Дидактический материал для 5-7 классов «Словообразование», «Орфография», «Лексика»

Дидактический материал
по темам «Словообразование», «Орфография», «Лексика».
Цель данного дидактического материала – предложить учителям русского языка систему упражнений, целью которых является морфемный и словообразовательный анализ, работа над правилами правописания словообразовательных морфем и пополнения словарного запаса учеников.
Соответственно этим трём задачам выделяются три группы упражнений.

I группа упражнений.
Тема «Морфемный разбор слова» является одной из важнейших в школьной программе. Знание структуры слова и умение свободно разбираться в ней необходимы прежде всего для формирования орфографических навыков. Изучение строения слова имеет большое значение и для пополнения словарного запаса учащихся.

1. Выписать слова, у которых одинаковый
корень: ходики, поход, выходить, холодок, походка
суффикс: домик, мячик, лётчик, пулемётчик, огурчик, носик, пальчик.
приставка: набор, назад, находка, надоесть, наволочка, навести, набрать.

2. Подобрать однокоренные слова и синонимы к выделенным словам, записать их в два столбика. Образец:
Однокоренные слова
Синонимы

Смелый - осмелеть
Смелый - храбрый

Грязный, грусть, воодушевить, темнота, носить, рёв, ободрить, загрязнить, затемнение, носильщик, реветь, трясёт, опасаться, печаль, плач, бодрый.

3. Сгруппировать родственные слова.
Полянка, вёз, заберёте, несу, везла, поднять, веду, нёс, вести, ноша, берут, завели, забираю, полевой, носил, поля, ведёшь, поднимать, брать.

4. Образовать родственные слова от корней-омонимов:
Образец: вода – водный, водяной; водитель – водить, вождение.
Гора, лук (растение), мир, лук (оружие), замирать, горемыка.

5. Определите, какие из следующих слов имеют приставку:
1) на - 2) над - надо –
Надорвать, надоконный, научить, надоумить, надышать, надшить, надуть, надзор.

6. Разобрать по составу следующие слова – синонимы:
подпольный – тайный, скрытный;

7. Выделить в данных словах суффиксы, с помощью которых образованы
1) новые слова или 2) новые формы слов:
Новый – новейший, печаль – печальный, стол – столик, чёрный – чернее, лес- леса,

8. Выделить суффиксы
Вузовский, африканец, подозрение, путешественник,

9. Найти основу и корень в данных словах
Пересматриваю, больной (сущ), больной (прилаг), зимний, менее, краснеть, сердечность, учительство, багрянец,

10. Произвести морфемный разбор и продолжить таблицу.

Слово
Основа

Окончание


приставка
корень
суффикс


лето
-
лет-
-


пригорок
при-
гор-
-ок
-

Израсходовать, подоконник, приветливые, развеселить, полянка, незнакомец.


II группа упражнений.

1. Вставить пропущенные буквы.
Соб...раться в поход, зам...рать от восторга, бл...стеть на солнце, бл...стать знаниями. Дельное предложение, излагать мысли, литературное приложение, летний заг...р, оз...рить город, заг...рается, з...ря, засверкали з...рлицы, платье выг...рело, листья заг...релись. Пл.,.вучнй остров, лучший пл...вец, пловчиха-рекордсменка, жук-пл...вунец. Непром...каемый плащ, пром..лить ноги, м...кать хлеб в сметану. Р...стет движение за мир, дети нодр...сли, отр...сль промышленности, возр...ст дерева.

2. Выписать слова с проверяемыми безударными гласными в одну колонку, а с непроверяемыми – в другую. Выставочный, посвятить, патриот, объединение, примерять, партизаны, делегат, юбилей, стенгазета, чернила, перо, портрет, биография.

3. Заполнить таблицу, приводя по нескольку примеров на различные способы проверки безударных гласных в корне.
Способы проверки
Примеры

Изменение числа
Прибавление суффикса
Изменение формы прилагательного
Изменение времени глагола
Замена одной части речи другой
Дом - дома


4. Вставить пропущенные буквы, объяснить:
1) правописание в приставках: с или з, о или а;
2) буквы ы или и после приставок.
A. 1) За край родной иди бесстрашно в бой. 2) Наши реки широко ра...ливаются в половодье. 3) Бе...облачное небо озарилось лучами солнца. 4) Мы во...вращались домой поздно вечером.
Б.1. Ночью р...зыгралас.ь вьюга. 2) Поезд пришел по расписанию. 3) Р...спись это стенная живопись. 4) Р...ссыпыо называется почвенный пласт, содержащий драгоценные ме¬таллы или камни.
B. 1) Внезапно раз...грался шторм. 2) Шли бои за без...мянную высоту. 3) Командир отряда не может мириться с без...дейность
·ю.

5. Найти корень в выделенных словах и объяснить правописание в них удвоенных согласных.
А. 1) Аккуратность нужна в труде и в быту. 2) Грамотность достигается хорошим знанием грамматики. 3) Профессор прочитал лекцию для школьников. 4) Прошла пестрая колонна демонстрантов.. 5) Однообразное жужжание пчел навевало сон.
Б. 1) Воззвание это обращение с каким-нибудь призывом. 2) Исследование было проведено под руководством известного ученого. 3) Сын поддержал друга в трудную минуту. 4) Оттепель это теплая погода зимой с таянием снега и льда.
В. 1) Па собрание пришли герои-целинники. 2) В одесский порт прибывают корабли из разных стран. 3) На девочке было платье с матросским воротником. 4) Конница Буденного прославила Красную Армию.

III группа упражнений.
1. Следующие словосочетания заменить словами с корнем 1) год, 2) голос.
1) Полученный за год (годовой), рассчитанный на год (годичный), в возрасте одного года (годовалый), памятная дата (годовщина).
2) Обладающий сильным и звучным голосом (голосистый), отдавать голос за кого-нибудь (голосовать), громко и долго плакать (голосить).

2. Глаголы в сочетаниях заменить глаголами, сходными по значению (синонимами). Объяснить их правописание. Составить с синонимами 34 предложения, обращая внимание на падежно-предложную форму управляемого слова.
Затрагивать вопрос (касаться), сообщить свои мысли (изложить), думать, надеяться на что-то (предполагать), дотронуться до чего-либо (прикоснуться).

3. Определить, как меняется смысл слова, если изменить приставку или суффикс. С данными словами устно составить словосочетания.
Придать предать передать, костлявый костный костяной, приставка подставка, мирный мировой, пересказать рассказать, крепостной крепостник, приемник преемник, глазной глазастый, приписать переписать.

4. Объяснить, какое значение имеют приставки при- и пре-.
I) На полярную станцию почта прибывала регулярно. 2) В плавательный бассейн прибавили теплой воды. 3) Приозерный край встречает туристов. 4) Хороши приволжские степи! 5) Было душно, и мы приоткрыли дверь. 6) Я прилег вздремнуть. 7) Отдыхающему пришлось прервать отпуск. 8) Пресмешной случай произошел со мной однажды. 9) Советские люди преображают природу.

5) Сочетания слов заменить синонимичными сложными словами. Объяснить их образование.
1) Народы, любящие мир (миролюбивые). Машина, очищающая дороги от снега (снегоочистительная). 3). Река, по которой ходят суда (судоходная). 4). Дом, в котором пять этажей (пятиэтажный). 5) Бревна длиной в два метра (двухметровые). 6) Сочинением была занята половина листа (пол-листа). 7) Половина группы отправляется в стройотряд (полгруппы). Половина окна осталась незастекленной (пол - окна).

6. От существительных образовать прилагательные и составить с ними словосочетания.
Коллектив (коллективный труд), пассажир (пассажирский поезд), класс (классный журнал), шоссе (шоссейная дорога), металл (металлический блеск), артиллерия (артиллерийский залп).

7. В данных словосочетаниях прилагательные и причастия заменить синонимами с непроизносимыми согласными.
Дождливая осень (ненастная); печальная песня (грустная); смелый воин (доблестный); очень хорошее лето (чудесное); работа, сделанная с большим умением (искусная); съезд, проходящий в области (областной); рейс, полный опасности (опасный).
Объяснить их правописание и с некоторыми из них составить предложения.

8. Составьте словосочетания с данными паронимами.
Голосистый – голосовой; Глубинный – Глубокий;
Дымный – дымовой; Желанный – желательный;
жизненный – житейский; игорный – игровой;
лирический – лиричный; памятливый – памятный;
типичный – типовой; травянистый – травяной.

9. Составьте и запишите предложения со словами:
Спеши - спиши ; примирить – примерять; развивается – развевается; поласкать – полоскать; поседеть – посидеть; отварить – отворить; запевать – запивать, посвятить – посветить; умолять – умалять; утешать – утихать; разредить – разрядить, озимь – оземь.