Внеклассное занятие «Птицы — наши друзья»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
СТ. НОВОНИКОЛАЕВСКОЙ




Внеклассное занятие.

« Птицы -наши друзья »

















Подготовила
учитель начальных классов
Санникова Людмила Ивановна


Тема: «Птицынаши друзья».


Цель: познакомить с народными традициями встречи весны;
закрепление знаний о пользе птиц, которую они приносят
человеку;
формирование бережного, заботливого отношения к птицам;
воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко
всему живому.


Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, плакат
«Птицынаши друзья», рисунки учащихся.

Презентация.
Звучит песня А. Журбина , Б. Заходера «Кто же такие птички».
Ученики: 1 Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?
2 Ну когда же звонкой стаей
Защебечут у окна?
Может быть, они не знают,
Что вернулась к нам весна?
3 Что скворечник ждет их новый,
Что проснулись луг и сад
Всех гостей встречать готовы.
Что же гости не летят?
4 А сегодня поглядели-
На ольхе сидит скворец!
Прилетели
Прилетели
Прилетели наконец!
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые ребята, гости!
Сегодня мы с вами отмечаем праздник, посвященный прилету птиц! Как зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, все равно отступает и уходит. Приходит весна, а с ней – яркое теплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы – перелетные птицы. Они в хорошую погоду за 1 день пролетают по 100 км – так они спешат. В пути приходится очень трудно, нередко настигает их метель, и многие из них гибнут. Долетают самые сильные.
Есть у весны и народные праздники, которые предвещают приход весны.
Ученик 1: Грачи в народе всегда были символами весны. Они расхаживают важно, ковыряют землю крепкими клювами. Чаще всего грани прилетают к нам 17 – 19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть поговорки, связанные с этим днем: «Грач весну расклевал», «Увидел грача – весну встречай».
Ученик 2: Ещё один праздник 22 марта – Сороки. День равен ночи. На Русь 40 пичуг пробивается. Вот какие новости предсказывают их прилет.
(Ученики называют приметы).
- Жаворонок является первым – к теплу, зяблик – к холоду.
- Журавль прилетел и тепло принес.
- Грач на проталину, скворец – на проталину.
- Увидел скворца – знай, - весна у крыльца.
Ученик: На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы – жаворонка. Деревенская детвора бегала, привязывала самодельных птиц к шесту, раскачивая ими, распевали заклички весны.
(Дети поют.)
Жаворонки, жаворонки
Прилетите к нам.
Принесите нам Весну – красну,
Зима надоела,
Хлеб весь поела.
Ученик: Чтение стихотворения В. Жуковского.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая»,
Я здесь пою приход весны
Ведущий: И с этого дня начинается месяц птиц. Птицы возвращаются с зимовок.
Игра «Прилетели птицы».
- Сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем.
- Прилетели птицы:
- Голуби , синицы,
- Мухи и стрижи
- Дети хлопают.
- Учитель: Что неправильно?
- Мухи!
- А мухи – это кто?
- Насекомые.
- Вы правы. Ну что же, продолжим:
- Прилетели птицы:
- Голуби, синицы.
- Аисты, вороны,
- Галки, макароны!
- Дети хлопают.
Начинаем снова:
- Прилетели птицы:
- Голуби, куницы!
Если дети не обращают внимания на куниц, учитель объясняет, что куницы – вовсе не птицы
Попробуем ещё разочек:
- Прилетели птицы:
- Голуби, синицы,
- Галки и стрижи,
- Чибисы, чижи,
- Аисты, кукушки,
- Даже совы – сплюшки,
- Лебеди, скворцы
- Все мы молодцы!
- С прилетом птиц становится шумно и весело (Прослушивание пения птиц в записи.)
Ученик: Здравствуй, здравствуй, красавица – весна!
Птичий домик у нашего окна
В этом доме сегодня веселье,
У крылатых жильцов новоселье!
Ведущий: А сейчас послушаем, где селятся птицы и какие у них бывают гнезда.
Ученик: Гнезда у птиц очень разнообразны. У многих птиц гнездо представляет собой детскую колыбель, в которой выкармливаются беспомощные птенцы. У иволги вот такой гамачок. (Показ).
Ученик: А жаворонок найдет где-нибудь ямку в поле, поросшим реденькой травкой, - вот и его гнездо. Такие же гнезда – ямки у перепелки среди лугов, у серой куропатки в полях.
Ученик: Грач строит своё гнездо на вершине дерева. Так же просто устраивают свои гнезда ближайшие родственники грача – вороны и галки.
Ученик: Есть птицы, которые не гнезда вьют, а норки роют. Например ласточки – береговушки. Иногда на крутом берегу реки нор бывает так много, что целый ласточкин городок получается.
Ученик: Скворец может поселиться в дупле дерева или в скворечнике. Он должен быть без щелей. Птицы не любят сквозняков. Леток – это отверстии в птичьем домике. Если отверстие большое, то птицам опасно вить гнездо в домике – кошки и вороны туда легко проникнут и перетаскают птенцов.
Ученик: Мы должны помнить о том ,что нельзя смотреть как птичка вьет гнездо. Она может напугаться и улететь навсегда, не достроив гнезда.
Ученик: Нельзя смотреть как птичка высиживает птенцов. Она может испугаться и улететь, а птенцы не вылупятся, погибнут.
Ученик: Нельзя трогать птенцов. Они могут испугаться и выпрыгнуть из гнезда раньше срока.
Я, ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю.
Ни в ловушки, ни в сети,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Обижать не стану я.
Песня «У дороги чибис».
Ведущий: А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?
Ученик: Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
Ведущий: Послушайте, ребята, небольшой рассказ Г. Скребицкого.
__ « Скворцы заняли домик на березе. Устроили в нем свое гнездо. Я спросил у отца: «Сколько гусениц и разных жуков скворцы за день птенцам перетаскивают?» Отец ничего не ответил, а принес лист бумаги и карандаш. «Вот, - говорит, - посиди под березой до обеда, понаблюдай за скворцами. Когда они с кормом подлетят, ставь на листе карандашом черточку. А потом подсчитаем». Уселся я под березой и стал за скворцами следить. И что же? До обеда весь лист исчертил. Больше сотни палочек наставил. Даже рука устала.»
__ Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
Ученик: Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.
Ученик: Семья ласточек уничтожает около 1 000 000 различных вредных насекомых.
Ученик: Ушастая сова способна съесть за день до 10 полевок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орел очень много уничтожает сусликов и мышей.
Ученик: Овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы – склевывают семена и плоды сорняков, снижают засоренность полей.
Ученик: Многие птицы – санитары. Вороны, галки, сороки, коршуны и другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.
Ученик: А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
Ведущий: С появлением потомства у птиц прибавляется хлопот. А как называются маленькие птенцы, мы сейчас узнаем. Проведем игру.
Игра «Как зовут вас, детки?»
Я называю птицу, а вы хором должны ответить, как зовутся птенцы.
(смотрим на экран)
Сова – Ласточка -
Грач – Голубь –
Скворец – Кукушка –

Песня «Кукушка» Т. Шапиро – Л. Вихарева.
.Ведущий: С прилетом птиц оживают звукиСо всех концов слышится щебет, крик, посвистывание птиц. Послушайте, о чем птицы говорят между собой.
Сценка «Разговор птиц». (Звуки птиц в лесу)
Зяблик: уж больно бережешь ты, дятел, свой нос, все о сучки чистишь.
Дятел: Мне, зяблик, без носа, как без рук. Семян еловых захочешь, носом стучи. Короеда несчастного выбить – и того носом. Голова кругом. А весной еще и на барабане носом играй. Стучи во всю мочь по сушине. Греми на весь лес, иначе дятлихи и слушать не хотят.
Зяблик: Ох, дятел, и стукатливая у тебя жизнь. Все носом , да носом – того и гляди без носа останешься.
- Почему дятел не улетает на зиму?
- Почему дятла называют санитаром леса?
Ведущий: А сейчас проведем соревнования, посвященные птицам, между ребятами 4-х классов. На сцену приглашаются команды.
Команда 4 «А» класса«Мудрая сова».
Команда 4 «Б» класса«Каркуша».
Жюри
За правильный ответ команда получает 5 баллов.
1. Начинаем. Наш первый конкурс «Разминка». Вопросы командам.
1.Какие птицы прилетают с юга первыми?
1.Какую птицу называют лесным доктором?

2.Какая птица любит воровать блестящие предметы?
2.Какая птица выше всех летает?

Молодцы, ребята. Вы неплохо справились с первым заданием. Ваши правильные ответы помогут вам сегодня построить скворечник. Победителем станет та команда, кто первым сможет построить скворечник.
2.Второй конкурс. (Стук в дверь)
Ведущий: Кто там?
Почт. Печкин: Это я, почтальон Печкин. Зашел к вам по делу. Четвертый класс?
- На ваш адрес пришли два письма
- Угадайте, кто их написал? (Чтение писем командам).
Письмо 1. «У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко – желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?» (Ответ: синица).
Письмо 2. «Все слышали мое пение, но немногим приходилось меня видеть, так как живу я в чаще леса, в роще. Размером я меньше голубя. Голова, спина, верх зоба пепельно-серые. Хвост и крылья бурые, с поперечными светлыми полосами. Гнездо я не вью, а откладываю свои яйца в гнезда других птиц. Кто же я?» (кукушка)
Почтальон Печкин: Молодцы, ребята, знаете своих друзей. Ждите их в гости! Но мне пора, еще много писем и газет в моей сумке.
Ведущий: Правильно ответившие на вопросы команды получают детали скворечника. А мы двигаемся дальше.
3. Следующий наш конкурс «Начинающий поэт». Вы получите листок со словами и напротив вы записываете рифму, но ваше слово обязательно должно означать птицу. Например, майкачайка, строфадрофа и так далее. (Листы с заданиями.)
__ А пока команды готовятся, ребята, посмотрите на экран.
__Знаете ли, вы, что существуют птичьи рекорды?
Продолжительность жизни:
Соловей – 25 лет Лебедь – 70 лет
Сова – 60 лет Ворона – 120 лет.
Высота полета:
Скворец – 50 – 100 м Ворона – до 2500 м
Голубь – до 100 м Журавль – до 4500 м.
__ Наши команды готовы. Слово предоставляется командам. (Ответы)
__ Вот где скрываются юные поэтические дарования. Ребята неплохо справились с этим заданием. Скворечники наших команд постепенно строятся.
4.Следующий наш конкурс «Знаете ли вы птиц?»
( Дети из команд берут по 2 загадки и готовят ответы.)
Маленький мальчишка На одной ноге стоит,
В сером армячишке В воду пристально глядит
По дворам шныряет Тычет клювом наугад -
Крохи собирает. Ищет в речке лягушат
(воробей) На носу повисла капля
Узнаете? Это (Цапля).
Мы построили вдвоем, В лесу, под щебет, звон и свист
Для гостей весенний дом, Стучит лесной телеграфист:
А верней сказать – дворец, «Здорово, дрозд – приятель!»
Прилетай скорей (Скворец). И ставит подпись (Дятел).

Ведущий: Пока команды готовятся, задание залуразгадать кроссворд о птицах.
Трещала с самого утра «тр-р-ра!» В лесу кукует птица,
«Тр-р-ра!» А что пора? Она назвать себя боится.
Такая с ней морока, когда Ку-ку ку-ку – не спит опушка.
Трещит (сорока). А птицу эту звать (кукушка).
Зимой на ветках – яблоки, В лесу, заметьте, дети,
Скорей их собери. Есть ночные сторожа!
И вдруг вспорхнули яблоки Сторожей боятся этих,
Ведь это (снегири). Мы прячемся дрожа!
Очень уж суровы филин и (сова).
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду,
Я от грязи берегусь
Чистоплотный серый (гусь)
Ведущий: _ Молодцы, ребята. А теперь слушаем ответы команд. (Ответы)
_ Команды справились с заданием. Строим скворечники
5.Следующий наш конкурс «Домашнее задание».
Команда «Мудрая сова»- инсценировка басни И.Крылова «Ворона и лисица»
Команда «Каркуша» - «Кукушка и петух» (кукольный театр).
Ведущий: Команды неплохо справились с домашним заданием. Получите детали скворечника. Жюри подводит итог.
Песня «С нами друг»
Теперь посмотрим скворечники наших команд.
_ Для подведения итога соревнований мы приглашаем на сцену.
Вручение грамот.
Ведущий: Ребята, мы сегодня много говорили о птицах, о пользе, которую они приносят человеку и не должны забывать о правилах поведения в природе.
Правила поведения в природе:
1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
2. Не шуми в лесу, в парке.
3 . Не лови птиц и не уноси домой.
4. Зимой подкармливай птиц.
5. Не подходи близко к гнездам. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники.
Не разоряй птичьи гнезда.
- Мы обращаемся всем людям, живущим на Земле с такими словами:
Ученик 1 Берегите эту землю, эти воды,
Даже каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Ученик 2 Только вместе, только дружно
Помогать природе нужно!
Лишь тогда всем повезет –
Радуйся, лесной народ!
Ученик 3 Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
Будем птицам помогать! (вместе)
Ведущий: Ученики нашего класса обращаются ко всем ребятам нашего района о соблюдении правил поведения в природе и на память нашим гостям вручат памятки.
- На этом наш праздник закончен.





15