Урок Патриотический пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова Бородино


ФИЛИАЛ МБОУ Сосновской СОШ № 1 в с. Отъяссы
Сосновского района Тамбовской области



Урок по литературе в 5 классе


Патриотический пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».












Цель: помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, почувствовать точность и ёмкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нём изображённых, формировать навыки выразительного чтения.
Оборудование: книжная выставка произведений Лермонтова, иллюстрации к стихотворению «Бородино», портрет М. Ю. Лермонтова.
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
М. Ю. Лермонтов.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительная беседа. -Что вы знаете о поэте?

- Какие произведения Лермонтова вам нравятся?
- Можете ли вы прочитать какие –либо его стихотворения наизусть?
3. Краткий рассказ учителя о жизни и творчестве Лермонтова.
Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом.


Жизнь в Тарханах, забота бабушки, лечение на кавказских водах и в Подмосковье, учение в Благородном пансионе при Московском университете, переход в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Затем ссылка на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта». За дуэль с французским посланником снова ссылка на Кавказ. Потом Москва, Петербург, круг литературных знакомств. На Кавказе в 1841 году на дуэли поэт погиб.
Главный пафос поэзии Лермонтова в вечной устремлённости к свободе, жажда цельности и гармонии с миром.
Рассказ учащегося о Великой Отечественной войне и Бородинской битве (По книге «Мы дети 1812 года»).
Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» учителем.
Работа над особенностями художественного языка стихотворения.
а) Словарная работа. Объяснение слов и выражений. Ликовал- радовался
Постоять головою-стоять насмерть
Поле грозной сечи-поле боя
У наших ушки на макушке-все воины были наготове
Ворчали старики-возмущались солдаты-ветераны
Отправиться на зимние квартиры- оставить на время поле боя
Пора добраться до картечи- пора дать противнику решительный бой
б) Составление «словаря военной лексики». ( Мундиры, бивак, кивер, булат, уланы, драгуны, редут и т. д.)
7. Анализ образа рассказчика.
- От чьего имени ведётся рассказ?
- Каким военным ремеслом в годы войны он владел? Докажите словами
текста.
- Нарисуйте его словесный портрет. (Старый, бывалый солдат. У него
задумчивое, немного усталое выражение лица...)
- Как он относится к своему начальнику? Что о полковнике сказано в
тексте?
8. Комментарий и анализ сцены боя в стихотворении «Бородино».
- Найдите в тексте описание боя. Прочитайте.
Что вы видите?
Что вы слышите?
Что вы чувствуете? (Свой ответ начинайте со слов «Я вижу..., я слышу..
я чувствую..».)
Посмотрите на картину «Бой на батарее Раевского» (с. 156 учебника).
Отражает ли, на ваш взгляд, художник то, о чём вы прочитали?
Подберите предложение текста, соответствующее иллюстрации.
Сделайте текст, описывающий бой, прозаическим.
9. Итог урока.
- В финале произведения о чём печалится и чем гордится солдат?
А как вы думаете, почему он чаще всего говорит не «я», а «мы»?
Каким же чувством проникнуто это стихотворение? (Любовью к
товарищам, любовью к Родине, хотя всё оно о войне. Бой во имя России.
Отступать нельзя, лучше умереть.)
- А почему всё-таки отступили от Москвы? (Это сделано во имя спасения
России.)
10. Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.
Выставление мотивированных оценок.





























Литература
Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В.И. Литература: 5 кл.: Учеб.:
В 2 ч. М.: Просвещение, 2008.

Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. Советы. - М. : Просвещение, 2003.
15