Урок по истории для 6 класса «Римско-католическая церковь»

Тема: Римско-католическая церковь в средневековье.
Учебник: Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. –
М.: Просвещение, 2012 г.
Цель: сформировать у учащихся представление об условиях усиления католической церкви.
Задачи:
Образовательные:  
1)Подвести учащихся к пониманию причин раскола христианской церкви,  источников могущества католической церкви в Европе.
2)Продолжить формирование умений изучать работать с наглядным материалом, извлекая из них новые знания.
3)Выяснить значение католической церкви в средневековом обществе и степень ее влияния на представителей разных сословий;
4)Продолжить работу над формированием навыков презентации полученных результатов и развитием навыка грамотного использования исторических терминов и понятий в речи учащихся
Развивающие:  
1)Формирование умения пользоваться дополнительной, сравнительной литературой;
2)Развивать умение делать самостоятельные выводы;
3)Развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником;
4)Развивать умение анализировать;
Воспитательные:
1)Воспитывать дисциплинированность учащихся;
2)Развитие интереса к предмету;
3)Воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;
4)Способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска,  мультимедийная установка, презентация, видеофильм, карточки для работы учащихся в группах.
Ход урока
Организационный момент. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории. А теперь улыбнулись друг другу, и мысленно пожелали успехов и себе и своим товарищам.
II. Актуализация знаний
- Вспомним, что было задано на дом? (Тема: «Цехи и гильдии» пар.13)
Задание №1 Соотнесите понятия с определениями (работа по карточке, приложение №1):
Понятия
Определения

1.Мастер -
А) работник, уже изучивший ремесло, главный помощник мастера.

2.Ученик -
Б) главный ремесленник, хозяин мастерской.

3.Подмастерье -
В) подросток, изучающий ремесло.

4.Цехи -
Г) лучший образец изделия.

5.Шедевр-
Д) союзы ремесленников одной специальности.


Задание №2 «Гость из средневековья»
Наш урок сегодня посетили гости, их зовут господин Тойнбург и господин Ричардсон
Расскажите, пожалуйста, нам о вашем цехе. (Учащийся, выполняющий обязанности старейшины, рассказывает о цеховой организации)
Ученик:
"Все ремесленники одной специальности, проживающие в одном городе, объединяются в союзы - цехи. У нас есть свой устав, то есть правила, обязательные для всех членов. Устав предписывает продажную цену изделий и заработную плату подмастерьев, сырьё закупается и распределяется между мастерами по одинаковой цене.
Мы внимательно следим за тем, чтобы изделия нашего цеха были высококачественными.
Я один из старейшин, которые избирают мастера для руководства цехом. В мои обязанности входит надзор за соблюдением устава. Если его кто-то нарушит, то его ждёт суровое наказание: штраф, позорный столб и так далее.
Члены цеха помогают друг другу в беде, вместе справляют праздники, помогают городу в случае необходимости (пожары, нападение врага).
У каждого цеха есть герб, знамя, своя церковь и даже кладбище (мастер демонстрирует нарисованные гербы). Сначала мы жили хорошо, никто не завидовал друг другу, не обижал соседа.
А вот сейчас многое изменилось. Среди нас есть мастера побогаче и победнее, трудно стало подмастерью стать мастером. Нужно устроить пирушку для членов цеха и изготовить шедевр, а также заплатить большой вступительный взнос. Вот и появились у нас в цехе "вечные подмастерья", которые стали объединяться в братства и бороться с мастерами, требуя улучшений условий труда, устраивать стачки.
Да что там говорить! Не те нынче времена, не те. Хотите поближе познакомиться с нашим цехом - приходите завтра на главную площадь, мы как раз устраиваем праздник в честь рождения сына у одного из мастеров
Вы прослушали рассказ мастера об устройстве ремесленных цехов.
III. Переход к новой теме
Учитель:
Мотивация. А сейчас я предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент. После просмотра ответьте на вопрос, на какую тему мы будем говорить сегодня на уроке (просмотр видео).
На предыдущих уроках мы как художники мазок за мазком рисовали картину «Средневековое общество», изучая жизнь феодалов, крестьян, горожан. Но наша картина будет неполной без рассказа еще об одной группе населения – духовенстве. Сегодня мы начинаем изучение раздела «Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы». Тема урока: «Римско-католическая церковь в средневековье». Сегодня познакомитесь с новыми понятиями, узнаете источники могущества церкви, выясните причины раскола христианской церкви на католическую и православную, узнаете о том, кто такие еретики и как с ними боролась церковь.
Итак, мы будем говорить про христианство, конечно мы с вами встречались уже с этим понятием 5 классе. Я думаю, что многие помнят эту тему. Для того чтобы собрать всю картину мне понадобится помощь ваших одноклассников, у них было задание подготовить информацию по теме «Христианство». Давайте все внимательно выслушаем, что они приготовили (выступление учеников)
IV. Изучение новой темы
План урока:
1.Первое сословие
2.Богатство церкви
3.Разделение церквей
Учитель: Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя людей, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них.
Сословия – это большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.
- Любой ли средневековый человек мог позволить себе посвящать целый день молитвам? Почему?
Нет, далеко не каждый был на это способен. Не каждый имел время на молитву среди повседневных трудовых или ратных забот. Поэтому и сложилось особое сословие – духовенство, члены которого были как бы посредниками между Богом и остальными людьми. Они молились и за «тех, кто сражался» и «за тех, кто работал», спасая их от Божьего гнева и давая им надежду на Царствие Небесное.

2. Церковь презирала богатство, но при этом была крупнейшим землевладельцем, обладала огромными богатствами. Епископы и монастыри имели сотни зависимых крестьян.
- Что же являлось источниками обогащения церкви, и куда она тратила свои богатства?
Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам поработать в группах. За первый стол сядьте те, у кого на столе лежать зеленые кружки, а за второй стол – у кого оранжевые.
А теперь переверните кружки. На каждом из них написана буква, попытайтесь из них составить слово. /Доходы, расходы/
Работа в группах
1 группа будет выяснять источники доходов церкви, а 2 группа – источники расходов.
Текст, с которым вы будете работать и задания к нему лежат на столе.
На выполнение задания отводится 5 минут.

3. До середины 11 века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии – константинопальский патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия.
- Давайте сейчас и выясним, какие же это существенные разногласия возникли между церквами?
Обратите внимание на карточку № 2.
Самостоятельная работа с текстом учебника
Учебник, параграф № 16 стр.126 пункт 3 «Разделение церквей» (приложение№3)
Заполните таблицу:
Линии сравнения
Западная церковь
Восточная церковь

Язык богослужения
 
 латинский
 греческий

Отношение к браку
 
 запретили вступать в брак всем духовным лицам
 запретили вступать в брак только монахам и епископам

Внешние отличия
Священников
 брили бороды, выстригали волосы на темени
 не брили бороды, не выстригали волосы на темени


Названные вами разногласия и различия привели к тому, что в 1054 году во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию (анафема)– произошел окончательный раскол христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической («всемирной»), а восточная – православной («правильно славящей Бога»). После раскола обе церкви стали полностью самостоятельными.
Работа по карте.Вопрос:
- К какой ветви христианства относимся мы : католической или православной?
V. Закрепление:
1.Почему произошло разделение церкви?
2.Назовите способы обогащения церкви.
3. Составьте схему правильно.
Вывод: Итак , мы сегодня с вами узнали, что в 11 – 13 веках, церковь католическая, была сильна, богата, могущественна, стояла выше светской власти.
VI. Рефлексия. Оценивание.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- С какими понятиями познакомились?
- Вам понравилось, как вы работали на уроке?
У вас на столах смайлики, вам надо дорисовать улыбку.
Тогда поаплодируйте себе и своим одноклассникам. А кроме аплодисментов я награжу многих из вас еще и оценками.


Приложение №1
Задание №1 Соотнесите понятия с определениями (работа по карточке):
Понятия
Определения

1.Мастер -
А) работник, уже изучивший ремесло, главный помощник мастера.

2.Ученик -
Б) главный ремесленник, хозяин мастерской.

3.Подмастерье -
В) подросток, изучающий ремесло.

4.Цехи -
Г) лучший образец изделия.

5.Шедевр-
Д) союзы ремесленников одной специальности.


Задание №1 Соотнесите понятия с определениями (работа по карточке):
Понятия
Определения

1.Мастер -
А) работник, уже изучивший ремесло, главный помощник мастера.

2.Ученик -
Б) главный ремесленник, хозяин мастерской.

3.Подмастерье -
В) подросток, изучающий ремесло.

4.Цехи -
Г) лучший образец изделия.

5.Шедевр-
Д) союзы ремесленников одной специальности.


Приложение №2 Задания группам

Задание группе № 1
Внимательно прочитайте текст.
Найдите в тексте источники расходов церкви.
Выделите источники расхода.
Определите выступающего ученика от группы

Расходы церкви
Церковь обладала огромными богатствами. Очень много средств поступало в церковную казну.
Часть своих доходов церковь вынуждена была тратить на помощь бедным, нищим и больным, особенно во время голода, т. е. она раздавала милостыню.
Большие траты шли на строительство богоугодных заведений, таких как приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных.
Церковь постоянно заботилась об увеличении своих земельных богатств, поэтому часть средств тратила на приобретение земель.
Большое значение предавалось и постройке новых церквей, тем самым распространяя христианскую религию.
Часть доходов церковь тратила на содержание священников.



Задание группе № 2
Внимательно прочитайте текст.
Найдите в тексте источники доходов церкви.
Выделите источники дохода.
Определите выступающего ученика от группы

Доходы церкви.

Церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Со всего населения западной Европы церковь взимала десятину – особый налог на содержание духовенства и храмов.
Верующие платили за церковные обряды такие как венчание, крещение, соборование и др.
В храмах выставляли священные реликвии («остатки»): волосы Христа, обломки креста на котором он был распят, гвозди, которыми его прибивали кресту, а также мощи – останки тел святых мучеников. За прикосновение к священным реликвиям необходимо было платить.
Монахи также занимались продажей индульгенций - грамот о прощении грехов, купив которые можно было избавиться от совершённого греха.
Церковь получала доходы и за продажу церковных должностей.



Приложение №3
Заполни таблицу
Линии сравнения
Западная церковь
Восточная церковь

Язык богослужения
 
 
 

Отношение к браку
 
 
 

Внешние отличия
Священников
 
 


Заполни таблицу
Линии сравнения
Западная церковь
Восточная церковь

Язык богослужения
 
 
 

Отношение к браку
 
 
 

Внешние отличия
Священников
 
 



Заполни таблицу
Линии сравнения
Западная церковь
Восточная церковь

Язык богослужения
 
 
 

Отношение к браку
 
 
 

Внешние отличия
Священников
 
 




15