Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи на материале текстов цепной структуры.



Текст со звуком [щ].
≪Щепка и щенки≫
У Саши Лещинского живет собака
Щепка. Недавно Щепка принесла щенков. Щенки копошатся и пищат в ящике. От ящика не отходит Щепка. Щепка защищает своих щенков.
Тексты со звуками [с], [с'].
≪Мамины помощницы≫
Соня и Света всегда помогают маме. Мама попросила девочек накрыть на стол. На стол Соня постелила скатерть. На скатерть Света поставила стаканы в подстаканниках, сахарницу и самовар. За самоваром скоро соберется вся семья и будет пить чай.
≪Палас≫
У Люси в комнате палас. На паласе скопилось много шерсти. Шерсть
оставил пес Баська. Баська играл,
катался по паласу. Палас Люся пропылесосит пылесосом. Пылесос соберет всю шерсть. Без шерсти палас снова будет чистый.

Тексты cо звуками [с], [з].
≪Дрозды≫
Весной прилетели дрозды. Дрозды
поселились на березе. На березе они
свили гнездо. В гнезде у дроздов
вывелись дроздята. Дроздята скоро
вырастут и улетят из гнезда.
≪Трусливый зайка≫
В лесу наступила зима. Зимой лес засыпало снегом. По снегу скачет белый зайка. Зайку усмотрела с высокой сосны сова. Сова полетела за зайкой. Зайка увидел под березой густые кусты. Под кустами он спрятался в снег. В снегу сова не найдет зайку.
Тексты со звуком [ж].
≪Ужонок≫
Около лужи сидит ужонок. У ужонка на голове желтые пятнышки. По желтым пятнышкам всегда можно узнать ужонка. Ужонок в луже охотится на небольших лягушек и головастиков. Лягушки и головастики снуют по луже, пытаются убежать от маленького ужа.
Тексты со звуком [ш].
≪Плюшевый мишка≫
У Наташи был плюшевый мишка.
Мишку утащил пес Шарик. Шарик
разодрал мишке рубашку и штанишки. Штанишки и рубашку для мишки сшила бабушка.
≪Пашины штанишки≫
У Паши есть бабушка Маша. Бабушка Маша сшила для Паши шелковые штанишки. На штанишках —большие кармашки. На кармашках бабушка вышила машинки. Машинки — любимые игрушки Паши. Паша с удовольствием носит штанишки.
≪Вишневый компот≫
Бабушка решила сварить компот
из вишни. Вишневый компот очень
нравится Антошке. Антошка взял у
бабушки лукошко. В лукошко Антошка набрал много вишни. Из вишни бабушка сварила компот и джем. Вишневый компот и джем понравились Антошке.
«Щепка и щенки»
107136843058001896745292100033395011112800
10714291079500015874392023150033394910147700
11451101005550016613035895700-508030611000
11451109117400200742803060018967459756500
114511082632180878771682003333757568800 ПАМЯТКА
(как работать с текстом)
1.Прочитайте ребенку рассказ. Предложите пересказать его. Ребенок на деле убедится, что пересказать даже короткий текст не так уж просто. Предложите ему попробовать пересказать с помощью схематических картинок. Поясните, что в рассказе всегда задана определенная последовательность событий, которую нужно сохранить при повторении текста.
2.Предложите вспомнить, как начинался рассказ. Попросите назвать то, что нарисовано на картинке. Спросите, какое слово «зашифровано» стрелкой. Предложите соединить «слово» (картинки) словом-стрелкой и повторить предложение. Можно подобрать другое слово, подходящее по смыслу.
3.Так переходите по стрелочкам к другим картинкам
4. Попросите ребенка пересказать весь рассказ с опорой на схему. Ободряйте ребенка, поощряйте его успехи. Занимайтесь понемногу (10-15 мин), но регулярно, хотя бы 2 раза в неделю. Затем можно усложнить задания (убирать некоторые картинки).
Ребенок быстрее и легче справляется с трудностями звукопроизношения, преодолеет боязнь пересказываний текстов, а в дальнейшем сможет успешно заниматься в школе.
Желаем Вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов!
Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры.

МАДОУ ДСКН №3 г. Сосновоборск
Учитель – логопед: Веревкина Т.Н.
2016