ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Город Пенза во второй половине 19 веке: сохраняя прошлое создаем будущее».


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Город Пенза во второй половине 19 веке: сохраняя
прошлое создаем будущее».
ФИО Кондрашова Л.В. Место работы Г.Заречный ,школа № 221 Должность Предмет история Класс 8 Тема урока:
«Город Пенза во второй половине 19 веке: сохраняя
прошлое создаем будущее».
Базовый учебник: «История пензенского края
со второй половины XIX в. до наших дней».
Под редакцией А.С.Касимова, Г.Ф.Винокурова, Г.Н. Белорыбкина. Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представления о развитии Пензы в 19 веке в контексте общероссийской истории.
Задачи:
- обучающие: актуализировать знание либеральных реформ и их влияние на развитие пензенской губернии, в частности на развитие города Пензы.
- развивающие: развитие навыков анализа информации, работы с ресурсами, формирование логического мышления, памяти, творческой активности, внимания
- воспитательные: воспитание чувства патриотизма
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор
Структура и ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята!
Сегодня вашему вниманию будет предоставлен на обсуждение интересный материал, мы прикоснемся к истории нашего города, к истории нашей малой родины в лице города – Пензы.
Вопрос. Какое событие мы будем отмечать в настоящим 2013 году?
Как вы оцениваете роль этого события в истории нашей страны?
(обсуждение учащихся) Приложение :Пенза 2013.
Фиксируем внимание учеников на тему «Город Пенза во второй половине 19 веке: сохраняя
прошлое создаем будущее». ( Запись в тетрадь).
История нашего города уходит своими корнями в середину 17 века, история становления города и его развития – это яркие странички, написанные отдельной главой в книге под названием «История России».
2. Актуализация знаний.
Сегодня, мы обсудим вопросы, связанные с историей Пензы второй половины 19 века, через призму российских реформ. См. приложения. Либеральные реформы.
! Беседа по ранее изученному материалу с учениками.
! Постановка вопросов. Как вы оцениваете роль реформ?
Подведение к ответу: в комплексе проведенные реформы, даже несмотря на их недостатки (можно обсудить), обеспечили действительные преобразования в России, способствовали изменению ее облика.
3. Изучение нового материала.
Вопрос на рассуждение.
В чем сказалось влияние реформ на жизнь горожан и облик Пензы?
Используя текст параграфа №3, составляем таблицу « Изменения и развитие Пензы»
Области реформ Способствовали изменениям (некоторые примеры)
Земская реформа
См. приложения. 1865г. стала функционировать губернская земская больница (лечение бесплатное за счет средств земств).
1866 г. при больнице открыта аптека, а в 1867г. фельдшерская школа.
1870 г. проведены первые учительские курсы.
1874 г. создается Пензенская учительская семинария (первый директор семинарии В.Х.Хохряков) и т.д.
Судебная реформа 1871 г. создан пензенский окружной суд.
1871 г. открыт нотариат. Приложения.
Финансовые реформы 1864 г. открылось Пензенское отделение Государственного банка.
Казенную палату, ведавшей сбором налогов с 1865-1866гг. возглавлял М.Е. Салтыков – Щедрин. Приложение.
Реформа народного просвещения Открытие классических гимназий, прогимназий и др. учебных заведений. Приложения.
Городская реформа 1870 г. создаются бессословные органы городского управления на основе имущественного ценза – городская дума.
1871 г. городская почта.
1898 г. построен водопровод.
Приложения.
Выводы по таблице формируются учащимися с помощью учителя.
Предполагаемый результат: государственные реформы второй половины 19 века преобразовали экономический и социальный уклад провинциального города, кардинально изменялся облик Пензы.
Если в 1864г. в Пензе насчитывалось 182 каменных здания, то уже к1882 г. их было уже 234. В основном строения являлась деревянными. Приложения.
С 70 –х г. главной улицей становится улица Московская. На улице располагались двухэтажные здания, преимущественно купеческие, где на первом этаже находилась лавка или магазин. На главной площади располагался Кафедральный собор, губернаторский и архиерейский дома.
Вопрос? Что вы можете рассказать о судьбе главного храма города? Приложения.
Жизнь в городе протекала по иным законам, нежели в деревни. Было больше развлечений. Одним из развлечений горожан являлись прогулки по улице Московской. Женщины накидывали на плечи расписные платки и шали, которые являлись атрибутом достатка и благополучие. Возможна инсценировка.
Сообщение ученическое на тему «Музыкальная жизнь».
В городе протекала насыщенная культурная жизнь. В городе проходили симфонические собрания под управлением Костромитинова. Воспитанники музыкальных классов показывали свои концерты, деньги от которых шли на благотворительность. В культурной жизни Пензы заметным явлением стало открытие общественной библиотеки имени Лермонтова в 1892 году, фондами, которой могли воспользоваться все желающие, что естественно повышало культурный уровень горожан.
В воскресный день горожане отправлялись на базар, где они могли купить изделия крестьянских промыслов и продукты питания.
Вопрос. Какой вывод вы можете сделать на основе этого положения.
Предполагаемый ответ. Жизнь города была тесно, связана с развитием села.
Сценка.
Базарная площадь. Торговые ряды. Крики торговцев.…….Рожь, пшеница, просо мокшанское… . . Самая лучшая спасская соль
…….Покупаем ломовский поташ
…….Поимские сапоги да валенки не усидишь на завалинке.
Вот те немногие моменты из жизни города периода реформ второй половины 19 века.
4. Закрепление нового материала.
Вопрос. На ваш взгляд как отразились реформы на развитие города?
Почувствовало ли население Пензы на себе проводимые преобразования?
Как вы понимаете высказывание «сохраняя прошлое – создаем будущее»?
Работа в группах.
5. Подведение итогов, рефлексия.
На доске листки. Красный - участвовал, обсуждал; синий – запоминал, записывал; коричневый – не участвовал, не заинтересовало. Ученик оставляет пометку в виде галочки или иного значка…
Учитель подводит итоги урока, оценивает деятельность каждого, задает домашнее задание (сообщение: пензенские предприниматели ).
А вы знаете, где можно было в Пензе отведать свежих устриц?
На этот вопрос мы ответим на следующем уроке.
Спасибо за урок.
До свидания.
Таблица № 1
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/43a9c217-ee6b-4dba-b28b-1265b064e6db/view/" \t "_blank"
350 лет Пензе, марка Информационный
ресурс
Иллюстрация http://www.stspb.ru/shop.phtml?dtl=29742&c2=71&y=20132 Либеральные реформы Контрольный ресурс Анимированные тестовые задания http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7e733591-959f-479e-a47a-0cbbf61595b9/index_listing.html3 Пензенское земство Информационный ресурс Текст с иллюстрациями http://kraeved.dyub.org/?page_id=2384 Пензенский окружной суд Информационный ресурс
Текст http://arhiv-pnz.ru/before_1917/judiciary/judge/courts_class/house_cases/f42/print5 Салтыков-Щедрин Михаил ЕфграфовичИнформационный ресурс
Текст с иллюстрациями http://www.oblsport-penza.ru/penza/saltykov.html6 Народное просвещение Информационный ресурс
Текст с иллюстрациями
http://kraeved.dyub.org/?page_id=4157 Старая Пенза.Соборная площадь. Информационный ресурс
Текст с иллюстрациями http://old-penza.livejournal.com/11820.html8 Музыкальная жизнь Информационный ресурс
Текст с иллюстрациями http://kraeved.dyub.org/?page_id=556