Групповое занятие по профилактики употребления ПАВ «Что вы думаете на самом деле?»

Групповое занятие по профилактики употребления ПАВ
«Что вы думаете на самом деле?»

Разработала педагог-психолог ГСУВОУ ГСОШ Пермякова А.А.
Разработка данного занятия была составлена на основании методического пособия «Профилактика наркозависимости в школе» В.Ю. Котлякова (Кемерово, Кузбассвузиздат, 1997г.), адаптирована для подростков с проявлениями девиантного поведения.

Категория участников: подростки 13-16 лет.
Предполагается, что участники группы уже знакомы (обучаются в одной школе).

Цель: формирование устойчивости к наркотической зависимости, выработка и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ.

Задачи:
Помочь подросткам осознать проблему наркозависимости;
Выработать навыки защитного поведения;
Создать условия, способствующие приобретению подростками нового положительного социального опыта для личностного развития в процессе группового содержательного общения;
Помочь подросткам осознать проблемы зависимости;
Помочь подросткам осознать собственное отношение к алкоголю и наркотикам;
Способствовать формированию навыков ответственного поведения;
Способствовать формированию мотивации к сохранению здоровья;
Прояснение предрассудков, связанных с наркотиками.

Продолжительность: 2 часа.

1. Приветствие.
Участниками предлагается образовать круги разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев». Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.
Это упражнение обычно проходит весело и эмоционально. Его лучше всего ставить в начале занятия, для того, чтобы поприветствовать друг друга и зарядить группу энергией.

2. Выработка групповых правил.
Можно предложить высказаться желающим о том, какие бы они хотели установить на тренинг правила, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно. Ведущий фиксирует на ватмане все предложения, затем происходит короткое обсуждение. Вот некоторые из типичных правил:
- правило поднятой руки: высказываться по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку,
- без оценок: принимаются разные точки зрения, никто друг друга не оценивает,
- конфиденциальность: то, что происходит на занятии, остается между участниками,
- правило «стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «стоп».

3. Разминка «Побег из тюрьмы».
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: «Первая шеренга будет играть преступников, вторая – их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания сообщники с помощью жестов и мимики должны «рассказать» преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый «сообщник» спасает одного «преступника»)». После окончания игры «преступники» рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

4. Ход тренинга

Упражнение 1. «В чем мне повезло в этой жизни».
Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: «В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями». После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.
Это упражнение, помимо собственной ценности, повышает уровень жизненного оптимизма, создает хороший настрой на работу.

Упражнение 2. «Чувства».
Участникам предлагается: «Вспомните ситуацию, когда вам приходилось общаться с человеком, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников или знакомых или просто человек, встреченный вами на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали, общаясь с этим человеком».
По очереди участники делятся своими чувствами.
Анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека.
Ведущий подводит к выводу: «Иногда полезно посмотреть со стороны на поведение и состояние нетрезвого человека, проанализировать свои ощущения, подумать над тем, как бы выглядели мы, будучи в подобном состоянии, и что бы, в свою очередь, думали о нас окружающие, какие чувства они бы испытывали к нам».

Упражнение 3. Мозговой штурм «Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь?».
Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь или наркотики. Ведущий фиксирует ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участников.
Примерные варианты ответов могут выглядеть так: «Человек употребляет наркотики и алкоголь потому, что эти вещества помогают ему:
- снимать барьеры в общении,
- удовлетворять свое любопытство,
- снимать напряжение и тревожность,
- стимулировать активность,
- следовать принятой традиции,
- приобретать новый опыт,
- за компанию (чтобы не выглядеть белой вороной) и пр.
В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, какого им сейчас вспоминать эти причины, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. Например, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещение дискотеки, разговора с другом и т.п.

Упражнение 4. «Портрет наркомана».
Участникам раздается бумага и карандаши. Ведущий объявляет задание: «Нарисуйте «портрет наркомана». Это необязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь выразить в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете о наркоманах».
После того, как участники закончат работу, рисунки раскладываются внутри круга и участники делятся своими впечатлениями.
Это упражнение позволяет более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.

Упражнение 5. «Зависимость» (незаконченные предложения).
Каждому участнику раздаются бланки с незаконченными предложениями. В течение 10 минут участники пишут свои мысли, заканчивая предложения.
Закончите предложения:
1. Когда я общаюсь с человеком, зависимым от наркотиков и алкоголя, тогда я
2. В общении с зависимыми людьми труднее всего мне бывает
3. Свое сочувствие к зависимому человеку я проявляю через
4. Когда я наблюдаю за поведением зависимого человека, я понимаю, что
5. Ситуация, в которой я бы мог стать зависимым от наркотика, это
6. Когда я замечаю, что становлюсь зависимым от кого-то или чего-то, я осознаю, что
7. Быть независимым для меня означает
8. Как я понимаю, зависимость – это
По окончании работы участники поочередно зачитывают варианты предложений. При общем обсуждении необходимо отметить наиболее типичные точки зрения, а также наиболее отличные.

Упражнение 6. «Шприц».
Данное упражнение проводится с целью выработки у подростка навыков самозащиты, умения сказать «Нет» и аргументировать свой отказ.
Упражнение делается по кругу.
Инструкция: «Тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа «уколоться» якобы имеющимся в шприце наркотиком. Задача второго отказаться. Делается три попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу».
В конце проводится короткое обсуждение. Отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у «искусителя» сохранялось настойчивое желание продолжить уговоры.

Упражнение 7. «Что вы думаете на самом деле?»
Упражнение направлено на осознание предрассудков и ценностей, определяющих поступки подростков.
Группа делится на 4 подгруппы. Выдаются карточки, участниками высказываются «за» или «против», делается короткое обсуждение.
Предложения:
«Курение должно быть запрещено во всех публичных местах».
«Алкоголиков и наркоманов нужно изолировать от общества».
«Нужно, чтобы наркоманы могли бесплатно получать чистые иглы и шприцы».
«Женщины, больные наркоманией или алкоголизмом, не должны иметь детей».
Могут быть предложены и другие спорные высказывания, относящиеся к теме зависимости и поведения молодежи.
Время на работу в подгруппах – 10-15 минут. После этого в общем кругу участники делятся результатами получившегося обсуждения.
Можно наглядно на доске или ватмане представить спектр имеющихся мнений.
Пример:
№ высказывания
Согласны
(кол-во участников)
Не согласны
(кол-во участников)

1



2



3



4




В ходе обсуждения обращается внимание на то, что нередко наше отношение к тому или иному явлению диктуется предрассудками и ложными представлениями, что может рождать дискриминацию отдельных категорий людей.

Упражнение 8. «Ценности».
Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:
- интересная работа,
- хорошая обстановка в стране,
- общественное признание,
- материальный достаток,
- любовь,
- семья,
- удовольствия, развлечения,
- самосовершенствование,
- свобода,
- справедливость,
- доброта,
- честность,
- искренность,
- вера,
- целеустремленность.
Список ценностей можно дополнить любыми другими.
Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы происходит общегрупповое обсуждение, вовремя которого участники делятся своими впечатлениями.
После обсуждения ценностей предлагается вернуться к обсуждению того, в чем участникам повезло в этой жизни (см. упражнение 1).
Ведущий помогает подвести к выводу о том, что необходимо ценить то хорошее, что имеется у нас в жизни, и стремится к тому, чтобы ценное для нас всегда достигалось и реализовывалось.

5. Завершение работы.
6. Рефлексия.