Роль музея в приобщении школьников к национальной культуре

Торотоева Лариса Федотовна,
учитель
МБОУ «Лекеченской СОШ им. А.И.Леонтьева»
с.Лекечен, Вилюйский улус
Роль музея в приобщении школьников к национальной культуре

По реализации республиканского движения «2000 добрых дел», с целью сохранения материальной культуры народа саха по рыболовству и приобщения молодежи к традиционной пище своего народа, как основы их оздоровления, в 2000 г. селе Лекечен Вилюйского улуса по инициативе ветерана педагогического труда, отличника охраны природы Республики Саха (Якутия), кавалера знака «2000 добрых дел», Почетного гражданина Вилюйского улуса и Лекеченского наслега Яковлева А.Н. и поддержке населения создан музей «Балыксыт балаEана» (юрта рыбака). Музей такого направления в республике единственный, где представлен богатый материал, показывающий традиционный уклад жизни якута-рыбака.
В настоящее время музей стал центром пропаганды здорового образа жизни по приобщению детей к культуре питания своих предков, по привитию навыков рыболовства. В музее проводятся уроки по проекту «Рыболовство - традиционный промысел народа саха», встречи с представителями старшего поколения носителями традиционной культуры. Музей включен в число достопримечательностей Вилюйского улуса. С каждым годом увеличивается число посетителей, о чем свидетельствуют многочисленные положительные отзывы. В 2008 году член корреспондент Академии педагогических наук, академик, доктор, профессор, редактор газеты «Сельская школа со всех сторон» Цирульников А.М., посетил наш музей и оставил отзыв «чем школа меньше, тем она ближе к природе, истории, культуре, к семье и ребенку. Я рад, что наше виртуальное общение превратится в реальное. Будем надеяться, что из ваших задумок и желаний вырастет, что-то замечательное».
Развитие современного общества предъявляет новые требования к образованию, заставляя искать иные пути совершенствования учебно-воспитательного процесса. Наша школа является малокомплектной, поэтому ищем пути сохранения и развития. В 2008 году разработали сетевой образовательный проект «Рыболовство - традиционный промысел народа саха». Целью проекта является создание единого образовательного пространства, формируемого на основе гармоничной взаимосвязи образовательных стандартов с возможностями дополнительного образования и предназначенного для разностороннего развития личности каждого ребенка в доступных ему видах деятельности для постепенного появления у него потребности и способностей к творческому саморазвитию, социальной самореализации и профессионального самоопределения, сохранение угасающих традиций народа.
Механизм реализации поставленных целей и задач включает в себя следующие направления:
валеологическое;
трудовое;
досуговое;
исследовательское;
экологическое;
краеведческое.
Структура проекта состоит из семи блоков, изучающих теорию традиционной рыбной ловли и рыболовных снастей предков в старших классах. 1 блок – мунха (неводьба). 2 блок – к_™г_лээhин (рыбалка спиннингом), 3 блок- куйуур (рыбалка саком), 4 блок – туулааhын (рыбалка вершей), 5 блок - илимнээhин (рыбалка сетью), 6 блок – летний оздоровительный лагерь «Балыксыт», 7 блок – научная практическая конференция «Рыболовство-традиционный промысел народа саха». Учащиеся начальных классов занимаются по программе «Озеро». Программа разделена на 4 года обучения. Первый год:«Флора и фауна озер»;
Второй год: «Виды рыболовных снастей»;
Третий год: «Традиционные рыбные продукты»;
Четвертый год:«Озера с.Лекечен».
Внедряя полученные знания в практику осенью и весной выезжаем на рыбалку удочкой. В ноябре проводим коллективную подледную рыбалку неводьбу (мунха).
Учащиеся занимаются не только теорией и практикой, но и занимаются познавательно-исследовательской работой. В апреле традиционно проводим научно-практическую конференцию «Рыболовство - традиционный промысел народа саха». С докладом выступают учащиеся с 1 по 11 класс по разным секциям. За последние два года конференция стала улусной. Наряду с этим проводится улусный конкурс по подледной рыбалке и «куйуур» (рыбалка саком).
Наша выпускница Саргылана Торотоева стала лауреатом, республиканской НПК «Шаг в будущее», выступив с темой «Свойства рыбных продуктов «хохту и барча»». Саргылана заняла 3 место во Всероссийском конкурсе студентов и школьников «Интеллектуальное возрождение в г. Санкт-Петербург.
В рамках этого проекта с 2008 года для детей организована работа летнего оздоровительного лагеря «Балыксыт». В основу программы лагеря положено сохранение и укрепление здоровья школьников, создание условий для здорового образа жизни в период летних каникул, по своей направленности она является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания обучения краеведению детей в условиях летнего лагеря.
Под руководством Афанасия Нифонтовича Яковлева, Валентина Ивановича Алексеева дети научились готовить традиционные рыбные продукты «хохту» и «барча» по старинным технологиям. «Хохту» и «барча» по составу очень питательные и долго хранятся, но приготовление этих продуктов- занятие весьма трудоемкая. Облегчая процесс приготовления рыбных изделий нашли современные способы сушки изделий. В 2012 году приобрели ИК-сушильню из Санкт-Петербурга.
Результаты работы проекта «Рыболовство – традиционный промысел народа саха» следующие:
Ежегодно работает летний лагерь «Балыксыт». В 2010 г. работа лагеря отмечена Грантом Республиканского Комитета семьи и детства и за победу в номинации «Лучший лагерь года 2010»;
Ежегодно проводится улусная НПК;
Учащиеся научились готовить рыбные продукты по традиционной технологии;
Ежегодно проводится соревнования по подледной рыбалке;
Выпущены книги и мультимедийный компакт диск по рыболовству основателем музея Яковлевым А.Н.;
Объединением молодых учителей школы разработана проектная работа «Лекечеен куеллэрэ», которая удостоена грантом Вилюйского УУО;
С каждым годом обогащается фонд музея новыми экспонатами. Например, в этом году найдена уникальная старинная лодка рыболова предположительно 17-18 веков.
Проектная работа является одним из новых подходов к изучению и популяризации национальных культур народа саха. Учащимся прививает чувство истории, воспитание исторической памятью, благодаря чему он сможет осознать свою причастность к своему народу, возродить и сохранить угасающие традиции.
15