоровья детей оставляет желать лучшего, поэтому туристско-краеведческая работа призвана выполнять эту оздоровительную задачу, а краеведение воспитывает у детей любовь к малой Родине, патриотические чувства к Отчизне и гуманистические отношения к человеку.
На занятиях кружка «Оренбуржье моё» систематические привлекается доступный пониманию материал из современной экономической и политической жизни России, Оренбургской области. На занятиях кружковцы изучают туристические достопримечательности Оренбургской области и Бугурусланского района, рельеф и полезные ископаемые, почвы, растительный и животный мир своего края, ведут метеорологические и гидрологические наблюдения. Много времени на занятиях кружка уделяется топографической и туристической подготовке юных географов-краеведов.
Топографическая подготовка кружковцев

Туристическая подготовка кружковцев

Занятия по охране природы, загрязнению окружающей среды помогают понять экологические проблемы родного края и найти пути их решения.
Реализовывая программу, на занятия кружка использую разнообразные формы работы:
-маршрутные экскурсии на местности, экскурсии в краеведческий музей и на предприятия;
Экскурсия на предприятие СЭС

-беседы;
- самостоятельные исследования детей в природе;
- индивидуальные и групповые консультации;
-встречи с интересными людьми;

-соревнования, игры;
-творческие работы;
- природовосстановительные и природоохранные работы и т.д. Например: дети проводят очистку и оборудование родников.
На благоустройстве родника

Важное место в воспитании учащихся занимает туризм. Ведь именно это направление помогает решать воспитательные и краеведческие задачи, задачи оздоровления и физического развития школьников. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности, самостоятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи, расширяет кругозор, является прекрасным средством познания природы. Туризм и краеведение в нашей стране стали массовым явлением в общественной и социально-культурной жизни. Путешествия, походы, экскурсии стали одним из излюбленных видов активного отдыха людей в нашей стране. Создаются все более благоприятные условия для организации содержательного культурного досуга молодежи.
Пониклинский пруд. В ожидании обеда

Туризм помогает школьникам углубить знания о родном крае, его растительном и животном мире. Турист, общаясь с природой, становится крепким физически, выносливым, учится быть товарищем своим спутникам, учится беречь окружающую природу, её хрупкое равновесие, ценить красивое. В походе быстро учатся технологии выживания, развивается инициатива подростков, воспитывается чувство дружбы и коллективизма.
Именно поэтому итогом проделанной за год работы становится туристический поход, в котором приобретённые знания и умения учащихся на занятиях кружка «Оренбуржье моё» углубляются и обрабатываются.

Отдых и оздоровление в походе- это важно

Карповка. Остановка на ночлег. Женская половина группы готовит обед

Карповка. Наши добытчики

В походе кружковцы не только отдыхают и наслаждаются красотой родного края, участники туристической группы ведут метеорологические и гидрологические наблюдения, описывают состав флоры и фауны района путешествия, собирают ценный материал об истории родного края, проводят экологические акции, ведут дневники наблюдений.
Итогом путешествия становится красочно оформленный руками кружковцев отчёт о походе, в который собраны все сведения о районе путешествия и о самом путешествии.




Подводя итог своей педагогической деятельности, прежде всего хочу отметить, что все школьные предметы призваны выходить на такие нравственные категории, как верность идее и долгу, честность и доброта, отвага и готовность к защите Родины. Наши ученики должны осознавать связи между знаниями и нравственностью, формальной образованностью и подлинной интеллигентностью через книги, жизнь, походы и путешествия по родной земле, родному краю и району.Важным средством воспитания, гармоничного развития подрастающего поколения, становления его гражданственности является туристско-краеведческая работа, педагогический потенциал для которой очень велик. Поэтому пропагандирование туризма и краеведения в школе играют очень важную роль в становлении учащихся как достойных граждан своей страны.