Проект создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в МБДОУ Детский сад № 105 г.Дзержинска


Проект развивающей предметно-пространственной среды ДОО
Выполнили: педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 105»
под руководством Шилкиной Н.Е., заведующей

Цель проекта:
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка (в соответствии с ФГОС ДО)
Задачи проекта:
• изучение и внедрение в практику новых подходов к организации РППС, обеспечивающих полноценное воспитание и развитие дошкольников по Образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 105», разработанной на основе комплексной программы «Детство: Примерной образовательной программы дошкольного образования» Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. 2014г.
• разработка рекомендаций по созданию РППС в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей;
• организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
• создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной, исследовательской, поисковой, экспериментирования); • комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;
• обеспечение богатства сенсорных впечатлений, разнообразие сред, их рациональное расположение;
• содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной РППС;
• приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Разработчики Проекта: Заведующий: Шилкина Н.Е., старший воспитатель Челогузова М.Я., музыкальный руководитель Глазкова А.С., инструктор по физкультуре Голованова И.А., педагог-психолог Симонова М.В., воспитатели Шахова О.Ж., Захарова О.В., Саратова С.Е.
Сроки реализации Проекта: Сентябрь 2014 г. – январь 2020 г.
Дата старта проекта: 01.09.2014
Описание проекта
Краткая аннотация проекта
Детство – этап подготовки к будущей жизни. Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметно-пространственной  среды (далее РППС).
Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.
Развивающая предметно-пространственная  среда позволяет обеспечить максимальный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.  В то же время правильно организованная предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.Актуальность проблемы
В детском саду создана развивающая предметно-пространственная  среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.Вопрос создания РППС ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. В соответствии с ФГОС ДО содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей
далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а так же при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению РППС ДОУ.
На сегодняшний день перед коллективом учреждения встала проблема создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста, изменить традиционные способы организации РППС, которые в большей степени, были связаны с ориентацией на ребенка как на объект педагогического воздействия. Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком.  При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию РППС.       Идея проекта заключается в том, что каждый компонент РППС ДОУ был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом  окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать  свою индивидуальность и творчество. Индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности педагога. Цель проекта:   Совершенствование  развивающей предметно-пространственной среды для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.В качестве основных задач проекта были определены:• изучение и внедрение в практику новых подходов к организации РППС, обеспечивающих полноценное воспитание и развитие дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; • разработка рекомендаций по созданию РППС в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей; • организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов; • создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной, исследовательской, поисковой, экспериментирования); • комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним; • обеспечение богатства сенсорных впечатлений, разнообразие сред, их рациональное расположение;• содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной РППС; • приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере. Проект рассчитан на педагогов и родителей. Этапы реализации проекта.Реализация проекта  осуществляется в процессе поэтапного сотрудничества педагогов и родителей:I этап: Формирование проблемы, цели задач проекта.II этап: Практическая реализация проекта.III этап: Подведение итогов. Оформление материалов по проекту. Создание презентации.Сроки реализации проекта – с 01.09.2014 г. по 01.01.2020 г. Ожидаемые результаты реализации проекта• реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. • создаст творческую атмосферу в работе педагогов.• педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;• организована РППС согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов• у педагогов сформированы понятия: развивающая предметно-пространственная  среда, принципы построения РППС, функции РППС, а также практические навыки в построении в группах РППС в соответствии с ФГОС.• родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды  в ДОУ.Методологические основы проектаНаучно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей предметно-пространственной среды,  как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудахвыдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой. Нормативно-правовая и организационная основа проекта.• Закон Московской области № 94/2013-ОЗ «Об образовании».• Конституция Российской Федерации.• Конвенция о правах ребенка.• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая распоряжением Правительства Российской федерации от 17.11.2008г. №1662-р.• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организация. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой / - М., Мозаика – синтез, 2014.• Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 г. Москва "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы".• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.Принципы построения РППС в ДОУОбщие принципы построения РППС в ДОУ направлены на реализацию личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, определяют современную педагогическую стратегию пространственной организации и содержания среды групп:• Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком  «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми.• Принцип активности, самостоятельности, творчество – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.• Принцип стабильности-динамичности  - позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.• Принцип комплексирования и гибкого зонирования  - даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.• Принцип учета половых и возрастных различий детей  - позволяет осуществлять гендерный подход,  даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами  мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.• Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.• Принцип  индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.• Принцип открытости – закрытости –  предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.• Принцип безопасности  и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.Построение РППС с учетом этих вышеизложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.При организации РППС в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая, профессиональная деятельность всех педагогов ДОУ.  Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.Функции развивающей предметно-пространственной среды в ДОУРоль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций.Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.При формировании РППС необходимо:• избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; • создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых (Г.Н. Любимова, С.Л. Новоселова); • исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение РППС должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.Содержание методической работы с педагогами. Методическая работа  с педагогами предусматривает как традиционные, так и инновационные формы проведения методических мероприятий. Данная работа проводится в три этапа: подготовительный, внедренческий, обобщающий.Первый этап (сентябрь 2014 г.) – подготовительный1. Создание творческого коллектива по разработке Проекта. 2. Обсуждение и утверждение данного проекта на заседаниях педагогического Совета,  Совета ДОУ.3. Разработка и создание нормативно-правовой базы.4. Изучение методической литературы, интернет-сайтов по вопросам оформление и создания РППС; 5. Осуждение  предложенных индивидуализированных дизайнов РППС в каждой возрастной группе. Второй этап (октябрь 2014 г. – сентябрь 2019 г.) – внедренческий. 1. Проведение консультаций, семинаров, мастер-классов, посещения других ДОУ с целью ознакомления с предметной окружающей средой. 2. Проведение конкурсов, выставок, проектов по организации РППС в группах.3. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием «семейных традиций», достраиванием некоторых деталей интерьера детьми и их родителями. Предпочтение отдаётся личностно ориентированной модели построения РППС, в оформлении которой участвуют педагоги, дети и родители. Идеи педагогов  по организации РППС позволяют сделать каждую возрастную группу неповторимой, отличной от других, и тоже время соблюдать все ранее перечисленные обязательные принципы построения РППС.   Третий этап (сентябрь 2019 - январь 2020 г.) – обобщающий. Этап направлен на решение комплекса задач, связанных с оформлением результатов работы, определением эффективности реализуемых форм и методов.1.  Подведение итогов по преобразованию РППС.2.  Выявление результатов педагогической деятельности педагогов.3.  Анализ проделанной работы, обобщение опыта работы, планирование дальнейшей работы по данному вопросу.Организованная таким образом  развивающая предметно-пространственная среда, направленная на личностно-ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Развивающая предметно-простанственная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается  динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению РППС объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая развивающая предметно-простанственная среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.1. План   мероприятий в соответствии проектных этапов.Подготовительный этапсентябрь 2014 – декабрь 2014г.г.Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.Изучения современных научных разработок в области РППС для детей дошкольного возраста, материалов по дизайну дошкольного учреждения.Анализ РППС в группах ДОУ. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности. План совершенствования РППС в группах.Защита педагогами проектов организации группового пространства.Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования РППС.Общее собрание коллектива: определение цели и задач проектаРазработка  плана  проекта.Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц.Основный этапянварь 2015 –  сентябрь 2019 г.г.Проведение педагогического совета на тему: «Развивающая предметно-пространственная среда, как основа развития детей дошкольного возраста».Консультации на темы:«Нормативно-правовая основа принципов построения РППС ДОУ  в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению»«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»«Понятия «Развивающая  предметно-простанственная среда», «Средства обучения»»«Общие рекомендации по построению РППС в современном дошкольном образовательном учреждении»«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».Разработка анкет для педагогов и специалистов ДОУ по изучение их отношения к необходимости изменений в построении РППС, в соответствии с ФГОСАнкетирование педагогов и специалистов: изучение их отношения к необходимости изменений в построении РППС, в соответствии с ФГОСОрганизация в методическом кабинете выставки методической литературы и пособий по созданию РППС в ДОУ.Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения РППС.Создание РППС в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.Проведение смотров-конкурсов групповых помещений.Участие в смотрах-конкурсах различных уровней.Проведение и участие в мероприятиях методической направленности (семинары, конференции, РМО и т.д.)Декоративное оформление коридоров и холла детского сада: информационные, познавательно-развивающие стенды, стенды достижений и др.Оформление территории детского сада.Заключительный этапСентябрь 2019 г. – январь 2020 г.Презентация проекта.Описание опыта построения РППС педагогами групп.Составление картотеки методической литературы и пособий по созданию РППС в ДОУ.Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию РППС в ДОУОбобщение положительного опыта. Представление результатов работы в Управление  образования.1. Практико-ориентированная деятельность в рамках проектаДекоративное оформление коридоров и холла детского сада2014-20151. Стенды «Информация для родителей», «Профсоюзный уголок», «Уголок безопасности», «Здоровье и спорт» и т.д.2. Роспись декоративной травкой стен разновозрастной (старшая – подготовительная) группы3. Мини-проект «Вместе весело шагать» (роспись лестничного пролета «Котята на лужайке»)2015-2016Стенды «Советы психолога»,«Наши педагогические достижения»,«Детские успехи»2016-2017Мини-проект «Вместе весело шагать» (роспись лестничного пролета «Морские обитатели»)2017-2018Мини-проект «Каким мы нарисуем этот мир, в таком и будем жить» (роспись спален)Благоустройство территории2014-20151. Оформление детских площадок.Реализация проекта «Мы воплощаем детскую мечту»2. Разбивка клумб и ограждение их декоративным забором3. Мини проект «Деревенский двор»4. Мини-проект «Птичий двор»5. Мини-проект «Кормушка»2015-20161. Мини-проект «Экологическая тропа»2. Мини-проект «Волшебные пеньки»3. Оформление грядок с лекарственными травами4. Оформление грядок с редкими растениями, внесенными в Красную книгу5. Макет-панорама «Африканская полянка»2016-20171. Вертикальное озеленение на участке (вьющиеся и арочное озеленение)2. Мини-проект «Птичьи столбы»3. Мини-проект «Русское поле»4. Мини-проект «Альпийская горка»5. Изготовление  и установка садовых фигур и скульптур из дерева, гипса, бросового материала и т.д.6. Проект «Сказочная поляна»2017-20181. Мини-проект «Английский газон»2. Мини-проект «Мексиканская горка»2018-20191. Метеоплощадка2. Мини-проект «Японский садик»ежегодноРазбивка цветниковФизкультурно-оздоровительное развитие (РППС по технологии оздоровления)2014-20151. Изготовление сенсорных дорожек2. Пошив мягких модуле-маты для физкультурного зала3. Уголок отдыха для педагогов в методическом кабинете2015-20161. Роспись стен физкультурного зала «Цирковые акробаты»2. Установка тренажера по правильному дыханию «Волна»3. Изготовление мягких модулей-конструкторов для активной деятельности2016-20171. Установка тренажера по коррекции психоэмоционального состояния «Комфорт»2. Макеты природные ландшафтов, сезонные макеты, макеты жилища разных народов3. Пополнение музея  русского быта и декоративно-прикладного искусства«Домовенок» одеждой разных народов2017-20181. Установка детских спортивных тренажеров2. Мини-проект по созданию спортивной площадке «Крепыш»2018-2019Мини-проект «Детский стадион»ежегодноЗонирование групповых помещений с учетом  центров сохранения здоровья ребенкаСоциально-личностное развитие2014-20151. Проект «Песочница»2. Мини-музеи «Гжель», «Деревянная игрушка», «Народные промыслы России», «Косолапого»3. Изготовление игрушек своими руками4. Роспись стен и оформление  кабинетов:- Кабинет конструктивно-модельной деятельности и основ безопасности5. Пошив мягкого инвентаря для кукол, одежды для кукол6. Проект «Азбука пешехода»2015-20161. Изготовление индивидуальных песочниц со световым эффектом2. Мини-музей «Тряпичная кукла»3. Музей детского дома4. Мини-проект «Дорожный городок»5. Мини-проект «Велодорожки»6. Пошив интерьерных игрушек2016-20171. Центр детской игры «Лекотека»2. Пошив мягкой модульной мебели для моделирования игровых ситуацийЕжегодно1. Зонирование групповых помещений с учетом  игровых центров2. Оснащение декоративными, старинными предметами быта, игрушкамиХудожественно-эстетическое развитие2014-2015Роспись стен и оформление  кабинетов:- Кабинет ИЗОдеятельности;- Кабинет рисования;- Музыкальный зал2015-20161. Изготовление музыкальных игрушек.2. Проект «Чудеса из ларца»2016-20171. Изготовление многофункциональных ширм: ширмы-ограничители, ширмы-разделители, ширмы–наполнители, театральные ширмы разных размеров2. Оформление зоны свободного творчества с наборами по развитию воображения и фантазии2017-20181. Оформление сенсорной комнаты звуковыми и световыми эффектами2. Изготовление ростовых кукол2018-20191. Проект «Кукольный театр».2. Оформление театральной комнаты с ширмами различного назначения для развития детского творчестве в театрально-игровой деятельностиежегодноЗонирование групповых помещений с учетом  музыкально-театральныхцентровПознавательно-речевое развитие (РППС по технологии детского развития»)2014-20151. Оформление и изготовление:панорама – макеты по природным сообществам:- водоем, полянка и т.д.2. Оформление кабинетов:- Кабинет математике (ФЭМП);- Кабинет речевого развития;- Кабинет "Естественно-научные представления и экологическое воспитание"3. Оформление и изготовление:панорама «Континенты земного шара и их обитатели»4. Оформление и изготовление:настенное панно «Времена года»2015-20161. Космический макет и теллурий2. Изготовление магнитные плакаты и демонстрационного материала3. Панорама «Природные зоны»4. Оформление игровых стен и настенных панелей2016-20171. Изготовление съемных и стационарных панно для наглядных пособий, переносных держателей2. Изготовление материалов для индивидуальной работы3. Изготовление развивающих наборов по развитию мелкой моторики2017-20181. Аквариум, Аква террариум, живой уголок2. Изготовление дополнительных манипуляторов и математических игр, развивающих игр Фребеля, набор Пертра3. Изготовление сенсорного центра по развитию тактильных навыков, включающих игрушки Монтессори4. Изготовление интерактивных и сенсорных столов, комбинированных досок2018-20191. Центр познавательно-исследовательской деятельности (изготовление комплектов лабораторного оборудования)2. Оформление мастерской моделированияежегодно1. Изготовление раздаточного и демонстрационного материала, дидактических игр2. Зонирование групповых помещений с учетом  разви