Электив по русскому языку на тему Русский язык: систематизация знаний на пути к ГИА (8 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №12»ПРИНЯТО:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СШ № 12»
_________И.В. Смирнова
Приказ №от «»_____ 2016
на заседании методического совета
Протокол № от «___»___ 2016г.
.
ДОПУЩЕНО:
Зам. директора по УР ___________
«_______ » _______________2016г
Рабочая программа учебного курса
«Русский язык: систематизация знаний на пути к ГИА»
8 А, Б, В, Г класса
на 2016 – 2017 учебный год
Учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Мифтахова Суфия Туктабаевна
Нижневартовск, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык.
II Содержание учебного предмета
III Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
+
Пояснительная записка
Современная школа должна представлять собой образовательно–культурную среду для развития социально – успешной личности, осознающей пути и условия конструктивной самореализации.
Цель любого обучения – максимально помочь выявить личностный потенциал ребёнка, дать ему возможность увидеть, найти путь к дальнейшему самораскрытию и развитию своих способностей.
Многое зависит от умения выбирать оптимальные методы и приёмы обучения.
Занятия элективного курса «Русский язык: систематизация знаний на пути к ГИА» в 8 классе помогут учащимся научиться писать комментарий к определению, аргументировать тезисы, давать определения слова, помогут устранять орфографические, пунктуационные, грамматические, фактические, логические и речевые ошибки.
Структура программы предполагает как теоретическое освоение материала, так и закрепление полученных знаний с помощью упражнений аналитического и синтетического характера.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы модернизации общего образования с учётом сложившейся социокультурной и экономической ситуации в России при сохранении лучших отечественных традиций предполагает профилизацию современного образования.
Организация предпрофильной подготовки начинается с диагностики ребят 8-х классов. Им предлагаются разные элективные курсы. Цель их помощи заключается в том, чтобы объяснить детям, что надо изучать и зачем, как это поможет в дальнейшем выборе профессии.
Курс ««Русский язык: систематизация знаний на пути к ГИА» рассчитан на 35 часов.
Для достижения образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны средства обучения, ориентированные на развивающийся потенциал новых стандартов.
В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.
Русский язык как предметная дисциплина, наиболее продуктивная для формирования УУД, ставит следующие задачи:
— реализация деятельностного подхода к организации обучения русскому языку на основе приближения реальной речевой ситуации и повседневного общения к образовательным потребностям школьников;
- формирование нового содержания образования, соответствующего запросам современного информационного общества, специфике социальных коммуникаций.
Дидактический банк заданий, ориентированный на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся 8 класса в процессе работы с текстом, обеспечивает эффективность овладения важнейшими общепредметными умениями и универсальными и универсальными способами деятельности, повышает качество лингвистической подготовки обучающихся, учит жить и развиваться в условиях активной информационной среды.
Лингвистическая подготовка школьников в современной языковой ситуации связана с обучением пониманию текста, с одной стороны, а с другой – умению создавать текст.
В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. В новом стандарте современный курс русского языка рассматривается как основная школьная дисциплина, предполагающая изучение языка как средства познания и общения. «Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребёнка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности... Родной язык является каналом социализации личности...».
Таким образом, русский язык создаёт условия для развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуальной и эмоциональной активности, языкового развития, умения ориентироваться в ситуации, возникающей в процессе речевого общения.
Всё это способствует реализации одной из целей обучения — «овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями» — на основе текстоориентированного подхода к обучению.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
технологию написания сжатого изложения, приемы компрессии текста;
функционально-смысловые типы речи и технологию извлечения информации из различных источников;
структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.
уметь
анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
использовать основные приемы информационной переработки текста;
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
осуществлять речевой самоконтроль.
Содержание курса (35 ч.)
Введение (1 ч.)
Цели и задачи курса. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2016 году государственной итоговой аттестации.
Обучение сжатому изложению (9 ч.)
Содержательные приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная. Свертывание исходной информации.
Языковые приемы компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение.
Речевое оформление изложения. Смысловая цельность, связность и последовательность.
Учащиеся должны знать:
технологию написания сжатого изложения;
приемы компрессии текста.
Учащиеся должны уметь:
выполнять информационную обработку текста;
отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать полученную информацию.
Основные термины по разделу:
Сжатое изложение. Приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная. Макротемы. Абзацное членение. Критерии оценивания сжатого изложения.
Комплексный анализ текста (14 ч.)
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
Функционально-смысловые типы речи, их признаки.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения. Извлечение информации из различных источников.
Выразительность русской речи: выразительные средства фонетики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики.
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Лексический анализ слова.
Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Морфологический анализ слова.
Правописание. Орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний. употребление ъ и ь. Слитное, раздельное и дефисное написание. Прописная и строчная буква.
Грамматика. Синтаксис.
Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение.
Правописание. Пунктуация.
Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Учащиеся должны знать:
основные признаки текста;
особенности основных функционально-смысловых типов речи;
основные признаки стилей речи;
основные изобразительно-выразительные средства языка и их отличительные черты;
основные понятия и термины лексики и фразеологии;
названия и особенности основных морфем русского языка;
основные способы образования слов в русском языке;
предмет изучения орфографии и алгоритм применения орфографических правил;
синтаксические правила и пунктуационные нормы.
Учащиеся должны уметь:
определять функционально-смысловые типы речи;
определять стиль предложенного для анализа текста и аргументировать собственное мнение;
находить в тексте изобразительно-выразительные средства и объяснять их роль в создании художественного образа;
находить в предложенных текстах лексические понятия и определять их роль;
находить значимые части слова и выполнять морфологический разбор;
определять способ словообразования и выполнять словообразовательный разбор;
узнавать и осознавать в слове орфограмму, определять условия выбора верного написания и правильно писать слово;
объяснять общие случаи постановки знаков препинания;
анализировать строение и значение словосочетаний, выполнять разбор словосочетаний;
характеризовать предложение.
Основные термины по разделу:
Текст. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, комбинированный текст.
Стили русского языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.
Изобразительно-выразительные средства языка (тропы): метафора, олицетворение, эпитет, фразеологизм, сравнение, гипербола, лексический повтор.
Слово. Лексическое значение. Прямое и переносное значение. Многозначность. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексика исконно русская и заимствованная. Диалектизмы. профессионализмы. Жаргонизмы.
Фразеология.
Морфемика. Значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание, основа. Основные способы словообразования. Формообразование.
Орфография. Орфограммы.
Синтаксис. Словосочетание.
Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Типы предложений по количеству грамматических основ. Предложения распространенные и нераспространенные. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение. Знаки препинания: разделительные, выделительные и соединительные.
Создание текста на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым типом речи (9 ч)
Структура сочинения-рассуждения: тезис, доказательство, вывод. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Сочинение-рассуждение на основе текста.
Учащиеся должны знать:
структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.
Учащиеся должны уметь:
писать сочинение-рассуждение на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым типом речи.
Основные термины по разделу:
Сочинение-рассуждение. Тезис. Доказательство. Вывод. Критерии оценивания.
Подведение итогов (1 ч.)
Учебно-тематический план

№ п/п Наименование
разделов и тем Максималь- ная нагрузка учащегося, ч. Из них
Теорети-ческое обучение, ч. Практическая работа,
ч. Контрольная работа, ч. Самостоятельная работа, ч.
1 Введение
1 1 2 Обучение сжатому изложению
9 7 1 1
3 Комплексный анализ текста
14 10 2 2
4 Создание текста на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым типом речи
10 4 2 3 5 Подведение итогов
1 1 Итого
35 =SUM(ABOVE) 23 5 3 3
Календарно-тематический планирование
№ п/п Наименование разделов и тем Дата Всего часов Из них Формирование УУД
Практическая
работа,
ч. Контрольная
работа,
ч. Самостоятельная
работа,
ч. 1 Введение 1 1.1 Цели и задачи курса 1 2 Обучение сжатому изложению 9 1 1 Личностные универсальные учебные действия:
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
Познавательные универсальные учебные действия:
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
2.1 Главная и второстепен-
ная информация текста 1 2.2 Главная и второстепен-ная информация текста 1 0,5 2.3 Приемы содержатель-ной компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение 1 2.4 Приемы содержатель-ной компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение
1 2.5 Приемы содержатель-ной компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение 1 0,5 2.6 Речевое оформление изложения 1 2.7 Критерии оценивания сжатого изложения 1 2.8 Практикум по написанию сжатого изложения 1 2.9 Практикум по написанию сжатого изложения 1 1 3 Комплекс-ный анализ текста 14 2 2 3.1 Текст как продукт речевой деятельности 1 3.2 Функцио-нально-смысловые типы речи 1 0,5 3.3 Извлечение информации из различных источников 1 3.4 Выразительные средства русской речи 1 3.5 Выразительные средства русской речи 1 1 3.6 Выразительные средства русской речи 1 3.7 Лексика и фразеология 1 Личностные универсальные учебные действия:
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.
3.8 Морфемика и словообразование 1 3.9 Правописание. Орфография 1 3.10 Правописание. Орфография 1 0,5 3.11 Грамматика. Синтаксис 1 3.12 Грамматика. Синтаксис 1 0,5 3.13 Правописание. Пунктуация 1 3.14 Правописание. Пунктуация 1 0,5 3.15 Синтаксичес-кий и пунктуацион-ный анализ 1 1 4 Создание текста на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым типом речи 10 2 3 4.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 1 Личностные универсальные учебные действия:
• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия:
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность.
4.2 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 1 4.3 Сочинение-рассуждение на морально – нравственную ( толкование лексического значения) тему 1 1 4.4 Сочинение-рассуждение на морально – нравственную ( толкование лексического значения )тему 1 4.5 Сочинение-рассуждение на морально – этическую тему 1 4.6 Сочинение-рассуждение на морально – этическую тему 1 1 4.7 Контрольное сжатое изложение 1 1 Личностные универсальные учебные действия:
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
4.8 Контрольный тест по теме «Выразительные средства русской речи» 1 1 4.9 Контрольное сочинение – рассуждение на морально – этическую тему 1 1 5 Подведение итогов 1 5.1 Итоговое занятие 1 Личностные универсальные учебные действия:
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика
Регулятивные универсальные учебные действия:
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
Познавательные универсальные учебные действия:
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.
Итого 35 5 3 3