Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.


Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Малькова Е.А.,
МБОУ Школа № 65 г.о. Самара
В число важнейших задач работы логопеда с младшими школьниками с общим недоразвитием речи III уровня, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так как же для профилактики нарушения чтения и письма.
Обучающиеся с общим недоразвитием речи III уровня мало используют связную фразовую речь в процессе учебной деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с ОНР характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, затруднения в выборе нужных лексем, нарушение смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения. Исследования показывают ограниченность словарного запаса у детей с ОНР, особенно по таким лексико-понятийным разрядам, как названия деталей предметов, качественные характеристики предметов. У некоторых обучающихся возникают существенные затруднения при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать (или актуализировать в речи) предикативные отношения, а также с трудностями в лексико-грамматическом оформлении высказывания.
Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушение логической последовательности изложения, смысловые пропуски, длительные паузы на границах фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки) могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.
Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня овладения детьми связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.
Развитие речи происходит постепенно с развитием мыслительных операций и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Первоклассников с общим недоразвитием речи следует учить, более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики сверстников, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его. Особое внимание следует уделять умение формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным. Строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.
Для достижения связанности речи необходим ряд умений, а именно: умений понимать и осмысливать тему, определять ее границы; отбирать необходимый материал; располагать материал в определенной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно.
На всех этапах обучения необходимо обращать внимание на такой вид работы, как анализ и обсуждение детских высказываний. При этом отмечаются такие качества рассказов, как полнота и последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту и картинному материалу, удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов фантазии. В ходе коллективного обсуждения дети вносят дополнения, указывают на допущенные ошибки. В результате создаются дополнительные возможности для упражнений на подборе лексем. Правильное употребление словоформ и построение предложений. Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний. Большое внимание уделяется формированию языковых обобщений и практическому усвоению лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций. Благодаря логопедическим занятиям, взаимосвязи учителя-логопеда с родителями, а также высоким компенсаторным возможностям ребенка, планка сформированной их связной речи в некоторых случаях поднимается достаточно высоко и большинству дошкольников удается не только достичь среднего уровня нормально говорящих сверстников, но и превысить его. Совершенствование в связных, продуманных, логичных, аргументированных высказываниях может продолжаться бесконечно.
Литература.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 224с.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: «Просвещение» 1989. 218 с.
Характеристика связной речи детей 6-7 лет / Под ред. Т.А. Ладыженской, М., 1979.
Чудинова Л.М., Филичева Т.Е. Логопедическая работа по развитию речи в старшей группе специального детского сада. – 1976. - №6.
Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией // Патология речи: Уч. Зап. МГПИ. М., 1971.