Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе.


«Формирование положительной мотивации к учению в начальной школе»
Подавляющее большинство детей приходит в первый класс с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени и у части детей падает интерес к школе. Почему это происходит? Как сделать учебный процесс привлекательным на протяжении всего периода обучения? Эти вопросы встают перед каждым учителем. И каждый учитель стремится создать комфортные условия, для приобретения учениками знаний.
Педагоги постоянно ищут способы оживления урока:
Увлечённое преподавание
Новизна учебного материала
Связь знаний с судьбами людей
Проблемное обучение
Обучение с компьютерной поддержкой
Взаимообучение (в парах, микрогруппах)
Создание ситуации успеха
8) Соревнование (с товарищами по классу, самим собой)
Приёмы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:
Создание проблемной ситуации;
Проблемное обучение - мощнейший способ повысить интерес к предмету.
Групповая работа полезна для развития социальных мотивов.
В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.
Нестандартные уроки:
Уроки- деловые игры
Уроки- соревнования
Уроки КВН
Уроки взаимообученияУроки- аукционы
Уроки- зачёты
Уроки- игры
Уроки- конкурсы
Использование ИКТ
Активизирует познавательную деятельность учащихся
Позволяет проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета)
Повысить объём выполняемой работы на уроке
Повысить эффективность урока
Презентация - мощное средство наглядности.
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
доброжелательный настрой урока.
Нужно уделять внимание каждому ученику, хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь ребенку.
Формирование положительной мотивации к учению развивается в процессе творческой активности и творческой деятельности, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.
Одним из средств, для достижения этих целей, являются творческие работы на уроках литературного чтения.
Считаю, что именно творческие задания повышают у детей мотивацию к обучению, любовь к чтению, книге. Ребята очень любят такие задания. Творчество их безгранично.
При изучении стихотворений я использую такие задания:
1. Пересказать. 2. Написать мини-сочинение. 3. Придумать загадку. 4. Составить тест. 5. Написать отзыв.
6.Написать мини-рассказ по стихотворению.
Изучая стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою зимою», ребята писали рассказ на стихотворение, вот что получилось у Сережи:
Стояла радостная осень, а через два месяца выпал снег. Чудно все деревья покрылись снежной бахромой. Лес стоит в глухой нерадостной тишине. Солнце светит своими тусклыми лучами на землю. Все в снегу.
Некоторые ребята написали просто отзыв, так как такую работу выполняли впервые.
На уроках использую и различные, ребусы, кроссворды, пословицы, поговорки. Ребята сами с удовольствием подбирают загадки, рисуют рисунки, пишут отзывы на прочитанные произведения, эссе, придумывают сказки.
Учатся составлять синквейн, к рассказам составляют вопросы, готовят тесты.

По следам прочитанного провожу эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки для выражения своего отношения к произведению. Эти карточки вклеены в тетради. Желающие высказать свои мысли всегда найдутся.
Начинаем со слов: Я почувствовал (а) … Я улыбнулся (ась) … Мне стало грустно … Я бы продолжил (а) написанное так … Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так … Будущее героев я представляю … Произведение вызвало у меня чувства…
На уроках чтения на этапе осмысления провожу игру «Свободный микрофон»
Для ответов используем «словами-помощниками»:
- «Впечатление произвел…»;- «Запало в душу…»;- «Был поражен…».
Творческие задания помогают детям раскрыться, открыть в себе неизвестные возможности. Речь учащихся становится более образной, интересной. Дети более глубоко воспринимают художественный образ, интересуются книгами. Каждый ребенок с интересом включается в работу.
На уроках русского языка использую занимательный материал, он способствует активизации деятельности учащихся, мотивирует на урочную работу. Выполняя упражнения, ребята творчески мыслят, развивается внимание, умение быстро находить решение вопроса.
1.Работая по теме: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова» использую
а)Числовые ребусы: 100Г, па3от, 100 лб, 3котаж, 3умф, 100рож.б)Слова наоборот: пулут, дурт, залг, зов, генс, гарво, долох, дярто, дебо, дог.2.По теме «Слог» использую упражнение «Составь слово по опорным словам». 1)Из первого слова бери первый слог, из второго – второй и так далее.
Радость, задумал, коряга - РАДУГА Сияние, понедельник, поливает – СИНЕВА
3.По теме «Предложение» дети с интересом выполняют упражнение «Составь предложение».2)Составь предложение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы. Постарайся использовать как можно больше слов, можно употреблять предлоги.
Например: Петя пошел провожать папу к поезду.
4.Эффективно концентрирует внимание игра «Звери спрятались».
Дается на доске текст. Дети должны найти в нем названия зверей.
Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил:- Зоопарк закрыт». Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их!
Еще использую игры: «Лото», «Верно ли высказывание», «Найди ошибки» и другие.
На уроках математики формированию положительной мотивации способствуют
1) логические задачи, когда
1. Ответив на вопрос задачи, дети могут сформулировать тему урока:
"На грядке сидит 6 воробьев. К ним прилетели еще 4 воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?"
(Неправильно сформулирован вопрос к задаче. На вопрос ответить нельзя). (Тема: Решение задач.)2.Провожу уроки-путешествия. Из последних уроков это: " Ярмарка"
В путешествиях обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромнейший эффект - ни одного зевающего на уроке!
3. Математические уроки сказки
На уроках сказках всегда царит хорошее настроение. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, учит детей быть добрыми и справедливыми.
4. В 1- 2 классе использую веселые задачи в стихах
5.Математические загадки
расширяют кругозор, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление, знакомят детей с окружающим миром.
Задачи, имеющие форму загадок, так же вызывают большой интерес, активность.
6. С целью снятия мышечного напряжения на уроках используют различные физминутки, гимнастику для глаз.
Использование оценочных листов на уроке так же мотивирует ребят к обучению. На уроках с оценочными листами дети более активны, лучше пишут в тетрадях, не отвлекаются. Каждому хочется выполнить задания на пять. В конце такого урока могу провести тест и выставить оценки за урок каждому.
Не следует оставлять без внимания групповую работу на уроке. При работе в группах повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
  На мотивацию влияет и проводимая в конце урока рефлексия. Ребята говорят, начиная со слов:
Я научился…Я понял, что…Было трудно…Было интересно…Хочу похвалить…
В конце урока во время рефлексии использую стратегию: «Две звезды и одно пожелание», ребята дарят 2 звездочки тем, кто по их мнению лучше работал на уроке и одному пишут пожелание.
И в заключение хочется сказать, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, хотел учиться, учителям необходимо использовать различные формы и методы работы, на уроках, создавать благоприятную среду, подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. Способствовать развитию учебной мотивации.