Внеклассное мероприятие в форме ток-шоу Наркомания- социальное зло


Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике табакокурения, употребления алкоголя и наркотических и токсических веществ
Ток-шоу: Наркомания – социальное зло
(9-11 класс)

Авторы: Усачева Алевтина Борисовна,
учитель биологии
Ананьева Светлана Николаевна,
учитель географии
Степанова Татьяна Викторовна,
педагог- организатор
г. Арзамас
Ток-шоу: Наркомания – социальное зло
Цель: способствовать формированию знаний о вреде наркомании; росту самосознания и самооценки подростков
Задачи:
Познакомить учащихся с информацией о причинах и последствиях употребления наркотиков
Повысить уровень информированности подростков о вреде употребления наркотиков
Моделирование жизненной перспективы с позиции ценностного отношения к здоровью
Развитие навыков уверенного отказа от предложений попробовать наркотические вещества
Развитие навыков совместной деятельности, коммуникативных умений, навыков публичных выступлений
Форма мероприятия: ток-шоу с элементами кейс- технологии
Категория учащихся: 9-11 классы
Подготовительная работа: учащиеся делятся на группы в соответствии с собственными интересами и желанием. Каждая группа получает задание.
группа задание
социологи Найти сведения о причинах начала употребления наркотических веществ, о численности наркозависимых. Провести опрос среди учащихся
медики Найти сведения о механизме привыкания человека к наркотическим веществам, о заболеваниях связанных с их употреблением, о влиянии на здоровье
Правоохранительные органы Найти информацию о связи правовых нарушениях и употребления наркотических веществ
Технологическая цепочка проведения ток-шоу:
Ведущий знакомит участников с темой ток-шоу, представляет участников.
Ведущий напоминает правила ведения дискуссии.
Выдвигается проблема обсуждения (ситуация нравственного выбора).
Ведущий предоставляет слово одному из участников дискуссии.
Идёт обсуждение проблемы, направляемое вопросами ведущих. В ходе дискуссии происходит коллективный анализ ситуации (выявление субъектов ситуации, анализ их целей, мотивов поведения, выявление проблемы или конфликта, выдвижение гипотез решения нравственной проблемы, анализ различных вариантов и способов решения проблемы, поиск оптимального нравственного обоснованного решения проблемы).
Подведение итогов дискуссии.
Свод правил ведения дискуссии:
С уважением относимся друг к другу.
Чтобы высказаться, поднимаем руку.
Порядок выступлений определяет ведущий.
Своё мнение или позицию аргументируем фактами, примерами из жизни, литературы, фильмов и т.д.
Признаём право каждого иметь свою точку зрения, своё собственное мнение.
Ход мероприятия
Учитель: Среди многих проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, на одно из первых мест выходит проблема наркомании. Масштабы и темпы ее распространения таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части. Именно этой проблеме мы посвящаем ток-шоу.
Учитель напоминает правила ведения дискуссии участникам ток-шоу.
Ведущий 1: Здравствуйте! Итак, мы начинаем ток- шоу «Наркомания – социальное зло». Сегодня в нашей программе участвуют специалисты в области социологии, медицины и правопорядка и конечно вы, наши участники. От вашей активности зависит, будет ли наше ток- шоу интересным, проблемным, захватывающим.
Ведущий 2: Вначале мы предлагаем просмотреть слайд- шоу на тему дня (информация слайд- шоу служит кейс ситуацией к занятию). Информация на слайд- шоу сопровождается текстом: Природа создала все, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей, - сильных, красивых, здоровых и разумных.
Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока.
Но некоторые губят свою жизнь наркотиками. Ее губят и простые люди и очень талантливые. Перед страшной бедой ни у кого нет защиты.
Ведущий 1: Прежде чем мы приступим к обсуждению проблемы дня, давайте заслушаем информацию подготовленную группой социологов, медиков и органов правопорядка.
Социологи: группа учащихся предоставляет информацию о результатах анкетирования проведенного среди учащихся 5 -11 классов для выявления их отношения к наркотическим веществам и причин употребления наркотиков и статистические данные о количестве употребляющих наркотические вещества.
Ведущий 2: Спасибо. Каждый человек знает, какое страшное горе приносят наркотики. Но почему, же с каждым днем, слышите, днем, наркоманов становиться все больше и больше?
Медики: знакомят с механизмом привыкания человека к наркотическим веществам, заболеваниями, связанными с их употреблением и влиянием на здоровье.
Ведущий1: Спасибо. Общеизвестно, что наркомания – питательная среда для преступлений.
Правоохранительные органы: предоставляют информацию о связи правовых нарушений и употребления наркотических веществ (хулиганство, воровство, грабежи, убийства, изготовление, хранение и продажа наркотиков)
Ведущий 2: А сейчас мне бы хотелось услышать мнение аудитории по полученной информации.
Идет обсуждение учащимися проблемы дня. Для полноты раскрытия проблемы предлагаются следующие вопросы.
Вопросы:
Говорят из наркоманов два пути: тюрьма и могила. Как вы считаете? И что вы можете посоветовать своему другу, попавшему в наркотическую зависимость, оставшемуся один на один со своей бедой?
(Предполагаемые ответы: Наркомания – страшное заболевание, разрушающие важные органы организма: сердце, печень, мозг, иммунную нервную систему. Человек, позволивший себе принять наркотик, подвергает себя большему риску стать его рабом, лишить себя возможности прожить жизнь и получать удовольствие от земных человеческих радостей: любви, творчества, труда и многого другого.
Поэтому у наркотиков есть и третий путь: приостановить употребление наркотиков, приостановить разрушение своей личности и начать долгий, трудный процесс работы над собой. Одному без помощи специалистов и поддержки со стороны общества это сделать невероятно сложно.
Хотя и нет достаточного количества центров реабилитации и адаптации, которые безусловно важны, но основным моментом является желание самого человека освободиться от наркотического рабства. Не менее важное условие – поддержка самых близких людей – родителей.
Если ваши близкие столкнулись с этой проблемой, они могут обратиться за помощью в центр социально -психологической помощи семьи или по телефону доверия. В организме наркомана происходят очень серьезные изменения, возникают тяжелые заболевания печени. Вследствие изменения сосудов бывают кризисы кровяного давления, приводящие к кровоизлиянию в мозг. Изменения в сердце приводят к болям в сердце, отдышке. Происходит снижение сопротивляемости организма. Наркоманы просто гниют «заживо» и в конце концов не остается сил подняться даже на второй этаж. Наркоман, как и алкоголик, только ищет удовлетворения, а потом он просто снимает болезненные ощущения.)
Знаете ли вы, что самое страшное в наркомании?
( Предполагаемые ответы: Человек слишком поздно понимает, что он не просто балуется наркотиками, а уже не может без них. Иногда пристрастие развивается через 2 – 3 месяца, но не редко человек становится зависимым после первой же инъекции. Что будет в каждом конкретном случае с тем или иным человеком никому не известно.
Сначала они говорят себе: «Я только попробую, я не стану наркоманом, я не такой как все». А затем, уже став наркоманами продолжают: «Ну и что, что я употребляю наркотики, я смогу это бросить в любой момент. Я смогу.» К сожалению наркотики – это болото, которое затягивает медленно, но верно. Но многие выхода так и не находят.
Слабых наркотиков нет. Все наркотики приводят к одному результату, сначала к зависимости, затем к смерти.
А сколько стоит быть наркоманом? (ответы участников ток-шоу)
Ведущий 1: Да, наркомания – удовольствие дорогое, поэтому в наркотическую зависимость заманивают часто детей состоятельных родителей. Первые дозы, как правило дают бесплатно…Один наркоман, таким образом, способен втянуть от 15 до 40 человек в употребление наркотиков.
Ужасная картина поразила:
С ножом в руке стоял верзила…
Убил он всю свою семью. Вы спросите: «А почему?»
Да потому, что наркоман, что невменяем
Лишь дурман окутал мозг желаньем смерти,
В глазах кружились ада черти…
Как – то я смотрел передачу в которой говорили о наркомании среди молодежи. И меня удивило высказывание одного молодого человека: «Нам больше нечем заняться, так как на молодежь никто не обращает внимания, мы никому не нужны…» У меня возник вопрос: «А что ты сделал, чтобы на тебя обратили внимание?! Может ты сделал что-то полезное людям? Или твой интерес заключается в страсти к удовольствиям: выпивке, наркотикам, дискотекам…»
(ответы участников ток-шоу)
Ведущий 2: Жизнь наркомана с его «хочу жить весело и беззаботно» - это жизнь мотылька, летящего на свет. А ее продолжительность известна всем. Молодежь хочет праздника, яркого и красивого, а у большинства есть только постоянная неуверенность в завтрашнем дне, ощущение совей ненужности. Мы хотим стать самостоятельными. Хочет чтобы взрослые обращали на неё внимание. Мы сами должны найти себе занятие по душе, по интересам. В городе огромное количество детских досуговых учреждений, где можно не просто приятно провести время, дать выход своей энергии, но и найти применение своим талантам.
Реально ли справиться с наркоманией в нашей стране, в нашем городе, в нашем дворе?
( ответы участников ток-шоу)
Ведущий 1:
Знаете ребята, мир наш хорошо,
Но он такой запутанный, что ты не поймешь,
Где на свете зло, а где есть добро,
В этом мире все не так уже легко.
Подожди,
Все должно устояться,
Не спеши
Испытать «блаженство».
Ты не сможешь от него
Отказаться:
На игле не найти
Путь к совершенству.
Это случилось
В тот стылый вечер,
Когда снег рисовал узоры,
Кто тебе вместо сердца и дружбы
Преподнес в дар эти уколы?
Не спеши этот дар ужасный
Принимать из рук нечистых.
Заглушить боль – труд напрасный
Не помогут в этом игры.
Нет оправдания злу роковому,
Прощания нет прецеденту такому,
Все то что наркотикам близко,
Все то в чем мы пали так низко.
Все то что детей убивает, подростков,
Прочь гоним сегодня с лицейских подмостков.
Ведущий 2: Нет в мире методики, которая бы полностью отбивала тягу к наркотикам.
Мы говорим сегодня:
нет наркотикам
нет- добровольному рабству, дурману
нет- преждевременной старости и раннему уходу из жизни
Учитель: Делайте правильный выбор. До новых встреч для решения проблемы дня.
Литература:
Д.В. Колесов, Л.Х.Казаков, Г.В. Плешакова Профилактика наркомании и токсикомании среди школьников (пособие для учителя) – М., 1992.
Классные часы. 11 класс./ Сост. Н.И. Еременко.- Волгоград: Учитель- АСТ, 2004.-112с.
50 сценариев классных часов/ М.: Центр «Педагогический поиск»