Мнение: Директор: кто он на самом деле?

Мнение
Директор: кто он на самом деле?

Последние несколько лет в образование города пришли молодые директора школ (прилагательное «молодые» не столько по возрасту, сколько по директорскому стажу).
На их плечи легла немалая часть забот по модернизации образования. От их умения, убеждений, моральных принципов зависит, какой станет наша школа. Известно: каждое новое поколение переживает то, что сделано предшественниками, и выстраивает свой ранг смыслов в понимании происходящего «здесь» и «сейчас», и это правильно. Главное, чтобы новое поколение директоров не потеряло то важное и общезначимое, что в данный момент ими воспринимается как второстепенное, не очень значимое. В результате идея школы, в которую они пришли, «не прорастет» и целое направление развития школы «глохнет».
Как помочь молодому директору выработать способность анализа происходящих идей и ценностей? Как ему самому открыть в себе способность видеть эти идеи и ценности, а не только смены своего статуса? Что же ему нужно, как говорят, «позарез»? Большинство видят себя проводником и исполнителем образовательной политики государства. Что ж и это верно, но есть и другое. Это значимость и актуальность тех или иных идей, ценностей, норм, представлений в педагогическом обществе. От этого, как мне кажется, зависит личный успех директора и развитие школы в целом.
Решающим значением для директора должно стать не характер социально - управленческих связей, а его отношение к детям, поскольку директор – прежде всего педагог, «учитель учителей», организующий педагогическую деятельность и культурно-образовательное пространство школы. В последнее время многие придерживаются логики, которая предполагает, что все «хорошие» изменения возникают на базе «правильных» управленческих решений, мало зависящих от места их осуществления, будь- то школа, колония, армия или бизнес.
Вывод, казалось бы, прост, управленческие решения универсальны, стоит ими овладеть и правильно применить, и любая организация станет развивающейся и эффективной. Веря в «универсальность» управленческих решений и овладев ими, надеется с их помощью быстро добиться успеха и модернизировать образовательные процессы в своей школе. Это понятно: хочется показать свой профессионализм и утвердиться в новом статусе. Не знаю, как для бизнеса, но для школы – точно не панацея, не универсальное лекарство. Мой личный опыт в должности директора подсказывает – школьная жизнь лишь отчасти подчиняется общим правилам и нормам управления. Директор, полагаясь на «бездетное» управление, забывает о человеческом факторе, о выстраивании гармоничных отношений детей и взрослых. И в этом, детско–взрослом сообществе, конкретное, принципиальное отличие от вышеназванных форм социальной организации.
Это и ставит директора школы в особую позицию, в которой он выступает не столько как управленец – руководитель, вписанный во властную структуру, сколько как лидер детско–взрослого сообщества. Именно об этом писал великий педагог В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы». Директор для него, прежде всего, педагог первоклассный. Почему же Сухомлинский избирает эту неуправленческую позицию. Ведь сам он плоть от плоти традиционной и даже авторитарной школы. Да, он принимает властную вертикаль школьной системы как данность. Он говорит о некоторых элементах управления: посещение уроков и их анализ, подведение итогов в конце года и предлагает рассматривать их в контексте гуманной педагогики, используя особый термин «педагогическое руководство школы». Потому что главное для него гуманное общение взрослого и ребенка. Он видит директора в качестве садовника, который с любовью выращивает любой «росток», а не руководит персоналом и уже совсем не отделяет «персонал» от детей.
В этом мне видится главная задача молодого директора: попытаться стать таким садовником. И не случайно в моей школе (еще на заре ее становления) были выработаны две основополагающие программы «Политика, культура и ценности школы» и «Воспитательная система школы – школы гуманистических отношений», внедрение которых принесло успех. Конечно, с позиции управленческой вертикали управлять проще, если директор играет по формальным правилам. Но общеизвестно, в школе ежедневно возникают ситуации, не подвластные никакой логике и технологизации. Что посоветовать? Не пытаться применять подход там, где возможен только подход культурологический. И если считать, что педагогическая деятельность – искусство, то сердцевина деятельности директора – выстраивание гуманистических отношений. Следовательно, педагогическая практика и практика управления – часть культуры и всегда уникальна, ее не возможно организовать как технологический процесс. Поэтому директор школы должен выработать свой неповторимый стиль общения и с детьми и со взрослыми, так как взаимодействие с детско–взрослым сообществом «всегда» и «везде» неразделимо.
В этом и есть профессиональный долг каждого директора.



Педагог – психолог
Г.Ф. Чечулина
15