Презентация к уроку русского языка 9 класс Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Урок учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 16 Мезенок Л.И.Тип урока:
Тип урока: урок-практикум.

Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему « Прилагательное- это самая изобразительная часть речи, играющая огромную роль в тексте».
Цель:
определить уровень ЗУН по теме «Сочинение на лингвистическую тему».
подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Задачи:
Обучающая: отработать алгоритм подготовки самостоятельного составления сочинения – рассуждения, учить выделять структуру рассуждения, подбирать аргументы из текста.
Развивающая: развивать умение анализа текста-рассуждения; совершенствовать речевые умения и навыки.
Воспитательная: воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову как источнику анализа.
Ход урока.
1.Работа с текстом
- Внимательно прочитаем текст.
(1)Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра.
(2)Сосновые сухие леса на ее берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой
(4)Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5)В нём была полная и совершенная чистота.(6)А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных. (7)Потоки света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы. (8)Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого цвета (К. Паустовский)

Определим, какой вид рассуждения мы будем использовать при написании сочинения.
Для этого еще раз внимательно прочитаем название темы. В нем указан тезис, который необходимо доказать. Значит, в данном случае мы будем писать рассуждение-доказательство.
Вспомним, что такое прилагательное, и запишем на черновике определение: «Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы какой? чей?»
Вспомним, что в грамматике называется предметом. Напишем определение: «Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?» Часть речи, которая обозначает предмет, называется именем существительным.
Вспомним, что такое признак предмета. Запишем на черновике ответ: «Признак предмета - это свойства ( сильный), принадлежность (лисий), количества (трёхлетний) и т.д., характеризующие данный предмет.
Сделаем для себя вывод и запишем его:
«Имя прилагательное тесно взаимосвязано с существительным. Существительное называет предмет, а прилагательное – его свойства».
Очевидно, что одна из ролей прилагательного заключается в том, чтобы называть свойства предмета – это первый тезис, который мы будем доказывать.
Однако, как известно, прилагательное играет и другие роли, например, украшает нашу речь и является средством художественной выразительности – это второй тезис.
Итак, основная часть нашей работы уже обозначена.
Приступим к написанию вступления. Оно должно подвести читателя к рассматриваемому вопросу.
Люди живут среди предметов, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета.
От вступления необходимо перейти к основной части. Для этого найдём в тексте и выпишем на черновик все прилагательные: живописных, глухих, девственную, таинственную, сосновые, сухие и т.д. Выберем предложение, которое будем использовать в качестве примера для доказательства первого тезиса. Приступим к написанию основной части сочинения.
Обратимся к тексту и перечитаем предложение№2: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывают, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные свойства.
Используя в качестве примера предложение№2 текста, в ходе размышления мы доказали первый тезис: Прилагательное обозначает свойства предмета».
Перейдем к доказательству второго тезиса.
Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в предложении№6 все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные-эпитеты нужны автору для того, чтобы подчеркнуть красоту и разнообразие окружающего мира.
Наши размышления помогли доказать второй тезис: «Прилагательные украшают нашу речь и являются средством художественной выразительности» .
Перейдём к обобщению. Для связи аргументов с выводом можно используем следующее словосочетание и речевые обороты: таким образом, получается что, следовательно и др.
Таким образом, прилагательные играют большую роль в тексте: обозначают признаки предметов, украшают нашу речь и являются в тексте средством художественной выразительности – эпитетами.
Соединим все наброски воедино. У нас получится следующее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему:
« Прилагательное- это самая изобразительная часть речи, играющая огромную роль в тексте», - писал В.В.Виноградов. С этим нельзя не согласиться, потому что люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета.
Обратимся к тексту и перечитаем предложение №2: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывают, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные свойства.
Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в предложении №6 все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.
Таким образом, прилагательные играет большую роль в тексте: обозначают признаки предметов, украшают нашу речь и являются в тексте средством художественной выразительности – эпитетами.
Итог урока
Дом.задание По образцу написать сочинение-рассуждение к цитате В.В.Виноградова: « Прилагательное- это самая изобразительная часть речи, играющая огромную роль в тексте» по тексту на с 65.(ОГЭ 2015г. Авт. Цыбулько И.П.)











15