Экспериментирование как средство развития цветовидения у детей дошкольного возраста в процессе обучения рисованию


Экспериментирование как средство развития цветовидения у детей дошкольного возраста в процессе обучения рисованию
В настоящее время в системе дошкольного воспитания формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.
Эксперимент - наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане. Без применения экспериментирования обойтись невозможно, при тщательно продуманном, правильно организованном и проведенном эксперименте можно получить наиболее полные результаты. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов.
Экспериментирование – это вид деятельности детей. Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности ребенка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. В отечественной науке экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребенка. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и операцях, которые рассматриваются как умственные умения.
Экспериментирование положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-образное мышление, и экспериментирование способствует этим возрастным особенностям.
Ребёнок выступает как субъект экспериментирования. Любое субъектное, надситуативное, инициативное действие носит ярко выраженный экспериментальный характер. В раннем и дошкольном детстве принципиальное значение для развития деятельности имеет эвристический потенциал практического экспериментирования (Запорожец А.В., Поддьяков Н.Н., Парамонова Л.А., Флёрина Е.А.).
Экспериментальная практика ребенка дошкольника - это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.
Коллективные, фронтальные занятия позволят детям приобрести некоторый опыт, но временные рамки этих занятий ограничены, а исследовательскую активность ребенка ограничивать не стоит. Поэтому в этой главе я остановилась на учебных исследованиях более сложного уровня.
Экспериментирование может быть как индивидуальным, так и выполненными совместно, кратковременным и протяженным во времени, проблематика его может быть бесконечно разнообразной. Экспериментирование как метод обучения может присутствовать и в форме какого-то специального действия, например, специальных занятий, а может быть представлено как естественное продолжение обычной, традиционной для детского сада деятельности.
В процессе экспериментирования ребёнок переносит и включает обыденные, очевидные свойства знакомых предметов в контекст новых ситуаций, а также раскрывает для себя возможные метаморфозы данных свойств, которые в этом контексте утрачивают свою очевидность. Искомое может быть заново найдено (первооткрыто) в границах уже иного - «смыслового поля». В качестве объектов для детского экспериментирования могут выступать практически все объекты.
В психологии в этой связи отличается большое значение эффекта поиска, при котором дети вовлекаются в процесс самостоятельного добывания знаний. Чтобы опереться на исследовательский эффект, воспитатель при выдвижении познавательных проблем на занятиях вовлекает детей в самостоятельную работу творческого экспериментального характера. Получив общую задачу, дети порой высказывают гипотезы. Воспитатель не отвергает ошибочные предложения, а просит экспериментально проверить все гипотезы и сделать вывод об их справедливости. Убеждаясь в правильности или ошибочности своих мнений, дети глубже познают изучаемые вопросы.
Познавательная задача должна вызывать интерес у детей. Особенно актуально это требование к обучению слабо успевающих детей. Чтобы познавательная задача не только требовала размышлений детей, но и глубоко заинтересовала их, воспитатели используют некоторые так называемые универсальные эффекты возбуждения интереса к теме: эффект новизны сообщаемых фактов, их новизны для данного задания.
Для слабоуспевающих ребят задания должны быть посильными, вариативными (проблемные вопросы сочетаются с под вопросами наводящего плана), содержать инструкцию о выполнении работы. Особенно полезно поручать слабым учащимся готовить и проводить проблемные опыты, что активизирует мышление ребенка.
При формировании основ цветовидения экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному, потому что знания, добытые самостоятельно, всегда являются более осознанными и прочными.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте не игра является ведущим видом деятельности, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся такие доказательства:
1.Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления для более полного их познания. Даная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
2.В экспериментировании достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразование объекта (цвета), производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны объекта (цвета). А новые знания об объекте (цвете), в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
Некоторые дети не любят играть, они предпочитают заниматься каким-нибудь делом, но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования, психическое развитие ребенка затормаживается.
Наконец, главным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.
Таким образом, можно сделать вывод, что наблюдения и экспериментирование составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. Я считаю, что истина находится между этими крайними взглядами.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видам деятельности, и в первую очередь с наблюдением и трудом. Наблюдение является непременной составной частью любого экспериментирования, так как с его помощью и осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может проходить и без экспериментирования, например, наблюдение за изменением цвета осеннего листа не связано с экспериментом, поскольку данный процесс развивается без участия человека.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментированием и трудом. Труд может быть не связан с экспериментированием, но экспериментирование без выполнения трудовых действий не бывает.
Указанные связи двухсторонние. С одной стороны наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования - при формировании цели работы, во время обсуждения методики и хода выполнения рисунка, при обсуждении результатов работы, при словесном отчете об увиденном и сделанном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двухсторонняя. Чем сильнее развиты цветоведческие знания ребенка, тем лучше будут получаться его рисунки, в то же время занятие рисованием способствует развитию цветового цветовидения. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознания увиденного.
Эксперименты, проводимые со старшими дошкольниками, можно классифицировать по разным принципам:
1.По приобретению основных навыков:
приобретение навыка точного движения руки;
сенсорное воспитание;
приобретение навыка точного внимания.
2.По количеству детей:
индивидуальные (1-4 человека);
групповые (5-10 детей);
коллективные (вся группа).
3. По причине проведения:
случайные;
запланированные;
поставленные в ответ на вопрос ребенка.
4. По характеру включения в педагогический процесс:
эпизодические;
систематические.
5. По продолжительности:
кратковременные;
длительные.
6. По количеству занятий с одним и тем же цветом:
однократные;
многократные (цикличные).
7. По месту в цикле:
первичные;
повторные;
заключительные и итоговые.
8. По характеру мыслительных операций:
констатирующие (позволяющие увидеть чистый цвет вне связи с другими цветами и их оттенками);
сравнительные (позволяющие увидеть изменение цвета при смешивании цветов или добавлении в цвет черного и белого цвета);
обобщающие (позволяющие отследить общие закономерности, возникающие при смешивании цветов, изучаемые ранее по этапам).
9. По характеру познавательной деятельности:
иллюстративные (детям уже известен результат, и эксперимент подтверждает знакомые факты;
поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат) решение
экспериментальных задач.
10. По характеру применения материала:
получение нового цвета;
получение нового оттенка;
использование одного материала; использование нескольких
материалов в одном рисунке.
Для проведения экспериментирования наиболее подходящими являются индивидуальные методы. Экспериментирование этого типа имеют свою сильную сторону:
- дети работают с цветом индивидуально;
- они могут хорошо рассмотреть новые полученные цвета или их оттенки;
- использовать для изучения цвета все анализаторы;
- реализовать заложенную в них потребность в деятельности;
- индивидуально создать новый цвет или его оттенок.
- работать в индивидуальном ритме, уделяя каждой процедуре, столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности трудовых навыков.
- За счет индивидуализации процесс обучения эмоционально весьма насыщен.
Возможно проведение комбинированных занятий, применяя и демонстрационный тип проведения экспериментирования. В этом случае воспитатель сам проводит, например, смешивание цветов, а дети следят за ходом и результатом его работы.
Проведение экспериментирования должно быть свободно от обязательств. Нельзя заставить ребенка работать, например, с тем или иным материалом, если он этого не захочет. Необходимо заинтересовать, увлечь ребенка, у него должно сохраниться ощущение внутренней свободы.
Не стоит жестко регламентировать время работы над рисунком. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия. В то же время, если интерес к работе пропал, то ее можно закончить ранее запланированного срока. Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно варьировать условия задания по своему усмотрению, если это не уводит далеко от цели занятия.
Например, при выполнении рисунка «Черный кот» можно предложить детям воспользоваться различными материалами: тушью или чернрй гуашью, жесткой кисточкой или тампон (с последующей прорисовкой). При использовании разных материалов, средств изображения и рисунки получатся очень разные, что создаст в группе творческую атмосферу, будет способствовать умственному развитию детей.
Дети не могут работать, не разговаривая. Многие психологи доказывают следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинается формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий в слух. Эта стадия как раз и приходится на старший дошкольный возраст. Кроме того, потребность поделиться своим открытием, своей удачей является естественной потребностью творчески работающего человека.
Нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Каждый ребенок имеет различный уровень подготовки к изобразительной деятельности, различный уровень развития навыков. Невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения. Учитывая наглядно-образный характер мышления, целесообразно позволить детям на практике убедиться в неверности своих предположений. Такой методический прием не только сделает знания детей более реальными и осознанными, но и укрепит авторитет воспитателя, который таким образом окажется правым. Необходимо уметь применять адекватные способы во влечения детей в работу. Часто приходится решать задачу, как сделать, чтобы детям, у которых в силу возрастных особенностей не сформированы трудовые навыки, казалось, что они работают самостоятельно. Возможны такие приемы: работа руками детей («Сейчас Сережа наберет темную краску на кисточку», - говорит воспитатель и рукой ребенка набирает краску на кисть); дробление одной процедуры на несколько мелких действий («Нарисуем овал, волнистые линии с одной стороны овала, хвостик рыбки и т.д.» - при рисунке «Золотая рыбка»), совместная работа воспитателя с детьми («Я положу на палитру белую краску, а ты добавь в нее синею»); работа воспитателя по указанию детей («Что мне сделать, чтобы получить голубой цвет? Хорошо, я кладу на палитру белый цвет»). Как сознательной используемый прием, воспитатель иногда может допустить неточность в работе, давая тем самым возможность внести детям исправления. Точно так же можно выполнять неверные рекомендации детей, давая таким образом возможность самостоятельно их заменить.
Дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями, необходимо напоминать детям о поддержании порядка на рабочем столе.
В зависимости от характера экспериментирование требования к его проведению несколько различаются.
Дети дошкольного возраста с трудом воспринимают знания, полученные в чистом виде. В детском саду экспериментирование должно быть вплетено во все виды деятельности, составляя с ним единое целое. Например, гуляя по участку, можно попросить сравнить ребенка два цветка (или два листа), отыскать сходства и отличия в форме, цвете, размере, расположении прожилок и т.д. Таким образом формируется навык точного внимания, эксперимент проведен незаметно для детей. Вывод: не должно быть границы между жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Экспериментирование - не самоцель, а способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.
Анализ результатов и формирование выводов - очень ответственный и конечный этап проведения экспериментирования. Несмотря на имеющуюся потребность проговаривать свои действия, дети часто не могут выразить словами то, что они неплохо понимают. Отказаться же от формулировки невозможно, т.к. это лишает экспериментирование его познавательной ценности. Лучше всего сделать так, чтобы дети в непринужденной форме поделились с воспитателем радостью открытия, радостью получившегося рисунка. Нужно помогать ребенку в подборе слов, построении предложений, но не подменять их, не формулировать выводы за детей.
При правильной организации работы у детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно найти на них ответы. Дети должны обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так...». Роль воспитателя как друга и советчика возрастает. Он не должен навязывать свои советы и рекомендации, а ждет, когда ребенок сам, используя разные варианты, обратиться за помощью. Да и то не сразу дает ответ, а старается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов или аналогией направляет их рассуждения в нужное русло. Возрастает роль заданий по прогнозированию результата той или иной деятельности.
При выполнении рисунков часто работа разбивается на этапы: выслушав, выполнив одно действие, дети переходят к другому. У старших детей, благодаря увеличению объема памяти, возможно попробовать дать одно задание на все время занятия. Таким образом, повышается уровень самостоятельности детей.
Расширяются возможности фиксирования результатов, анализируются результаты выполненной работы. Для детей становятся доступными цепочки причинно-следственной связи, проявляется логическое мышление. Ребенок может спрогнозировать результат работы, опираясь на свой уже полученный опыт или на аналогию (при добавлении черного цвета в желтый, тот стал менее радостным, задумчивым, печальным. Значит, если я добавлю в красный цвет немного черного, то добьюсь тех же результатов). Дети старшего дошкольного возраста могут выдвигать простейшие гипотезы, проверить их истинность и даже отказаться от нее, если она не подтвердилась. Необходимо побуждать ребенка делать выводы о скрытых свойствах цвета, давать яркое описание своих работ, просить проанализировать и работы товарищей. Наибольший эффект экспериментирования в развитии цветовидения достигается в процессе обучения детей рисованию красками.
Таким образом, в ходе экспериментирования предметная задача преобразуется в смысловую. В процессе развёртывания экспериментальной деятельности дошкольник способен ориентироваться не только на внешне-эмпирические свойства предметов, но и на их образно представленные существенные характеристики.