Кто они,видевшие ужасы Великой Отечественной войны и приблизившие победу


Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Крутчанская ООШ» Каменского муниципального района
Воронежской области
«Кто они, видевшие ужасы Великой Отечественной войны и приблизившие победу над фашизмом?»(реферат)
Выполнила: учащаяся 4 класса
МКОУ « Крутчанская ООШ»
Подакина Екатерина
Руководитель: учитель
начальных классов Воронова Н.А.
х. Крутец 2015
План.
1.Вступление. «Кто они, видевшие ужасы Великой Отечественной войны и приблизившие победу над фашизмом?
2.Основной этап
а) Солдат – герои Великой Отечественной войны.
б) Ветеран Великой Отечественной войны.
в) Дети войны.
г) Участники войны – бывшие работники нашей школы и медпункта.
д) Участник Парада Победы.
3.Заключительный этап.
1.В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Эта работа дает возможность обобщить полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Цель работы: развивать познавательную активность и практические навыки, способности к поисково – исследовательской деятельности: определение задач, исходя из поставленной проблемы; планирование этапов своих действий. Поддерживание инициативы, пытливости, самостоятельности.
Задачи проекта «Кто они, видевшие ужасы Великой Отечественной войны и приблизившие победу?»
-изучить историю своего села;
-сформировать представление о масштабах Великой Отечественной войны;
-научитьcя анализировать события и делать выводы, извлекать уроки мужества, стойкости и самопожертвования;
-воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы войны.
Материально – техническая база:
Энциклопедии, справочники, иллюстрации о войне, документы семейных архивов, награды, фотографии.
Проект рассчитан на 1 учебный год.
Объект исследования - жители села, каким – либо образом связаны с Великой Отечественной войной.
Предмет исследования – влияние жизненных примеров на развитие ценностных приоритетов ученика.
Гипотеза – противоречия в предмете исследований будет разрешено, если:
- будет изучена история Великой Отечественной войны;
-будет изучена военная история родного края;
-будут рассмотрены примеры личного мужества жителей края;
- будут извлечены уроки «неравнодушия и единства».
Реализация проекта
Подготовительный этап.
Осуществление проекта начали с беседы о том, что приближается годовщина великой Победы. Классный руководитель рассказала нам о том, как нелегко пришлось нашим людям в те страшные годы. Ведь не было семьи, которую не коснулась бы война. В беседе пришли к выводу, что знаем мы очень мало о тех событиях и их участниках. На данном этапе очень сложно ответить на вопрос: кто они видевшие ужасы Великой Отечественной войны и приблизившие победу над фашизмом? Мы изучили военную историю своего края, узнали о битвах под Сталинградом и Москвой, под Курском и Смоленском, о блокадном Ленинграде, говорили о партизанской войне и о детях войны. Мы восхищались мужеством женщин в тылу, гордились девушками – зенитчицами и пулеметчицами, пытались «примерить» на себя их нелегкую долю. Существует много источников сбора информации. А главное, необходимо было разыскать тех людей, которые могли бы рассказать о военной истории семьи и показать сохранившиеся документы тех лет. Обсудили, что собранные сведения необходимо будет обобщить и анализировать, чтобы потом представить результаты нашей долгой и кропотливой работы детям, педагогам, родителям.
Основной этап. ( исследовательский)
По ходу поиска сформировались основные направления исследовательской работы.
1. Солдаты – герои Великой Отечественной войны.
2. Ветераны Великой Отечественной войны.
3. Дети войны.
4. Участники войны – бывшие работники нашей школы.
5.Участник Парады Победы.
3) Заключительный этап.
На классном часе были подведены итоги. Проходил он в виде устного журнала, каждую страницу мы представляли своими отчетами. Была проведена демонстрация слайдов, рисунков и фотодокументов во время докладов и рассказов. Мы с нетерпением ждали очередной отчет, с удовольствием и гордостью рассказывали о людях войны. Прозвучали стихи и песни о Великой Отечественной войне. В результате встреч все собранные материалы, фотографии и рассказы были оформлены и переданы в школьный музей.
а) В нашей школе учился герой Советского Союза В.П. Захарченко. Мы изучили документы, в которых рассказывается о подвиге героя в музее нашей школы и музее поселка Каменка, учащиеся нашего класса очень горды за героя, прочитав слова из письма Майора Полякова к родителям В.П.Захарченко. Из письма: «Теперь я хочу рассказать о его героических делах в борьбе с немецкими захватчиками. Он за свой народ, за свою Родину боролся как богатырь. Первый во главе своего расчета станкового пулемета под сильным огнем противника переправился на лодку через реку Днепр, прочно закрепился на берегу и огнем своего станкового пулемета стал гнать и уничтожать немецких захватчиков и тем самым обеспечил переправу всему батальону. Он, как подлинный герой, впереди своего подразделения шел за полное освобождение земли, своего народа и изгнание немецких захватчиков. А также первый овладел высотой «225», увлекая за собой своими героическими действиями остальных товарищей. Но в борьбе за одно село на правом берегу реки Днепр, выполняя приказ командования 22 октября 1943 года Василий Петрович от вражеской пули пал смертью храбрых. Правительство высоко оценило его славные, боевые дела и Указом президиума Верховного Совета СССР от 25/10 – 1943 г присвоило ему звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Учащиеся нашего класса посетили родственников, и то место где жил герой Советского Союза Василий Петрович Захарченко. Мы встретились с его, уже старенькой, ятровкой Захарченко Марией Егоровной и его племянницей Мирской Людмилой Федоровной. Они очень гостеприимно приняли нас и рассказали о герое. Мы попросили ответить на вопрос, каким же был Василий Петрович в детские годы? Нам посчастливилось прослушать интереснейший рассказ. Племянница с уважением говорила о герое. «Василий был добрым, трудолюбивым, целеустремленным, учился хорошо, у него была прекрасная память. Если учитель, после своего рассказа по теме урока, просил повторить, то Василий всегда поднимал руку и пересказывал на отлично. А также вспоминали педагоги, если кому – то нужна была помощь, то Василий выходил к доске и объяснял решение задачи. Это говорит о том, что он не был равнодушным к своим одноклассникам. Пионеры и комсомольцы помогали на колхозных полях, Василий был один из первых, никогда не отлынивал. Он не только был трудолюбив, но также участвовал в художественной самодеятельности, участвовал в построении гимнастических пирамид, всегда был наверху пирамиды и отдавал салют. С братом любили мастерить. Им как всем мальчишкам хотелось иметь велосипед, поэтому они его смастерили из старых прялок. Так человек жил, любил, мечтал. Он говорил: «Я хочу совершить в жизни что – то значительное». И вот совершил Василий подвиг, о котором вы знаете. Мы думаем, что он не мог поступить иначе. Герои жертвовали своей жизнью, чтобы мы с вами жили на свободной земле, чтобы мы жили в мире и не были рабами фашистов. Встреча оставила у всех неизгладимые впечатления. Посетив музей в поселке, мы узнали о том, что сейчас известна дата рождения В.П.Захарченко. Он родился 23 января 1924 года.
б) У нас сложилась добрая традиция поздравлять ветерана войны с праздниками. В нашем селе до недавнего времени жил Хиценко Владимир Григорьевич. Сейчас он проживает в поселке Каменка, но весной и летом приезжает к дочери в х. Крутец. Мы стараемся встретиться с ним и послушать его интересные рассказы. В 1943 году он ушел на фронт, принимал участие в войне с Японией. В боях за город Суньхза был ранен. Имеет медали за Победу над Германией, Японией. Благодарность «За успешные действия на Дальнем Востоке»
в) Учащимся нашего класса было очень интересно, подробнее познакомились с блокадницей Ленинграда. Вот о чем поведала нам Валентина Ивановна.
«Мне было всего четыре года, но помню бесконечные бомбежки. Не успевая добежать до бомбоубежища, мы прятались от осколков в комнате под окнами. Мы пухли от голода. Зимой 1942 года не стало одной из моих сестер. Она умерла тихо во сне. Все мы тяжело переживали это горе. Особенно убивалась мама. Ее горячие слезы я каждую ночь ощущала у себя на лице, когда она крепко прижимала меня к себе, стараясь согреть. Каждую крошку съестного, которую удалось добыть, мама отдавала нам, детям. Потом не стало и ее. Помню, как я, горько плача, лазала по холодному телу матери, пытаясь ее разбудить. Маму завернули в белую простыню (меня подняли на руках, чтобы я смогла в последний раз взглянуть на нее) и увезли куда – то на тележке. В холодной полупустой комнате мы остались одни. У отца была бронь – он служил в инженерных войсках на заводе, но мы его почти не видели, он приходил глубокой ночью на короткий отдых, а ранним утром уходил. Отец приносил нам с завода засохшие полоски столярного клея. Этот клей мы долго жевали, и во рту становилось немного теплее. А потом я перестала ходить. Однажды ранним утром сестра Зина схватила меня полусонную и стала метаться по комнате, стараясь меня спрятать. Оказывается, ночью к нам ворвалась обезумевшая от голода соседка с ножом и чуть не убила Зину. Но в последнюю минуту с женщиной случился сердечный приступ, и она замертво упала. А потом отца призвали на фронт, и больше мы его не видели. Нам не дала погибнуть от голода и холода тетя по матери, которая служила в батальоне по спасению детей. После очередной бомбежки она нашла нас, усадила на подводу и отвезла в детский дом. То был февраль все того же 1942 года. Потом наш детдом эвакуировали. После снятия блокады за детьми из Ленинграда приезжали родители и родственники и увозили домой. А за нами никто не приезжал. Моих сестер удочерили в 1945 году, а меня из – за болезни никто не захотел взять. А осенью 1946 года я начала ходить». Далее Валентина Ивановна рассказала о том, как сложилась ее судьба. Встреча с Валентиной Ивановной произвела огромное впечатление. То, что мы услышали, заставило нас по – новому взглянуть на окружающий мир, открыть новую страничку из истории страны. Такие уроки мужества, на которых юное поколение «вживую видит и слышит тех, кто на своих плечах вынес все тяготы военного времени и не сломался, зарождают в юных душах патриотические чувства и искру гордости за нашу страну и народ.
г) Мы также встретились с дочерью бывшего директора нашей школы Трембачева Степана Степановича и бывшего фельдшера Крутчанского медпункта Трембачевой Валентиной Степановной. Она с удовольствием согласилась участвовать на классном часе, который был назван «Они защищали Родину!» С большим трепетом рассказывала дочь об отце. Степан Степанович учился в Тамбовском Краснознаменном пехотном училище. До войны он был учителем. В 1941 году ушел защищать Родину на фронт. В бою был ранен, одну ногу оторвало, вторую раздробило. Пришлось два года лечиться в госпиталях. Позже ногу ампутировали. Степан Степановича приглашали работать в Красноярский горком партии. Но в это время он узнает, что освободили хутор Крутец от фашистов и решает вернуться на Родину. Он стал работать в школе, был завучем, затем директором. Именно ему пришлось строить школу. Он был лучшим хозяйственником, всегда помогал людям, ученикам помогал устроиться на учебу или работу. Степан Степанович бережно хранил историю своего села и сам создавал ее, - говорила дочь. Родители были строги к своим пятерым детям, а также отец был строг на уроках, любил дисциплину. Мать Маргарита Алексеевна с 1941 года работала в госпиталях при городах медсестрой. Её очень любили. Она была добросердечная, говорили, что рука у неё была очень лёгкая. А также очень быстро находила контакт с людьми. После войны работала фельдшером на МЖК в поселке Каменка, затем вернулась в медпункт хутора Крутец. В бурю и грязь, дождь и мороз шла спасать больных, детей. Останавливали даже поезда, чтобы отправить нуждающихся в помощи в больницу. Учащиеся нашего класса пришли к выводу, что такие люди как бывший директор школы Степан Степанович и его жена фельдшер медпункта Маргарита Алексеевна смело, боролись за Родину, а также в мирное время принесли ей огромную пользу. Мы гордимся своими односельчанами, будем учиться у них выносливости, трудолюбию, доброжелательности, любви к Родине, к людям. В результате встречи с дочерью был пополнен музей нашей школы интересными фактами и фотографиями.
д) Все учащиеся были рады встрече с женой Науменко Елизара Федоровича Мищенко Варварой Яковлевной, которая рассказала о своем муже участнике Великой Отечественной войны. Елизар Федорович был призван в армию в 1942 году, воевал в 294 артиллерийском полку, в 942 отдельном противотанковом истребительском артиллерийском дивизионе. Прошел всю войну. Он часто вспоминал страшные военные годы. Был он очень добрым человеком, любил свою Родину. Елизар Федорович имеет награды: Орден «Красной звезды», Орден «Великой Отечественной войны 2 степени», Медаль «За отвагу», Благодарность за отличные боевые действия. Он был участником Парада Победы на Красной Площади в Москве 1945 года. Вернувшись с войны, работал в совхозе «Родина» плотником. В музее поселка Каменка нам рассказали о том, что на Парад Победы были отобраны самые храбрые, самые красивые и высокие воины. Но об участии в Параде Елизара Федоровича долгое время знали очень немногие, потому, что он был еще и очень скромным человеком.
Вывод. «Кто они?» Это солдат – доброволец, и офицер, и 17 – летний юноша, и женщина мать, сохранившая жизни своих детей, и дети – узники концлагерей, и те о которых мы уже никогда не узнаем – без вести пропавшие воины, а также все наши земляки, о которых мы рассказали. Мы извлекли два важных урока: «урок неравнодушия», и «урок единства». Всегда будем помнить тех, кто пережил ужасы войны и приближал победу над фашизмом. Пусть будет мирным небо над нашими головами!
Мы – подвигом сильны.
И что б ни говорили,
Мы – дети той страны,
В которой – победили!
Пускай их болтуны
Болтают, пустомели.
Мы – дети той страны
В которой одолели.
Стальной кулак, хребет,
Считай, что всей Европы…
За выслугою лет
Пусть заросли окопы,
Но вновь должны, должны
Быть подвига достойны.
Литература.
1.Документы,фотографии из музея МКОУ «Крутчанская ООШ»
2.Документы, фотографии из краеведческого музея поселка Каменка.
3.Семейные архивы,награды, фотографии.
4.Книга вечной памяти и славы защитников Отечества. Каменский район. Воронеж: ГУП ВО «Воронежская областная типография – издательство им.Е.А.Болховитинова» - 2009.