МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В ПЕРВОМ КЛАССЕ


МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В ПЕРВОМ КЛАССЕ
ЦЫКИНА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
педагог-психолог,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9», г. Саранск, Россия
katenkish@mail.ruКЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мотивация, мотивация учения, младший школьный возраст, адаптация, адаптационный период.
АННОТАЦИЯ: В статье изучается мотивация учения у младших школьников на момент адаптации к первому классу. В настоящем исследовании осуществляется рассмотрение уровней учебной мотивации первоклассников в период адаптации к новым социальным условиям.
MOTIVATION OF THE DOCTRINE AT YOUNGER SCHOOLBOYS IN THE ADAPTATION PERIOD TO THE FIRST GRADE
TSYKINA EKATERINA ALEXANDROVNA
educational psychologist
MOU "Secondary school №9», Saransk, Russia
katenkish@mail.ruKEY WORDS: motivation, motivation, teaching, primary school age, adaptation, adjustment period.
ABSTRACT: This article examines the motivation of the doctrine at younger schoolboys at the time of adaptation to the first class. In the present study, carried out examination of the levels of educational motivation of first-graders in the period of adaptation to the new social conditions.Задача повышения эффективности обучения остро стоит перед современной школой. С каждым годом объем информации, предназначенный для освоения учащимися, стремительно растет. Следовательно, необходимо находить средства, способствующие прочному и осмысленному усвоению знаний школьниками. Поступление вчерашнего дошкольника в школу является одним из переломных моментов. Именно от того, насколько быстро пойдут адаптационные процессы, насколько легко вчерашний дошкольник сможет выработать оптимальный режим учебной деятельности и навыков работы, зависит не только его успех во владении знаниями и умениями, но и его социально - психологическое, психическое и соматическое благополучие. Именно поэтому оказание помощи младшим школьникам в трудном процессе становления личности на новой ступени ее социального развития, столь важно и необходимо.
Овчарова Р. В. говорит о роли мотивации учения в процессе школьной адаптации. Именно мотивация имеет самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и успешность учебной деятельности. В наше время непременным требованием к каждому человеку является получение образования, из чего следует, что мотивировать учащихся к учебной деятельности необходимо с первого класса.
Именно большая значимость учебной мотивации с первых дней поступления в школу, необходимость в своевременной диагностики, и последующей коррекции мотивации учения повлияло на выбор темы исследования.
Мотивационная сфера - это одна из научных областей, интерес к которой не ослабевает на протяжении многих лет. Исследованием проблемы её формирования и развития на протяжении XX в. занимались многие ученые. Так, общие вопросы формирования и развития мотивации исследовали К. Левин [3], В.Г. Асеев [1], Л.И. Бoжoвич [3], И.В. Имeдaдзе [6], А.Н. Леонтьев [4] и др.
Исследованием мотивационных аспектов учебной деятельности занимались А.К. Маркова [6], Н.В. Афанасьева [2], М.В. Матюхина [13], Л.П. Кичатинов [7], В.И. Махновская [14], А.Г. Лидерс и В. Хеннинг [5] и др.
К. Левин [3] первым экспериментально исследовал мотивы поведения человека, разработал свою знаменитую теорию поля, а также основные положения к ней. Можно считать, что именно исследования К. Левина положили начало изучению в психологии потребностей человека.
А. Маслоу [7] в своей теории мотивации выделял стремление индивида к непрерывному развитию в качестве ведущего мотива. А. Маслоу считал, что поведение зависит от потребностей и способностей, а определяется внутренними и внешними мотивами, образующими целостную систему, имеющую несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации.
Учебный мотив определяется Л. И. Божович [3] как структурный компонент учебной мотивации. По мнению автора, мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, её основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьёй, так и самой школой.
А. К. Маркова [6] предлагает определение учебного мотива: мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.
Мотивация – довольно общее, широкое понятие. В настоящее время как психическое явление она трактуется по-разному. В современной психологии слово «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.
Учебная мотивация – это сложное, системное образование, состоящее из познавательных и социальных мотивов учения. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы.
Ведущие мотивы в первый год школьного детства связаны с желанием ребёнка занять общественно значимую и общественно оцениваемую позицию. Однако такая мотивация, определяемая главным образом новой социальной позицией ребёнка, очевидно, не может поддерживать в течение длительного времени его учебную работу и постепенно теряет своё значение. Поэтому крайне необходимым формировать уже в начальных классах мотивы, придающие дальнейшей учёбе ребёнка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, без чего дальнейшая учёба школьника может оказаться невозможной.
Таким образом, развитие мотивации учения у младших школьников должно быть в центре внимания психолога. Развитие мотивации учения чрезвычайно важно, потому что оно способствует формированию активной социальной позиции молодого человека.
Целью настоящего исследования является изучение уровня мотивации учения первоклассников в рамках психологического сопровождения во время адаптационного периода, с последующим отслеживанием динамики учебной мотивации в течение трех учебных лет у вновь поступивших первоклассников.
Исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Саранск. Наблюдая в течение трех лет за процессом адаптации первоклассников, каждый год в первой четверти проводилось исследование уровня учебной мотивации по методике Н. Г. Лускановой «Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы». Результаты исследования представлены в таблицах ниже.
Таблица 1. Уровни мотивации учения первоклассников в 2014-2015 учебном году
Уровни мотивации Группа 1 Группа 2
Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Высокий 12 41% 9 35%
Выше среднего 7 25% 10 38%
Средний 9 31% 6 23%
Низкий 1 3% 1 4%
Дезадаптация - - - -
В 2014-2015 учебном году было продиагностированно 55 первоклассников. Анализ результатов, представленных в Таблице 1, показал, что 25% (7 чел) учащихся 1 группы и 38% (10 чел) во 2 группе имеют уровень учебной мотивации выше среднего. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
41% (12 чел) учащихся группы 1 и 35% (9 чел) во 2 группе показали максимально высокий уровень. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
31% (9 чел) в 1группы и 23% (6 чел.) 2 группы – имеют учебную мотивацию среднего уровня. Таких учеников школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает.
3% (1 чел) учащихся 1 группы и 4% (1 чел.) во 2 группе показали низкий уровень мотивации. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
В 2015-2016 учебном году в рамках изучения адаптационного периода первоклассников вновь было проведено исследование уровня учебной мотивации учащихся первых классов. В качестве инструментария использовалось тестирование по методике Н.Г. Лускановой «Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы». Результаты тестирования приведены ниже в Таблице 2.
Таблица. 2. Уровни мотивации учения первоклассников в 2015-2016 учебном году
Уровни мотивации Группа 1 Группа 2
Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Высокий 9 33% 10 38%
Выше среднего 7 26% 9 35%
Средний 8 30% 7 27%
Низкий 3 11% - -
Дезадаптация - - - -
В 2015-2016 учебном году в тестировании участвовало 53 первоклассника. Анализируя результаты, представленные в Таблице 2, видим , что 33% (9чел) учащихся группы 1 и 38% (10 чел) во 2 группе показали максимально высокий уровень учебной мотивации.
26% (7 чел) учащихся группы 1 и 35% (9 чел) во 2 группе имеют уровень учебной мотивации выше среднего.
30% (8 чел) в группе 1 и 27% (7 чел.) во 2 группе – имеют учебную мотивацию среднего уровня.
11% (3 чел) учащихся группы 1 показали низкий уровень мотивации учения.
Таблица. 3. Уровни мотивации учения первоклассников в 2016-2017 учебном году
Уровни мотивации Группа 1 Группа 2
Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Высокий 10 34% 7 26%
Выше среднего 9 31% 7 26%
Средний 8 28% 11 41%
Низкий 2 7% 2 7%
Дезадаптация 1 3% 1 4%
В 2016-2017 учебном году было продиагностированно 58 первоклассников. Анализ результатов, представленных в Таблице 3, показывает, что 34% (10 чел) учащихся группы 1 и 26% (7 чел) во 2 группе показали максимально высокий уровень учебной мотивации.
31% (9 чел) учащихся группы 1 и 26% (7 чел) во 2 группе имеют уровень учебной мотивации выше среднего.
28% (8 чел) в группе 1 и 41% (11 чел.) во 2 группе – имеют учебную мотивацию среднего уровня.
7% (2 чел) учащихся группы 1 и 7% (2 чел) во 2 группе показали низкий уровень мотивации учения.
3% (1 чел) в группе 1 и 4% (1 чел.) во 2 группе оказались дезадаптированы. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.
Сравнительный анализ результатов диагностики уровней учебной мотивации первоклассников в период 2014 – 2017 учебных годов представлен ниже в Таблице 4.
Таблица. 4. Уровней мотивации учения у первоклассников в период 2014 – 2017 учебных годов.
Уровни мотивации 2014-2015 уч. г. 2015-2016 уч. г. 2016-2017 уч. г.
Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Высокий 21 38% 19 36% 17 29%
Выше среднего 17 31% 16 30% 16 28%
Средний 15 27% 15 28% 19 33%
Низкий 2 4% 3 6% 4 7%
Дезадаптация 2 3%
Анализ результатов, представленных в Таблице 4, показывает, что высокий уровень учебной мотивации в 2014-2015 учебном году имеют 38% первоклассников (21 чел.), в 2015-2016 учебном году процент таких учеников немного снижается до 36% (19 чел.), а в 2016-2017 учебном году до 29% (17 чел) первоклассников. Уровень учебной мотивации выше среднего имеют 31% (17 чел.) первоклассников 2014-2015 учебного года, 30% (16 чел.) в 2015-2016 учебном году и 28% (16 чел.) первоклассников в 2016-2017 учебном году. Средний уровень мотивации учения в 2014-2015 учебном году имело 27% (15 чел.) первоклассников, в 2015-2016 учебном году 28% (15 чел.) учащихся, а в 2016-2017 учебном году процент таких учеников возрос до 33% первоклассников (19 чел.). Это указывает на повышение количества первоклассников с внешней мотивацией учения, положительно относящихся к школе в целом, но привлеченных не учебным процессом, а внеурочной деятельностью и новизной обретенного статуса школьника. Показатели количества детей с низким уровнем учебной мотивации также имеет тенденцию роста. Так в 2014-2015 учебном году таких первоклассников было всего 4% (2 чел.), в 2015-2016 учебном году 6% (3 чел.), а в 2016-2017 учебном году составило 7% от общего числа первоклассников (4 чел.). В течение первых двух лет исследования, детей с низким дезадаптационным уровнем учебной мотивации не выявлялось, а в 2016-2017 учебном году, таких детей было выявлено 3% первоклассников (2 чел.).
Проанализировав и сопоставив все результаты, был сделан вывод о том, что за последние три года учебная мотивация первоклассников имеет тенденцию к снижению. Что может быть вызвано рядом причин, таких, как повышение количества детей психологически не готовых к обучению в первом классе, но все, же поступивших в школу. Так же с каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ среди первоклассников, что связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Так же с каждым годом игровая деятельность дошкольников и младших школьников все больше замыкается в интернет технологиях и всевозможных гаджетах, что дает готовые знание и высокий уровень зрелищности, тем самым снижая заинтересованность детей в освоении новых знаний самостоятельно. Все перечисленные факторы могли способствовать снижению показателей уровня учебной мотивации среди первоклассников.
Список литературы
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
Афанасьева Н.В. Структура мотивации достижения (на выборке детей 9-11 лет). Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
Божович Л.И.Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М., 1972. С.7-44.
Долгова В. И., Рокицкая Ю. А., Антипина Я. А. Исследование учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95507.htm.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 508 сИмедадзе И.В. Проблема полимотивации поведения // Вопросы психологии. 1984. №6. С.87-94. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1984/846/846087.htm(дата обращения: 21.10.2016).
Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. Иркутск: ИГГШ, 1989. 190 с.
Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой. М.: Смысл, 2001. 572 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с. URL: http://www.infoliolib.info/psih/leontyev/leontmain.html (дата обращения: 18.10.2016).
Лидерс А.Г., В. Хенниг. Мотивы учения у школьников // Вопросы психологии. 1980. № 1. С.161-162. URL:http://www.voppsy.ru/issues/1980/801/801161.htm (дата обращения: 20.09.2016).
Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1980. № 5. С.47-59. URL:http://www.voppsy.ru/issues/1980/805/805047.htm (дата обращения: 16.10.2016).
Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2003. 478 с.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144с.
Махновская В.И. Развитие мотивов контрольно-оценочной деятельности в структуре учения младших школьников. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999. 18 с.