Дидактическая игра, как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста


Дидактическая игра, как средство сенсорного воспитания
детей младшего дошкольного возраста
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский.
Актуальность: Сенсорное воспитание было и остаётся важным и необходимым для полноценного развития детей. Основной линией сенсорного развития в научных исследованиях является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью, важная роль должна принадлежать дидактическим играм. Умственное, физическое, эстетическое воспитание в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно слышит, видит, осязает окружающее.
Использование дидактических игр помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес, развивает образное воображение, снимает утомление у детей, так как, игра делает процесс обучения занимательным для детей младшего дошкольного возраста.
Цель: формировать у ребенка процессы восприятия и представлений о предметах используя дидактические игры.
Задачи:
- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта в ходе предметно – игровой деятельности через дидактические игры;
- формировать у детей систему перцептивных (обследовательских) действий
- формировать умение ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, форме, величине, количестве);
- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения с предметными действиями (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата.)
Новизна: использование дидактических игр обеспечивает во время непосредственно образовательной деятельности взаимодействие всех образовательных областей.
Практическая значимость состоит в возможности применения дидактических игр в повседневной жизни ребенка: в процессе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах и игровой деятельности детей.
Формы работы:
- сенсорные занятия;
- дидактические игры;
- совместные игры – экспериментирования воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам, сенсорное воспитание относится к образовательной области «Познавательное развитие» - это развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Наш детский сад работает по программе «Развитие» Л. А. Венгера. Ведущей целью программы является развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста.
Программа сенсорного воспитания предполагает развитие общих сенсорных способностей. В непосредственно образовательной деятельности по сенсорному воспитанию ребенок знакомится с такими образцами, как семь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), три градации величины (большой, средний, маленький). Содержание программы может быть успешно реализовано только в том случае, если в работе используются методы и приемы, соответствующие возрастным возможностям детей, в младшей группе как принцип – замещения, когда реальный предмет замещается другим предметом, знаком, изображением. Например, в качестве предметов – заместителей работы используются палочка – градусник, ложка; кубик – телевизор, кусок мыла т. д. Сенсорные задачи включены в интересную для детей деятельность – в дидактическую игру.
Автор программы Л. А. Венгер и другие известные педагоги – психологи разработали систему дидактических игр. Ценность дидактических игр: в игре у детей развивается восприятие, формируются представления, усваиваются знания. Основными методами освоения задач является использование иллюстративно – наглядного материала. В работе Л. А. Венгера сенсорное воспитание ребенка рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений.
Использование дидактических игр способствует обогащению чувственного опыта ребенка, вызывает определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности: умение сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения.
Все дидактические игры объединены в 3 основных вида:
Игры с предметами (игрушками, с природным материалом). В таких играх играя, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой. Игры с природным материалом (семена растений, листья, камушки, ракушки) всегда вызывает у детей живой интерес, желание играть
Настольно – печатные (лото, домино, парные картинки) игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости. Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках-ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного качества содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи  (яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке).
Словесные игры – эти игры развивают словарную речь. Играя, ребенок называет предмет и рассказывает о его основных признаках (цвет, форма, величина). Рассказывает, где живет животное, нарисованное на картинке, что делают с игрушкой-куклой.
В своей работе я использую такие дидактические игры для развития мелкой моторики рук, восприятия цвета, формы и величины, развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей. Игры с бельевыми прищепками, игра «Забавные шнурочки», игра «Заплети косичку», игра «Развяжи бантики», застегивание и расстегивание застежек. Основная цель таких игр развитие и укрепление мелкой моторики рук, уточнение движений пальцев рук. Для развития мелкой моторики рук сделала из цветных застежек, шнуров, пуговиц дидактическое пособие «Собачка», дети с удовольствием играют с игрушкой. Для восприятия цвета, формы, величины играем в такие игры: «Найди такой же предмет», «Построй башню», «Собери большую пирамидку», «На что похожа эта фигура», «Найди такого же цвета» и т. д.
Я считаю, что деятельность ни одного коллектива ДУ не имела бы положительных результатов без активного взаимодействия с родителями, так же и в нашем детском саду родители являются его неотъемлемой частью, между педагогами и родителями сложились, партнерские отношения. Родители являются активными участниками образовательного процесса: проводят совместные прогулки, экскурсии, занятия, участвуют в развлечениях, праздниках.
Для диагностики уровня развития умственных способностей детей в процессе сенсорного воспитания, мною использованы метод индивидуальной беседы, серии игровых заданий.
Цель диагностики: определить уровень освоения сенсорных эталонов с помощью дидактических игр.
Показатели развития (что оценивается?) Дидактические игры и упражнения Содержание диагностического задания Критерии оценки
Умение различать цвета спектра и их оттенки Дидактическая игра «Найди предмет такого же цвета» У воспитателя 7 прямоугольных цветных карточек, у ребенка несколько иллюстраций с изображением предметов разных цветов.
1). Воспитатель поднимает одну за другой цветные карточки и спрашивает детей, какого они цвета.
2) Поднимает один прямоугольник и предлагает детям среди своих иллюстраций найти предмет такого цвета. 3 балла – знает и называет 4 цвета спектра, умеет сопоставлять их с предметами ближайшего окружения.
2 балла – различает цвета (может показать), но не называет цвет предметов ближайшего окружения.
1 балл – затрудняется ответить
Умение различать формы предметов Дидактическая игра «Найди такой же предмет» У воспитателя в руках 5 геометрических форм, у ребенка несколько иллюстраций с изображением предметов разной формы.
1) Воспитатель поднимает одну за другой карточки и спрашивает детей, какой они формы
2) Поднимает один за другим геометрические формы и предлагает детям среди своих иллюстраций найти предмет такой формы. 3 балла – знает и называет 4 геометрические формы, умеет сопоставлять их с предметами ближайшего окружения.
2 балла – различает формы (может показать), но не называет формы предметов ближайшего окружения.
1 балл – затрудняется ответить
Умение различать градации величин Дидактическая игра «Собери пирамидку» У воспитателя большая пирамидка.
1). Воспитатель предлагает вынимать кольца пирамидки в определенной последовательности а потом обратно собирать
3 балла – собирает и разбирает пирамидку в определенной последовательности.
2 балла – собирает и разбирает пирамидку, путает 1-2 кольца.
1 балл – затрудняется, путает 2-3 кольца
Умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Дидактическая игра «Забавные шнурки» Воспитатель предлагает детям завязывать шнурочки, застегивать пуговицы 3 балла – завязывает шнурочки, застегивает пуговицы – правильно, без помощи взрослого.
2 балла – застегивает пуговицы самостоятельно, завязывает шнурочки с помощью взрослого.
1 балл – не справляется
Высокий уровень: 10 - 12 баллов;
Средний уровень: 8 - 9 баллов;
Низкий уровень: 6 - 7 баллов
Вывод: Таким образом, по результатам диагностики видно, что использование дидактических игр способствует более эффективному усвоению детьми сенсорных эталонов.
Литература
Бондаренко А. В. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
Венгер Л.А. др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1988.-144 с.
Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55.
Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. -1989. - №10. - С. 66-70.
Плеханов А., Морозова О.М.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 31-35.
Программа «Развитие» нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа. – М., «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
Образовательный электронный ресурс сайт Дошкольник. Ру.