ДокладСоздание условий для повышения мотивации к изучению казахского языка


Бекенова Панар Орымбекова учитель казахского языка и литературы
Доклад на ПедсоветТема доклада: Создание условий для повышения мотивации к изучению казахского языка
Мотивация – это ключ к успешному обучению» Норман Уитни
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы. Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности . При формировании положительной мотивации к предмету у школьников необходимо учитывать особенности возраста, обращая внимание на то, как мы их обучаем и чему обучаем. Повышение уровня учебной мотивации это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.
Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Следует учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Так, на начальном этапе обучения казахскому языку включается в урок зарядка с использованием различного вида движений и танцев, но при ее проведении ставится перед учениками цель запомнить языковой материал.
Как показала практика одним из основных средств преподавания казахского языка является языковые игры которые способствуют активизации учащихся на занятиях развивает их речевую инициативу . Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить материал .Языковые игры можно разделить на : 1.Фонетические игры;2.Ликсические игры;3.Игры с фразами;4.Игры для обучения чтения , аудирования , говорения и коммуникативные игры. Хочу остановится на Играх обучающие говорению :Игры обучающие говорению . В этой игре прослушивается текс определяют тему отбирают информацию, составляют конспекты , выписывают ключевые слова ,чертят схемы . Например игра собери из картинок текст . Участникам этой игры раздают картинки . Игроки составляют предложения на каждой картинке а потом объединяют в один текс не нарушая последовательности .Так же я провожу на занятиях с детьми групповую работу . во-первых , групповая работа активизируется речевая деятельность учащихся, повышается учебная и познавательная мотивация;
во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, быть осмеянным;
в-третьих, в группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение , поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Учитель не должен забывать, что необходимо содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Диалоговая работа+--Обучение коммуникативной способности управления диалогическим общением оказывает большое влияние на развитие сложного и комплексного умения вести беседу, используя разные инициативные и ответные реплики в виде возражения, дополнения, сообщения сведений, запроса уточняющих сведений, уточнения, а также является основой дополнения ранее освоенных тем новыми ситуациями.
Для более плотного освоения и отработки диалогов можно предложить различные задания:
прочитайте отдельные реплики для отработки правильного произношения;
восстановите диалог с пропусками, опираясь на слова на родном языке;
переведите диалог на русский язык;
дополните начало и концовку диалога по смыслу;
закончите диалог на свое усмотрение.
Использование интерактивной доски позволяет сделать урок более красочным, динамичным и информативным . Используя в своей работе интерактивную доску, я пришла к выводу, что при введении, обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения, данное техническое средство является очень эффективным. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что использование интерактивной доски на уроках активно влияет на мотивационную сферу обучаемого, а нашей школе это очень актуально.
Современные инновационные технологии помогают мне выработать индивидуальный стиль работы, наиболее полно реализовать свой творческий потенциал и в итоге добиться высоких результатов в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения.
Оценивание учащихся :Большое значение имеет оценивание. Важно отметить неформальное оценивание. Цель такого оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки. Это может быть сделано разными способами: • не скупиться на устную похвалу при хороших результатах; • дарить цветные фигурки со словами "Хорошо!", "Отлично!" или весёлые или грустные лица;
Основная цель повышение мотивации к изучению казахского языка через развитие внеурочной деятельности .Дополнительные занятия ,Участие в конкурсах
Занятия с одаренными детьми
Работа над проектами
Календарные и тематические праздники
Проведения недель казахского языков
Ежегодная Неделя казахского языка в средней школе №12, районный конкурс «Жаркын болашак» , Абайевские чтения , Махамбетовские чтения ,проводятся Круглые столы , конкурс ко дню Языков народа ,конкурс сочинений и тд . Добиваемся больших успехов ,занимаем призовые места .