Методическая разработка «Чудеса иногда случаются».


Методическая разработка
«Чудеса иногда случаются»
(инклюзивная модель обучения)





Преподаватель фортепиано
МБОУ ДОД ДШИ «Форте»
Рогоза Галина Викторовна



Апрель
г.о. Тольятти









«Слово преподавателя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу.»
В.А.Сухомлинский
Мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость. Работа преподавателя ДШИ очень сложна: мы имеем дело с учениками разной степени одаренности, нам приходится развивать сложнейшие исполнительские навыки. Необходимо правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, находить правильное решение того или иного вопроса в самых различных ситуациях. Каждый ребенок в нашей стране имеет шанс для своего развития, независимо от его физических возможностей.
В последнее время заметно вырос интерес к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Музыка оказывает большое эмоциональное воздействие, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия. Музыкальные занятия способны помочь детям – инвалидам увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности.
Не секрет, что дети с ограниченными возможностями всегда страдали в нашей стране от отчуждения и дискриминации, в том числе и в образовании. Сегодня ситуация изменилась. Признается официально на государственном уровне, что любой ребенок с ОВЗ имеет право на обучение в школе вместе со здоровыми детьми. И одной из важных проблем образования сегодня, является развитие новых подходов к образованию лиц с ограниченными возможностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования.
Основными нормативными документами, задающими концептуально-содержательные основы развития инклюзивной формы обучения и воспитания являются:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ (2008-2020гг.)
И на сегодняшний день с принятием федеральных государственных требований в отрасли «Культура» есть такая строка « Реализация учебного процесса по индивидуальному творческому маршруту».
Так что же такое инклюзивное образование? От латинского слова include , что означает «включить». Процесс развития, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с ограниченными возможностями.
В основу инклюзивного образования заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей. Именно на это и направлена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» выдвинутая Д. Медведевым. «Новая школа» - это школа для всех». Сегодня в России по данным Минздрава и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны. Инклюзивное образование даст им возможность учиться и развиваться в сфере обычных школьников.
Актуальность внедрения инклюзивного образования в идеологическую практику не вызывает сомнений т.к. развивает у школьников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Стремление к тому чтобы дети с ограниченными возможностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающими сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка – инвалида.
Инклюзивное образование – это шаг к культуре, в которой ценность человека определяется не его полезностью в узком прагматическом смысле, а его достоинством – возможностью жить, верить, любить и быть любимым. Это накладывает особую ответственность на всех тех, от чьей воли, последовательности, профессионализма зависит реализация в жизни этой новой практики, которая в силу своих ценностно-смысловых основ нужна всем, а не только детям с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация этого социокультурного проекта требует от всех причастных к нему мудрости и мужества в постановке и решении целого комплекса непростых задач.
Главная проблема стоящая перед преподавателем, обучающим ребенка – инвалида, связана с поиском более эффективных способов организации процессов обучения и воспитания.
Воспитывая ребенка с ОВЗ, преподаватель, прежде всего должен быть уверен в своих действиях, уверен в том, что каждое слово (или показ) дойдет до ученика и даст нужный результат.
Работа с ребенком – инвалидом связана с обостренной наблюдательностью: мы должны не только предельно ясно слышать игру ученика и замечать все детали движений рук, но и видеть все изменения выражения его лица, ясно понимать, что он чувствует, какими заботами занято его внимание.
Сочетание большой чуткости и симпатии к ученику, умение мобилизовать волю ученика, сочетание терпения и выдержки является основой успешного воспитательного воздействия.
В качестве примера я хотела бы представить выдержки открытого урока по теме: «Из опыта работы в обучении детей с ограниченными возможностями в классе фортепиано». Урок был представлен на Девятых тольяттинских педагогических ассамблеях «Российское художественное образование в XXI веке: целостно-личностный подход в контексте одаренности», в номинации «Творческая лаборатория преподавателей – «Урок - педагогическое творчество-успех».
Из характеристики ученицы: «Наташа ученица 3го класса, ей 11 лет. Диагноз: Детский церебральный паралич, центральный правосторонний гемипарез, умеренно выраженные стойкие двигательные нарушения. Практически атрофирована кисть правой руки.
Добрый, солнечный ребенок. Занимается в нашей школе с большим желанием. Имеет средние музыкальные данные. На уроках активная, любознательная. Чувство ритма не всегда устойчиво, не может быстро запоминать произведение наизусть. Хорошо читает с листа, любит ансамблевое музицирование.»
Цель урока: «Освоить учебный репертуар на основе индивидуальной программы обучения».
Задачи: Образовательные:
изучить специально подобранный репертуар и упражнения, с учетом индивидуальных особенностей пианистического аппарата учащейся;
задействовать в процессе обучения интернет ресурсы;
побудить к самостоятельной работе над развитием чувства ритма.
Развивающие:
развивать пианистические навыки и слуховой контроль за характером звукоизвлечения и ритмической организацией;
развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти;
расширение музыкального кругозора учащейся.
Воспитательные:
воспитание уверенности в себе;
воспитание коммуникативных способностей;
воспитание чувства самообладания, сценической выносливости в публичном выступлении.
Форма урока: урок практических работ.
Методы: наглядный, игровой.
Технологии: здоровьесберегающая, коммуникативная, информационно-компьютерная, интерактивная.
Этапы урока:
Организационный.
Организация начала урока, сообщение темы урока, обоснование её значимости и постановка образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Основной.
Пальчиковые игры (упражнения для рук);
Работа над гаммой D-dur;
Е. Чернявская «Этюд» C-dur;
Швейцарская народная песня «Кукушка»;
Р.Н.П. «Светит месяц» (ансамбль);
Слушание фрагмента II концерта для фортепиано с оркестром для левой руки D-dur Мориса Равеля.
Итоговый.
Подведение итогов урока, формирование выводов, домашнее задание.
Оборудование:
фортепиано;
нотные сборники;
рисунок;
аудио-, видеозапись.
Рассмотрим аспекты основного этапа урока, это упражнения для рук (пальчиковые игры), направленные на снятие психологических и мышечных зажимов, а именно:
ощущение свободы в руках и корпусе;
освобождение кистей рук, гибкости запястья;
развитие моторики и координации движения пальцев.
Ценность «пальчиковых игр» заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, а быстрота смены движений способствует повышению уровня организации их мышления. Главное, что лежит в их основе – это игры словами, «раскрашенные» движением пальцев, рук, или движениями всего тела.
Поскольку музыка оказывает на ребенка большое эмоциональное воздействие, целесообразно включать в репертуар учащегося программную музыку.
Швейцарская народная песня «Кукушка»
ученица нарисовала рисунок, сочинила стих;
определила характер мелодии;
раскрыла художественный образ пьесы через выполнение указанных штрихов (legato, staccato);
выстроила динамический план;
определила интонационные вершины в каждой фразе;
исполнила пьесу выразительно, почувствовав опору на 3 пальце правой руки (оставляет атрофированную правую руку на клавише)
Выдержка из открытого урока итогового этапа:
«Слушание фрагмента II концерта для фортепиано с оркестром для левой руки D-dur Мориса Равеля.
Преподаватель предлагает ученице послушать фрагмент II концерта для фортепиано с оркестром, Ре-мажор (D-dur), Мориса Равеля. Затем рассказывает ученице о жизни композитора.
Преподаватель: «Морис Равель – французский композитор – импрессионист, родился в 1875г. Чуть позже ты, Наташа, поймешь, почему именно эту музыку мы будем слушать. Второй концерт – потрясающая по силе и технике вещь! И не менее интересна история создания. У Равеля был друг – австрийский пианист Пауль Витгенштейн, который на войне потерял правую руку. Но великий пианист продолжал выступать на эстраде и достиг большого мастерства, играя одной левой рукой. Он был человеком колоссального самообладания и силы воли! Он очень хотел играть с оркестром, но репертуар для одной левой руки был скудным. Вот он и попросил Мориса написать для него концерт. Задание для Равеля было сложным и необычным, но это только воодушевило его фантазию. Это грандиозное великолепное произведение, ставшее для композитора интересным, своеобразным опытом в использовании ресурсов фортепиано, когда пианист создает одной рукой звучание подобное двуручному.
И вот как это Морис Равель гениально написал, ты сейчас услышишь и увидишь! А если закрыть глаза, то невозможно поверить, что партия фортепиано исполняется одной рукой».
Ученица прослушивает фрагмент II концерта для фортепиано с оркестром, Ре-мажор (D-dur), Мориса Равеля и смотрит видеозапись.
Работать с детьми инвалидами трудно, собирая по крупицам малые успехи ребенка, мы с родителями радуемся им, как большим невероятным достижениям!
Современные психологи и нейрохирурги доказали, что в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления человека, они уверены в магическом воздействии музыки на мозг человека. Дети, занимающиеся музыкой ежедневно, слушая её, лучше выражают свои мысли, более уверены в себе, в своих силах и возможностях. Музыка закладывает в детях «генетику» новой всесторонне развитой личности.
Таким образом, создание в школе ребенку-инвалиду атмосферы доверия, дружелюбия и уважения, позволит развить его способность к активной плодотворной деятельности, а в дальнейшем реализовать свои умения и навыки в социуме.
«Чудеса иногда случаются, но над этим
приходится очень много работать».
Хаим Вейцман.












Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№273- ФЗ;
2. Ахьямова. И.А. Невербальное общение в музыкальном воспитании дошкольников: теория и практика [Текст] : монография / И.А. Ахьямова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2006. – 118 с.
3. Сафарова. И. Э. Игры для организации пианистических движений (Доинструментальный период) [Текст] / И. Э. Сафарова. Екатеринбург, 1994. – 35 с.
4. Фатеева. Е.А. Пальчиковые игры. [Текст] / Е.А. Фатеева. – Тольятти, 2008.
5. Светлова. И. Укрепляем память. [Текст] / И. Е. Светлова – М.: Эксмо, 2004.
6. Алёхина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272с.
7. Баренбойм. Л.А. Путь к музицированию. [Текст] / Л.А.Баренбойм. – С.-П.: Советский композитор, 1979. – 352 с.
8. Мартинсен. К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано: пер. с нем. / К. А. Мартинсен. М.: Музыка, 1977. 128 с.