Коспект урока РОССИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»


УРОК ПО ГЕОГРАФИИ "РОССИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Цели и задачи:
Образовательные.
Вскрыть особенности постиндустриальной стадии развития. Дать понятия центра и периферии, полупериферии мирового хозяйства. Показать пути развития России в обозримой перспективе.
Развивающие:
Содействовать формированию общеучебных умений и навыков работы с учебником, картой,классификации и систематизации информации. Обеспечить развитие информационной и коммуникативной культуры учащихся. Помочь учащимся осознать социальную, практическую значимость нового материала.
Воспитательные:
Способствовать формированию целостного мировоззрения .Поощрять самостоятельный подход к приобретению знаний,пользоваться различными источниками знаний, учить выступать с сообщениями, воспитывать уважение и внимание к выступлениям одноклассников. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к самообразованию и саморазвитию. Прививать чувство любви к родине.
Предметные результаты: знать определения терминов по теме урока. Уметь обсуждать важнейшие социально- экономические проблемы России и возможные сценарии ее инновационного развития.
Тип урока : комбинированный.
К уроку учащиеся получили предварительные задания, одно из которых продумать пути выхода из экономического кризиса.
Межпредметные связи: география - история, география - обществознание, география — физика.
 
Оборудование: учебник В. П.Дронов, В.Я. Ром «География России население и хозяйство.» Дрофа 2012 г. Политическая карта мира. Материалы газет и журналов. Материалы опережающих заданий.
Ход урока:
1. Краткое повторение пройденного.
Что такое хозяйство России? Что такое отрасль хозяйства? Привести примеры.
На какие сферы делится хозяйство России? В чем различие между сферами? Назвать ведущие отрасли в каждой из них. Что такое МОК? Ваши примеры.
Назвать 3 сектора экономики.
Работа по теме урока.
Актуализация знаний. Географический взгляд на Россию: ее место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу.
На данном уроке предстоит определить место России в мировой экономике.
Вступление.
Чтобы определить роль и место России в экономике мира, необходимо знать, что хозяйство развивается не по прямой линии, а проходит взлеты и падения, похожие на волны. Эту периодичность или цикличность экономики обосновал русский ученый Николай Дмитриевич Кондратьев.( 1892 — погиб от репрессий в 1938 году). Суть теории больших циклов заключается в том, что каждый цикл имеет период подъема волны, когда формируется новый технологический уклад. Затем спад волны — спад производства, депрессия, кризис. Каждый цикл примерно 50 лет.
Сообщение учащегося.
В 70-80 годы в мире сформировались центры мирового хозяйства. ( рисунок 23 стр. 55 учебника). Это США, страны Европейского союза, Япония. Эти страны к концу 80 годов прошли кризисы, осуществили переход к ресурсосберегающим технологиям. В настоящее время экономически развитые страны переходят к следующему циклу, который называют по- разному: «информационная экономика», «технотронная эра», а чаще всего -» постиндустриальная стадия».На постиндустриальной стадии движущей силой и в то же время ресурсом становятся знания, интеллект, а целью — не количество производимых товаров и благ, а их качество, улучшающее качество жизни. Сегодня центры мирового хозяйства — США, ведущие страны Европы, Япония ( показ по карте) определяют ход развития мировой экономики. Вокруг них огромная периферия — беднейшие страны. Для развития они используют внешние кредиты, у них остры экономические, социальные, экологические проблемы, часто возникают вооруженные конфликты. Это страны с высокими демографическими показателями. Таким образом на периферию накладываются все трудности развития человечества.
Россия находится в положении полупериферии. Она в целом прошла стадию индустриализации, за исключением окраин.( Калмыкия, Тыва, Чукотка)( показ по карте) . Она имеет большой научно-технический потенциал, значительные мощности военно- промышленного комплекса, в которых разработаны новейшие технологии. Этот потенциал может быть использован. У России богатейшие природные ресурсы. В России уже сформировались отдельные ядра, экономика которых вступает в постиндустриальную стадию развития. Это Московская, Санкт- Петербургская, Новосибирская( показ по карте) и ряд других агломераций , где формируются технопарки и технополисы. Вывод: Россия, находясь на полупериферии, имеет возможность войти в информационную цивилизацию с новым технологическим укладом. Пути: экспортная направленность сегодняшней экономики должна быть использована для накопления средств с целью коренной реконструкции экономики. Инновационная перестройка хозяйства . Особое внимание современным отраслям с наукоемкой продукцией.
Вопросы промежуточного контроля:
В чем отличие доиндустриального, индустриального, постиндустриального этапов развития хозяйства?
Одинаково ли разные этапы проходят в разных частях страны?
Какие территории страны послужат локомотивом при переходе к постиндустриальной экономике всей страны?
 
Сообщение учащегося на тему: «Социально-экономические недостатки развития хозяйства страны».
В настоящее время, к сожалению, Россия находится в глубоком кризисе, едва оправившись от кризиса 2008-2009 годов. Наблюдается падение курса рубля, нет роста экономики, низкие цены на нефть, санкции западных стран. Развитию страны мешают такие факторы как теневая экономика, неконкурентноспособность некоторых товаров, не комплексное использование сырья, монополизация экономики, диспропорции в развитии по регионам, милитаризация хозяйства, слабое развитие малого и среднего бизнеса, коррупция. Все эти недостатки необходимо преодолеть в самое ближайшее время.
 
Предложи свой проект выхода страны из кризиса.
1. В книге «Унесенные ветром» Скарлетт - главная героиня, которая жила во время гражданской войны в США, поняла, что после войны потребуется восстанавливать дома и будет спрос на пиломатериалы и открыла лесопильное предприятие. У нас в стране, где огромные лесные ресурсы, надо активнее развивать глубокую переработку древесины, производство других строительных материалов, строить дешевые дома. Будут так создаваться рабочие места. Будут заказы у транспортников. Строительство подтолкнет к развитию многие отрасли. Люди получат жилье.
2. Люди у нас в стране малоактивны. Я читала в газете как почти наши ровесники стали миллионерами. Один открыл мини- гостиницу с 2-3 постояльцами в одной комнате за маленькую плату. Пользуется спросом. Другая организовала быструю заморозку овощей. Девушка открыла прачечную в студенческом общежитии — доход около 3 миллионов рублей в год. Еще молодой человек наладил продажу тревожных кнопок для одиноких, больных, пожилых людей. Всем надо учиться добывать полезную информацию, получать знания, быть активными, добиваться цели.
3. Сейчас все большее число россиян стремятся жить в частных домовладениях с приусадебными участками. Много садоводческих хозяйств, много людей живет в селах и деревнях. Все выращивают овощи , фрукты. Потребляют сами,делятся с другими, но все равно много остается излишков. Их можно было бы сдавать на перерабатывающие предприятия, но их нет. Поэтому яблоки и сливы гниют под деревьями, а мы покупаем импортные компоты, джемы, соки, сухофрукты. Это не по хозяйски. Нужны кредиты под низкие проценты и тогда переработкой займутся малые предприятия, а своими налогами они пополнят казну страны.
4. Считаю, что страна должна больше денег тратить на развитие науки. Больше лабораторий, лучшее их оснащение. Тогда из страны не будут уезжать те, кого она подготовила. В сегодняшнем мире знания востребованы как никогда. Через развитие науки, информации Россия укрепит свои позиции среди экономик мира. На этом выводе можно поставить точку в нашей теме урока.
Итог урока.
Объявление оценок. Используя технику «Светофор»учащиеся оценивают свое участие в материале урока, как он усвоен и много ли времени потребуется дома для его закрепления.
4. Домашнее задание: § 12.