Урок по окружающему миру на тему Птицы-наши друзья


Конспект мероприятия по окружающему миру на тему: "Птицы - наши друзья"
Цель: расширение знаний обучающихся о птицах, воспитание заботливого отношения к птицам, воспитание любви к природе.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
•познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных;
•развивать умение узнавать и называть изученных птиц по описаниям, рисункам, фотографиям;
Личностные результаты:
•развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;
•развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
•развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
регулятивные:
- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;
- способность к мобилизации сил и энергии.
познавательные:
-делает вывод о результате совместной работы класса и учителя;
- умение ставить, формулировать и решать проблемы.
коммуникативные:
- инициативное сотрудничество.
- оценка действий одноклассника.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент Здравствуйте, ребята.
Посмотрим, друг на друга, пожмем руки, улыбнемся и начнем наше сегодняшнее мероприятие. Приветствуют учителя и друг друга.
Актуализация знаний Ребята, закройте глаза и представьте, что вы в лесу. Кого там можно увидеть, услышать? Закрывают глаза, говорят о своих представлениях.
Постановка проблемы Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, вам нужно ответить на вопрос, про кого можно так сказать: перелетные и зимующие? Птицы.
Изучение нового материала Итак, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах.
Стихотворение (3 слайд).
Наша планета ЗемляОчень щедра и богатаГоры, леса и поля-Дом наш родимый, ребята.Солнышко рано встает,Лучиком день зажигаетВесело птица поет,Песнею день начинает,Как хороши, приглядись,Клены, березы и ёлки!
Пенью у птиц учись,А трудолюбию у пчелки
А вы знаете, какого числа отмечают день птиц?
Птиц на земле очень много — около девяти тысяч видов. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать, например пингвин.
Одни птицы живут в лесу, другие — в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, а другие только на берегу моря.
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.
Сейчас, мы посмотрим, какие же птицы есть в мире и как они выглядят. Рассматривание презентации (Слайд 4-23).
Отгадаем загадки, тем самым, узнаем, хорошо ли вы знаете птиц?
Загадки.
1.Красногрудый, чернокрылый,любит зёрнышки клевать,с первым снегом на рябине,он появится опять… (Слайд 25)
2. Непоседа пестрая,птица длиннохвостая,птица говорливая,самая болтливая… (Слайд 27)
3. Чик-чирик к зёрнышкам прыг!Клюй, не робей!Кто это?... (Слайд 29)
4. Всё стучит,деревья долбит,но их не калечит,а только лечит… (Слайд 31)
5. На шесте – дворец,а в дворце – певец… (Слайд 33)
6. Чёрный, проворный,кричит «крак»,червякам враг… (Слайд 35)
Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.
А кто ещё остается зимовать? (Слайд 37).
А вот еще загадки.
Не человек, не зверьа по человеческиговорит… (Слайд 41)
Мать отца не знаю,но часто называю,детей знать не буду,чужим буду… (Слайд 43)
Кто каждое утронас будит…(Слайд 45)
Я весь день ловлю жучков,уплетаю червячков,в теплые края не улетаю,здесь под крышей обитаючик-чирик! Не робей! Я бывалый… (Слайд 47)
Угадайте, что за птица:света яркого боится,клюв крючком, глаза пятачком,ушастая головаэто… (Слайд 50)
Какие вы модоцы! Все птицы знаете. Слушают стихотворение.
1 апреля.
Слушают рассказ учителя.
Рассматривают презентацию 4-23 слайды.
Отгадывают загадки.
Снегирь (Слайд 26)
Сорока(Слайд 28)
Воробей (Слайд 30)
Дятел (Слайд 32)
Скворец (Слайд 34)
Грач (Слайд 36).
Рассматривают 38-40 слайды.
Попугай (Слайд 42)
Кукушка (Слайд 44)
Петух (Слайд 46)
Воробей (Слайд 49)
Сова (Слайд 51)
Закрепление Конкурс «Узнай птицу».
Я буду читать описание птицы. Ваша задача — определить что это за птица и назвать её.
Каждый год у пары этих птиц появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночами, а папа днем. В конце лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю. (Аисты)
Эта птица — труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и помогает спасать лес от гибели. (Кукушка)
Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)
И с этим задание справились, молодцы!
Поработаем с кроссвордом.(Слайд 51).
Посмотрим, а с этим заданием справитесь ли вы?
Задание на различие голосов птиц. (Слайды 52-60).
Внимательно послушайте голоса и попробуйте сказать, к кому они относятся.
Молодцы, умнички, вы все очень хорошо справились с этим заданием!
А теперь, посмотрим, как вы запомнили нашу беседу и ответим на вопросы. (Слайд 61-63)
Каких птиц называют перелетными?
А) которые умеют летать
Б) которые плохо летают
В) которые очень хорошо летают
Г) которые улетают на зиму в теплые края
2) Какие из перечисленных птиц являются
перелетными?
А) дятел, поползень
Б) ласточка, скворец
В) сова, синица
Г) воробей, галка
Молодцы.
Ребята, мы говорим: птицы - наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Молодцы, ребята, сегодня все были активными и отвечали на вопросы. Аисты
Кукушка
Ласточка
Заполняют кроссворд с помощью картинок.
Слушают голоса и отвечают на вопросы.
Отвечают на тесты.
Г) которые улетают на зиму в теплые краяБ) ласточка, скворец
Отвечают на вопрос.
Итог урока
Рефлексия Ребята, что вы узнали нового на нашем занятии?
Что вам понравилось?
Как нужно относиться к птицам? Подводят итог.