Внеклассное занятие Птицы наши друзья


Внеклассное занятие "Птицы – наши друзья"
Цели:
Обучающие: познакомить детей с различными видами птиц, их повадками, закрепить знания детей о птицах, повторение и закрепление полученных знаний в процессе игровой деятельности.
Развивающие: выработка умений чётко, ясно и конкретно излагать свою точку зрения, отвечать на вопросы, развитие наглядно-действенного мышления, произвольной и долговременной памяти, воображения, активного внимания.
Воспитательные: привить детям любовь и заботу о братьях меньших.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, фишки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Вступительная беседаВедущая:
Ой, как много в мире птиц:Пеликанов и синиц,Зимородков и клестов,Попугаев и дроздов.Есть фламинго, воробьи,Есть колибри, соловьи.Голуби, кукушки,Пеночки-простушки.Дятел, сокол и сова(днем в дупле сидит она)В поле перепел кричит,Дятел по стволу стучит.Знаешь, их так много есть,Что их всех не перечесть.Нас сражают пениемИ буйным оперением! (Презентация. Слайд 1)
III. Сообщение темы занятия
Ведущая: Мы сегодня встретились с вами, чтобы поговорить о самых веселых и интересных жителях нашей планеты – птицах. (Слайд 2)
IV. Основная часть
Ведущая: Нет на свете такого уголка, где нельзя было бы встретить птиц. Всего на земном шаре насчитывается около 8500 видов птиц. На территории России – около 250 видов. (Слайд 3)– Кто из вас слышал в лесу или на даче птиц? (Ответы детей)– А хотите побывать в лесу сейчас? (Слайд 4)– Понравилось вам в лесу? (Ответы детей)– А теперь давайте поговорим о птицах.
Загадка:
Угадайте, что за птичка – темненькая невеличка.Беленькая с живота,Хвост раздвинут в два хвоста.  (Ласточка) (Слайд 5)
Ведущая: Где зимуют ласточки? (В теплых краях)– Почему ласточки улетают в теплые края? (Они питаются комарами и мошками, а их становится меньше осенью и совсем нет зимой)– Сколько птенцов бывает у ласточки? (4-6 птенцов)– А кто знает какие гнезда у ласточек? (У городской и деревенской – из земли, сухой травы, конского волоса и слюны; у береговушки – норка в обрывистом берегу. У всех гнездо внутри выстлано пухом и сухой травой)(Слайд 6)
Загадка:
А сейчас угадайте, что за птица:Мать-отца не знаю,Но часто называю,Детей знать не буду, Чужим сбуду. (Кукушка)
Ведущая: Беспокойная, живая и очень пугливая птица. Она ни с кем не дружит, даже с другими кукушками. Посмотрите, какая она. Это кукушка серенькая, брюшко у нее рябенькое, она птица, которая не вьет гнезда. Она откладывает всего одно яйцо в год. Гнездо кукушка выбирает заранее. Яйцо ее имеет окраску яиц хозяев гнезда. Отложила – и забыла. Высиживают и выкармливают кукушонка приемные родители. (Слайд 7)– Кукушонок в гнезде ведет себя как хозяин. Он выбрасывает детей своих приемных родителей и остается один. (Слайд 8)– А родители, которые меньше него в несколько раз, кормят его, пока он не станет взрослым. (Слайд 9)– Вроде бы, птица вредная. Как вы думаете? (Ответы детей)– Нет, кукушка очень полезная птица. Она уничтожает много личинок и насекомых – вредителей леса. Особенно она любит мохнатых гусениц – злейших вредителей лесов. Этих гусениц не едят другие птицы.– Весной кукушка много поет. Она так любит свое «ку-ку», что иногда поет до хрипоты. Послушайте.– Зимуют кукушки в Индии и Африке. (Слайд 10)
Загадка: Ребята, а это, что за птица?
Пестрая крякуша ловит лягушек.Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)(Слайд 11)
Ведущая: Что умеет делать утка? (Ответ детей: летать, ходить, плавать, нырять)– Почему утка, такая тяжелая и неповоротливая, не тонет? (Ответ детей: перья смазаны жиром, а между пухом и перьями много маленьких пузырьков воздуха)– Назовите врагов утят. (Ответ детей: кошка, лиса, ястреб, орел, крупные рыбы)– Кто защищает утят? (Ответ детей: их мама, она учит их прятаться) (Слайд 12)– Кто такой селезень? (Ответ детей: утка-папа) (Слайд 13)– Дрозд – замечательная птица. Она живет во многих уголках земли, в лиственных и смешанных лесах. (Слайд 14)– Вот пестрый дрозд, (Слайд 15)дрозд – белобровик. (Слайд 16)– Дрозды собирают насекомых на земле в траве. Все они хорошие певцы. – Каких певчих птиц вы еще знаете? (Ответ детей: соловьи, канарейки, иволга, чиж)– Послушайте пение этих птиц. (Слайды 17, 18, 19)
Загадка:
Угадайте, что за птица:Днем спит, ночью летаетИ прохожих пугает. (Сова) (Слайды 20, 21)
Ведущая: Что у совы развито лучше? (Ответ детей: слух, затем зрение)– Какой основной корм совы? (Ответ детей: мыши, крысы)– Для чего сова кричит «Ух»? (Ответ детей: чтобы предупредить птиц о своей территории)– Послушайте сову (Слайд 22)– Вы читали книгу Виталия Бианки «Чей нос лучше?» (Ответы детей)– Чей же нос лучше? (Ответ детей: для каждой птицы – свой)– Клест имеет такой нос для того, чтобы колоть орешки и выбирать семена из шишек. (Слайд 23)– Аист, журавль, цапля своими длинным нос могут достать корм со дна водоема. Клюв хищных птиц крепкий и кривой для того, чтобы убить жертву и потом разорвать ее на удобные куски.– Вот нос птицы тукан. Посмотрите, какой он огромный! Эта птица может расколоть им кокосовый орех. (Слайд 24)– Вот птица – носорог. Смотрите, какой неудобный клюв. Когда самка сидит на яйцах, самец замуровывает ее в глиняное гнездо, оставляя лишь отверстие для приема пищи. Здесь самке ни что не угрожает. После того, как вылупятся птенцы, мать своим клювом разрушает глиняную тюрьму. (Слайд 25)– Ребята, а какие приметы можно определить по птицам? (Ответ детей: ласточки летают низко – к дождю, синички прилетели в город – к морозу) (Слайды 26, 27)
Физминутка Стая птиц летит на юг,Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)Чтоб скорее прилетать,Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)В небе ясном солнце светит,Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)А внизу леса, поля –Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)Птички начали спускаться,На поляне все садятся.Предстоит им долгий путь,Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)И опять пора в дорогу,Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)Вот и юг. Ура! Ура!Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
Ведущая: А теперь давайте немного поиграем.  Кто  лишний? Почему? (Ответ детей: кузнечик, потому что остальные птицы) (Слайд 28)
Самые, самые, самые
– У какой птицы самый длинный язык? (У дятла. Он   достигает  15 см) (Слайд 29)– Самая маленькая птичка в мире? (Колибри. Вес до 2 граммов. Длина 58 мм) (Слайд 30)Всезнайка
– Все ли птицы летают? (Не летают страус, киви, пингвин) (Слайд 31)
Игра «А верите ли вы?» 
– Верите ли вы, что некоторые птицы умеют обслуживать себя во время еды? (Да. Вороны не любят черствый хлеб  и всегда размачивают его в луже перед употреблением. Обыкновенный стервятник из Африки берет в клюв крупный камень и сбрасывает его на яйцо африканского страуса). (Слайд 32)     – А верите ли вы, что страус, когда ему страшно, прячет голову в песок? (Нет. Страус, когда чувствует опасность, то ложится на землю, вытягивает шею и внимательно наблюдает. Но как только опасность приближается, то вскакивает и убегает.) (Слайд 33)– Верите ли вы, что гусь – это очень осторожная птица? (Да. Когда чувствует опасность, то ложится на землю, вытягивает шею и внимательно наблюдает. Но как только опасность приближается, то вскакивает и убегает) (Слайд 34)     – Ребята, скажите можно ли убивать птиц? (Ответы детей)– Конечно, нет. Однажды в Китае решили уничтожить воробьев. Им не давали садиться, убивали. За большое количество убитых птиц получали вознаграждение. Воробьев у них не стало. И что же случилось? Настоящим стихийным бедствием оказались для этой страны полчища насекомых.  (Слайд 35)     – А во многих странах  поставлен памятник воробью – за спасение полей и огородов от гусениц. Вот так оценили люди заслуги этой скромной птицы. (Слайд 36)    
V. Итог занятия
– А теперь давайте подведем итог нашего занятия.
Все птицы полезны, и все они – наши друзья.
Надо беречь и охранять птиц.
Необходимо строить гнезда и кормушки.
– Если мы не будем обижать птиц, будем им помогать, то сможем услышать их прекрасное пение не только в лесу или на даче, но даже в наших дворах и парках. (Cлайд 37)– Что нового вы сегодня узнали? – Что вам понравилось?– Молодцы ребята, я вами очень довольна.