Урок Население Зарубежной Азии. 11 класс

Данилко Н.П.
Учитель географии I категории
МОАУ «Гимназия №3 г. Орска Оренбургской области»
Население Зарубежной Азии
11 класс
XXI век может стать «веком Азии»
Почему?
Цели урока: 1.Выявить основные особенности населения Зарубежной Азии.
2.Совершенствовать навыки работы с картами и статистическими материалами.
3.Продолжить формировать навыки работы с ЦОРами.
4.Воспитывать чувство толерантности к другим народам, религиям, обычаям, традициям.
Оборудование: учебники, политическая карта Азии, карты атласов, компьютеры, интерактивна доска, демонстрационный экран.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практикума с применением современных компьютерных технологий.
Ход урока
Организационный момент (слайд 1)
Повторение (фронтальный опрос):
1.Площадь Зарубежной Азии -27,7 млн. км.2 (2 место в мире)
2.Население 3,75 млрд. человек (абсолютное 1 место)
3.Политическая карта Азии (слайды 2 и 2-1). 38 независимых государств-4региона
*Задание (диск, практика I уровень сложности)
4.Зарубежная Азия - один из очагов зарождения человечества,
родина земледелия, искусства, городов, многих культурных ценностей
мира.
5.Многие страны – развивающиеся.
6.Страны Восточной и Юго-Восточной Азии входят в АТР.
7.Экономико-географическое положение: а) соседское; б) приморское;
в) глубинное.
8.Природные особенности Зарубежной Азии.
Изучение нового материала.
? Назовите три особенности населения Зарубежной Азии:
1.Неравномерность размещения населения;
2.Сложный этнический состав;
3.Быстрые темпы роста населения.

1.Численность населения Зарубежной Азии
- 3,75 млрд. человек (60% населения мира, внеконкурентное первое место).
? Какие страны Азии входят в первую десятку стран по численности населения мира?
(слайд 3 - 1)
*Задание. Пользуясь форзацем учебника, дайте характеристику стран Азии по форме правления и административно-территориального устройства (устно или в виде таблицы в тетради)

2.Размещение Населения Зарубежной Азии. Плотность населения (слайд 3 - 2)
Крайне неравномерное
*Задание. Назовите природные и исторические причины крайне неравномерного размещения населения.
*Задание. Назовите области расселения населения мира:
1) приморские равнины, долины и дельты рек - более 1000 человек на
кв. км.
2) пустыни, горы, тропические леса – менее 1 человека на кв. км.
? Приведите примеры, какие страны Азии являются рекордсменами по плотности населения (слайд 3 -3)
Бангладеш-более 990 человек на кв. км.
Монголия – более 1 человека на кв. км.

3.Процессы урбанизации. Сельское расселение.
Процессы урбанизации (слайд 3-4) влияют на размещение населении Азии, в настоящее время
Азия испытывает «демографический взрыв» (анализ карты атласа, с.15)
Большинство азиатских стран – среднеурбанизированные (при высоких абсолютных
показателях увеличивается численность населения)
Примеры: 1) Из 2,85 млрд. горожан мира – 1,3 млрд. проживают в Азии.
2) Индия, Китай занимают абсолютное I место по числу горожан, хотя
доля горожан здесь среднего уровня (27% и 33%)
Из 23 сверхгородов мира – 12 находятся в Азии.
Доля городского населения: максимальная – Сингапур (100%), Израиль (91%), Республика Корея (82%); минимальная – Вьетнам (19%), Непал (11%), Бутан (6%).
Крупнейшие городские агломерации (слайд 3-5, диск – таблица «городские агломерации Азии), в том числе – Токайдо, крупнейший мегаполис мира (60 млн. человек).
*Задание (диск, практика II уровень сложности).
*Задание. Пользуясь учебником (с.231), найти описание Восточноазиатского типа города и сравнить его с Западноевропейским типом, найти отличия.
Сельское расселение населения – преобладает две формы расселения:
Деревенская форма (наиболее распространена)
Кочевая форма – распространена среди кочевников Монголии, Афганистана, арабов – бедуинов.

4.Типы воспроизводства населения Азии (слайд 4-1)
Прогноз на 2025 год – население увеличится до 4,6 млрд. человек. Главная причина – II тип воспроизводства населения большинства стран Зарубежной Азии - «демографическая весна» (высокий естественный прирост – более 20 промилле).
? Проанализируйте рождаемость, смертность и естественный прирост населения азиатских стран I и II типа воспроизводства по картам атласа (с.10 - 11). Рекордсмены – исламские страны Юго-Западной Азии (причина – отсутствие демографической политики).
Пример: В Палестине естественный прирост составляет 52 промилле. Одна женщина , в среднем, имеет 8 детей.
? Почему во многих странах демографическая политика не приносит результатов?


5.Половой состав населения (слайд 4-2)
*Задание. Проанализируйте карты атласа (с.11), охарактеризуйте страны Азии по половому составу, определите доминанты.

6.Этнический состав населения Азии. (слайды 5,6)
Этнический состав очень сложный: здесь проживает 1000 народов, говорящих на 600 языках, принадлежащих к 9 языковым семьям.
Крупнейшие народы – китайцы (1/5 часть человечества), хиндустанцы, бенгальцы, бихарцы, японцы (слайды 7-9).
Большинство стран Азии многонациональные (диск- таблица, атлас-с.13).
*Задание. Назовите крупнейшие языковые семьи и группы: Индия, Индонезия – более 150 народов, Филиппины – более 100, Вьетнам, Китай – около 50.

*Задание. Назовите крупнейшие языковые семьи и группы (слайд 5):
1.Китайско – Тибетская 35%
2.Индоевропейская 30%
3.Австраонезийская 8%

7.Религиозный состав населения Азии.
? Какие мировые религии вы знаете?
Зарубежная Азия – родина трех мировых религий (слайд 10), здесь распространены крупные национальные и региональные религии.
*Задание ( диск, практика 4 уровень сложности, слайд 11)
Религия нашла широкое применение в материальной культуре – мусульманские мечети, индуистские храмы, буддистские пагоды (слайд 12).
? Какое влияние оказывает религия на политику, экономику, духовную культуру, воспроизводство населения, обычаи стран Азии? Например, ислам? (при затруднении можно воспользоваться текстом учебника, с.227)

8.Миграционная подвижность населения (слайд 13)
*Задание. По тексту учебника (с.230) и карте определите районы с положительным сальдо миграции и назовите их причины.
+ страны Персидского залива – мигранты составляют 7-8 млн. человек, заняты они в нефтяной промышленности, строительстве, сфере услуг. Например, доля мигрантов в Саудовской Аравии и Кувейте составляет 60% всех занятых, в ОАЭ – 90% (один житель страны может иметь до четырех рабочих)

9.Межетнические и религиозные конфликты (слайд 14)
*Задание. На основе анализа карты определить страны, где часто происходят конфликты под лозунгом сепаратизма (политика, направленная на отделение, обособление территории с целью создания собственного национального государственного образования). «Дуга нестабильности»

4.Закрепление нового материала. Решение тестов I уровня сложности.

5.Домашнее задание: 1) Дополнить характеристику населения Зарубежной Азии цифрами и фактами, содержащимися на рис. 17, 18, таблице 3 (с.76-77 учебника), таблице 2 (с.61), таблицах 11-17 «приложений». 2) Составить системную таблицу в тетради. 3) Выполнить задание 1 или 1у (с.266) на контурной карте Зарубежной Азии.

6. Итоги урока.

15