Урок-игра по природоведению «Природа вокруг нас»

Урок-игра по природоведению
«Природа вокруг нас»

Место проведения: МОУ СОШ № 2, 5 класс

Цель урока: обобщить знания обучающихся по природоведению.

Задачи урока:
- проверка знаний по природоведению, а также творческих и интеллектуальных способностей у обучающихся;
- ознакомление обучающихся с экологическими проблемами;
- развитие у обучающихся интереса к родной природе;
- воспитание у обучающихся стремления к бережному отношению к природе родного края.

Оборудование:
- изображения птиц, цветов, животных, насекомых;
- карточки с заданиями разных цветов;
- таблицы, учебники.
















ХОД УРОКА

Ведущий:
Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Природа вокруг нас». В ней примут участие ученики 5 класса. Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она как никогда нуждается в защите, заботе и любви. В игре победит то, кто действительно хорошо знает жизнь зверей, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе и готов ее оберегать.
Игра будет проходить в несколько этапов:
1 этап – вы будете отвечать на вопросы, посовещавшись 30 сек (любой из команды бросает кубик и достает карточку. Отвечают на 5 вопросов та и другая команды)
2 этап – вопросы задаются каждому участнику команды, совещаться нельзя. Команда – соперница сама достает вопрос конкретному члену другой команды.

Ученик 1:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцам и ветрам.
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!

Ученик 2:
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
Ястреба, парящего над полем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, Берегите!

Ученик 3:
Без особой нужды, от скуки,
Если даже в лесу ты впервые,
Не ломай ты деревьям руки,
Ведь живые они, живые.

Ученик 4:
А сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя.
И если теперь не спасти нам остатки,
Мы завтра в Сахаре проснемся, ребятки!
Ученик 5:
Как из бутылки вылез джин
И стал сильнее всех,
Так человек – природы сын –
Завоевал успех.
Вначале слаб он был и глуп.
Ему был нужен острый зуб
И крепкий коготь, как у льва,
Была же только голова.
И к ней пять пальцев на руке,
Но обошелся он вполне.
Сумел он так мозги развить,
Чтоб льва и тигра победить,
И в лес приехав на слоне,
Сказал: «Вы все подвластны мне!»
Но не учел, что важно знать,
Как надо власть употреблять!


Вопросы
Зеленый сектор:
Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет.
Что за трава, которую и слепые знают?
Какие деревья подмосковных лесов и зимой остаются зелеными?
Дерево – символ нашей Родины?
Какими лекарственными травами можно лечить простуду?
Какая ягода может быть черной, красной или белой?
Назовите ядовитые ягоды, которые растут в наших лесах?
Какой процесс лежит в основе производства зелеными растениями кислорода из углекислого газа?

Синий сектор:
Перед какой погодой птицы перестают петь?
Пингвин птица или нет?
Какая птица подбрасывает подбрасывает свое яйцо в другие гнезда?
Зимуют ли птицы в скворечниках?
Где зимой и осенью спят вороны?
С прилетом каких птиц, считаем мы, начинается весна?
Загадайте загадку о птице.
Пропойте куплет песни о птице.

Красный сектор:
Какие животные живут в наших лесах?
Загадайте три загадки о животных
Кто меняет шубу по два раза в год?
Что теряет лось каждую зиму?
Назовите животное наших лесов, похожее на кошку
Что случается с пчелой после того, как она ужалит
Какой хищный зверь ест малину?
Какие животные спят зимой?

Желтый сектор:
Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?
Куда осенью деваются бабочки?
Какую пользу приносят черви?
Кто охраняет лесную полянку от комаров и вредных мух?
Не птица, а летает, не слон, а с хоботом, никто не приручает, а на нос садится?
Волосата, зелена, в листьях прячется она. Хоть и много ножек, бегать все равно не может.
Не зверь, не птица, нос как спица. Летит-кричит, сядет – молчит.
Два рога, а не бык, шесть ног без копыт. Летит – воет, сядет – землю роет.


Блицтурнир.

У кого самый чуткий «нос»? (бабочка, собака)
Месяц весенних первоцветов? (весна)
Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
Кто может пить ногой? (лягушка)
Что изображено на рисунке 1? (мухомор)
Для чего птице хвост? (летать)
Название какого растения говорит, где оно растет? (подорожник)
Разноцветные грибы. (мухоморы)
Какой цветок лето начинает? (колокольчик)
Какие цветы изображены на рисунке 2? (подснежник)
Какая птица имеет очень длинный хвост? (сорока)
Какую пользу приносят синицы? (поедают вредных жучков)
Любимое лакомство аистов? (лягушки)
Что используют пчелы для строительства сот? (пыльца, мед)
Какая птица изображена на рисунке 3? (синица)
Кто носит ветвь и ночь, и день? На голове своей? ... (олень)
Каких насекомых зовут как животных? (жук-носорог, жук-олень)
Чем питается медведь, когда спит в берлоге? (запасом жира)
Днем спит в дупле среди развилин. Охотится ночами..., рис 4? (филин)
Растения образуют органические вещества из неорганических. Для этого им нужны эти вещества (вода и углекислый газ).
Экология - это наука которая изучает(Отношения живых организмов с окружающей средой и способы её охраны)
Кого зовут «корабль пустыни» С времен далеких и доныне? Хотя в нем сходства с кораблем. Мы при желании не найдем. (рис. 5) (верблюд)
Какая защита у чертополоха от поедания его животными? (колючки на листьях и стебле)
Почему в загрязненном водоёме гибнут растения и животные? (Из-за сильного уменьшения количества кислорода.)
В почву внесли в избытке азотные удобрения. Стоит ли радоваться большому урожаю? (Нет. Нитраты вредны для нашего организма.)
Структурной единицей любого живого организма является онаЧто изображено на рисунке 6? (клетка)
Мы дышим лёгкими, а растения? (Устьицами, чечевичками, корневыми волосками.)
Как переводится это слово с греческого языка ZEGOTOS? (Соединённый вместе)
Растения дышат этим газом (кислородом)
«Мышь под колпаком. Какой химик провёл этот опыт? (Джозеф Пристли в 1771 году.)
Голова какого насекомого изображена на рисунке 7? (голова бабочки)
Что необходимо растению для роста? (свет, вода)
У лошадки рубашка – Матросская тельняшка, Хотя на море не была, Сухопутною слыла.
Какая планета от Солнца третья? (Земля)
Питанье – бананы, Качели – лианы. В прыжках по деревьям Ловки ... (обезьяны)
Какие бывают паразиты? (внутри растения, внутри грибов, бактерии-паразиты, внутри человека, животных)
Что за рыба изображена на рисунке 8? (рыба-молот)
Какое животное может излечить больное место у человека? (кошка)
У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви – только на макушке. (сосна)
Что за дерево изображено на рисунке 9? (ива)

Подведение итогов