Конспект по предмету Новейшая история мира Класс: 9 Тема урока:

Предмет- Новейшая история мира
Класс: 9
Тема урока: Советская Россия. СССР – Союз Советских Социалистических
Республик.
Цель и задачи урока:
Образовательная: показать историю развития советской России, охарактеризовать
обстановку в России накануне гражданской войны причины
гражданской войны, сущность новой экономической политике,
образование Союза Советских Социалистических Республик,
история СССР в довоенный период, этапы истории.
Воспитательная: создать условия для воспитания самостоятельного суждения и
Познавательного интереса.
Развивающая: развитие логического и критического мышления, умение развивать
речь, мыслительную и познавательную деятельность.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный урок
Методы урока: словесный, самостоятельная работа с текстом учебника.
Оборудование: Политическая карта мира, кластеры.
Ход урока:
I.Организационный момент - – постановка целей к уроку;
- подготовка учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос:
- Какие факторы способствовали приходу фашистов к власти в Италии, Германии и Испании?
-Чем отличается диктатура от демократии?
- Каковы основные признаки фашизма?
- Что способствовало быстрому восстановлению экономики Германии?
- Что означает «Мюнхенский сговор»?
- Почему Россия вышла из Первой мировой войны в 1917 г.?
2.Вопросы для работы по карте:
– Покажите на карте и назовите, в каких странах установилась фашистская диктатура?
- Какая страна предложила «План Дауэса», покажите эту страну на карте?
- Покажите на карте страну, судьбу, которой решило « Мюнхенское соглашение».
- Какие страны заключили Антикоминтерновский Пакт в 1936 – 1937 г.г.?
III. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.
План изучения нового материала:
1.Гражданская война и экономическая политика в годы война..
2.Внутренняя и внешняя политика СССР.
3.Новая экономическая политика и ее суть. Индустриализация.
4.Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия.
5.Общественно – политическая жизнь страны

- вступительное слово учителя,
Что знаем по теме?
Что хочу узнать?
Что узнали по теме?

III. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.
План изучения нового материала:
Мотивационные вопросы:
1.В каком году была установлена Советская власть?
2. Какие революции произошли в 1917 г.?
3.Какая партия была в стране правящей?
4.Каким способом России вышла из Первой мировой войны?
Учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу.
Таблица 1.
Гражданская война и иностранная интервенция.
Военные формирования против Советской власти
Направления военных действий
Главнокомандующие фронтов Советской власти

Германские войска
18 февраля 1918 г., Балтика.
Северо – Западный Балтийский флот, Части Красной Армии

Германо – Венгерские войска
Запад, юго – запад, Бессарабия, 1918 г., весна
Н.Щорс, Г.Котовский ,М.Тухачевский

Англо – японские войска
Владивосток, Дальний Восток
Тихоокеанский флот, партизанские соединения

Чехословацкий корпус
Сибирь, Урал 1918 г.
М.Фрунзе, В.Чапаев,
С.Каменев

Армия Колчака
Сибирь, Урал 1919 г.
А.Егоров, С.Буденный, М.Фрунзе, Т.Орджоникидзе

Армия Деникина
Украина, Кубань
Северо – Западный Балтийский флот, части Красной Армии

Армия Врангеля
Крым, Перекоп, Чунгар
М.Фрунзе, В.Чапаев, С.Каменев.

Англо – американские войска
Мурманск, Архангельск
Члены рев. комитета – И.В.Сталин

Войска атамана Дутова
Урал, Новолысье, Казахстан, Средняя Азия
Т.Орджоникидзе, М.Фрунзе, К.Ворошилов


Таблица 2.
Два ученика заполняют таблицу у доски.
1 учащийся 2 учащийся

Внутреннее положение
Внешнее положение

1



2



3



4



5




учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника и отвечают на вопросы:
-Когда была введена политика военного коммунизма? Его цель.
- Когда была принята новая экономическая политика?
3 Задание. Сравните политику военного коммунизма и НЭП и заполните таблицу

Политика военного коммунизма
НЭП





4. Учитель вводит понятия «индустриализации» и «коллективизации».
Общий облик советского общества в 30- годах ХХ века:
а) все сферы общества стали государственными,
в) общество и общественные отношения приобрели корпоративный характер,
с) гонения, преследования и внешнеэкономическое принуждение,
д) внедрялась практика общественного сознания.
IV.Закрепление темы:
Каковы временные рамки политики «военного коммунизма»?
В каком году была принята новая экономическая политика?
В каком году был создан СССР и какие республики входили в него?
Каковы отрицательные последствия коллективизации?
V. Выводы и обобщения по теме. Рефлексия.
VI. Дом. задание- : § 7, вопросы на стр. 50.
VII. Подведение итогов. Оценки

15