Конспект урока по русскому языку Степени сравнения имен прилагательных


Степени сравнения имен прилагательных.Сравнительная и превосходная степени сравнения
Тип урока: постановка и решение учебных задач
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся со степенями сравнения имен прилагательных; способствовать развитию у них познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц Метапредметные:
• познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Личностные: понимают, что рус-
ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, осознают определя-
ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-
ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения
школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы-
ка, проявляют уважительное отноше-
ние к родному языку, гордость за него,
стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Организационная структура урока 103
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия)Формируемые способы деятельности
I. Организация начала урока** Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.Проводит работу по эмоциональному и психологическому настрою учащихся на урок Приветствуют учителя. Готовят рабочее место, проверяют наличие необходимого оборудования. Психологически и эмоционально настраиваются на урок Владеют навыками организации рабочего места
II. Постановкаучебной задачи.
Работа с предложением – Исправьте ошибку.
Развитие событий в этой картине становится более интереснее.
– Объясните выделенные орфограммы. Сделайте разбор по членам предложения.
– Подразумевается ли в этом предложении сравнение? В чем это выражается?
– Запишите тему урока Выполняют задания.
Высказывают свою точку зрения.
Записывают тему Владеют навыкамисамоконтроля.
Аргументируют ответы. Принимают
и сохраняют учебные задачи
III. Работапо теме урока.
1. Работа с теоретическим материалом – Прочитайте о степенях сравнения имен прилагательных в учебнике на с. 10.
– Опишите эти дома, используя прилагательные в разных формах степеней сравнения.
Выполняют задания Владеют навыками работы с учебной статьей.
Осуществляют логические действия
2. Выполнение упражнения 330 Предлагает выполнить упражнение Выполняют задания упражнения 330 Осуществляют планирование и контроль
3. Исследовательская работа – Рассмотрите запись и скажите, как образуется простая форма сравнительной степени:
красивый – красивее;
тихий – тише;
тонкий – тоньше.
– Почему в прилагательном сравнительной степени тише суффикс а в прилагательном тоньше –
– Куда делась буква х в прилагательном тихий?
– Запишите в тетрадь формулу, вставив пропущенные сведения.
основа прилагательного + суффиксы ... =
простая сравнительная степень
– Подтвердите свои выводы теоретическими сведениями из учебника на с. 10–11.
– Какую особенность образования форм простой сравнительной степени прилагательных мы не отобразили в формуле?
– Запишите пары слов:
маленький – меньше;
плохой – хуже;
хороший – лучше.
– Нужно ли писать мягкий знак в слове лучше? Обоснуйте свое мнение Выполняют задание. Делают выводы.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задание.
Работают с учебником.
Отвечают на вопрос.
Выполняют задание.
Высказывают суждения Осуществляют логические действия.
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.
Владеют навыками работы с учебной статьей.
Высказывают и аргументируют свое мнение относительно обсуждаемой проблемы.
Используют знаково-символические средства для решения учебных задач
4. Выполнение упражнения 332 Предлагает выполнить упражнение Выполняют задания упражнения 322 Осуществляют планирование и контроль
5. Лингвистическая задача – Сравните предложения.
Саша внимательнее Маши.
Саша более внимательна, чем Маша.
– В каком предложении употреблена форма простой сравнительной степени прилагательного внимательный?
– Можно ли определить, кем является Саша – мальчиком или девочкой?
– Сделайте вывод об изменяемости прилагательных в форме простой сравнительной степени по родам.
– Подумайте, могут ли они изменяться по числам? Падежам?
– Прочитайте второе предложение. Саша – мальчик или девочка? Докажите своим рассуждением.
– Прочитайте на с. 12, как образуется составная форма сравнительной степени.
– Запишите формулу.
... + прилагательное = составная сравнительная степень
Выполняют задание.
Отвечают на вопросы.
Формулируют вывод.
Высказывают свое мнение.
Работают с учебником Осуществляют логические действия.
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.
Высказывают и аргументируют свою точку зрения на об-
суждаемую проблему.
Владеют навыками работы с учебной статьей
6. Выполнение упражнения 334 Предлагает выполнить упражнение Выполняют задания упражнения 334 Осуществляют планирование и контроль
IV. Итог урока. Рефлексияучебной деятельности – О каких двух формах сравнительной степени прилагательного вы узнали?
– Чем они отличаются друг от друга?
Домашнее задание: упражнение 335; подготовиться к словарному диктанту Отвечают на вопросы.
Делают выводы и обобщения.
Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.
Записывают задание, задают уточняющие вопросы Формулируют ответы на вопросы.
Осуществляют поиск способов решения практических задач
Организационная структура урока 104
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия)Формируемые способы деятельности
I. Повторение.
1. Словарная работа Безграничный, беспредельный, безбрежный, спокойный, тихий, мирный, безмятежный, невозмутимый, глубокий, бездонный, большой, громадный, огромный, гигантский, исполинский, колоссальный, красивее, свободнее, удобнее, слаще, мягче, легче, тверже, мельчеВыполняют словарную работу Осуществляют контроль учебных действий
2. Лингвистическая задача – Продолжите слова Гете, употребив прилагательное в форме простой сравнительной степени. Расставьте необходимые знаки препинания, объясните подчеркнутые орфограммы.
Увидев двух ссорящихся, Гете сказал: «Из двух ссорящихся виновен тот, кто…». (Умнее.) Выполняют задания Осуществляют контроль учебных действий
3. Игра «Кто вперед?» На доске записаны слова:
пр..ятный,
с..астливый,
сп..койный,
удобный,
ужас(?)ный,
б..гатый,
пр..стой,
громкий,
пл..хой, пр..красный,
пр..лежный,
пр..чудливый,
пр..влекательный,
старый,
крутой,
толстый,
мелкий,
х..роший, пр..зрительный,
искус(?)ный,
св..бодный,
сухой,
твердый,
густой,
чистый,
сла..кий,
мал..нькийУчащиеся каждого ряда по цепочке выходят к доске, образовывают от данного прилагательного простую форму сравнительной степени и вставляют пропущенные буквы. У каждого ряда – отдельный столбик Осуществляют контроль учебных действий
II. Постановка учебной задачи – Исправьте ошибку.
В стихах А. С. Пушкина особую роль имеют сравнения.
– Какова роль сравнений в речи? Для чего они нужны?
– Сегодня на уроке мы будем изучать превосходную степень сравнения прилагательных. Запишите тему.
– Почему в слове превосходный нужно писать букву е? Выполняют задание.
Отвечают на вопросы.
Внимательно слушают Осуществляют контроль учебных действий.
Формулируют ответы на вопросы.
Принимают и сохраняют учебные задачи
III. Работа по теме урока.
1. Работа с теоретическим материалом – Прочитайте на с. 14 теоретические сведения об образовании формы превосходной степени прилагательных и заполните пустые места в формулах:
основа прилагательного + суффиксы ..., ... = простая превосходная степень прилагательного
..., ... + прилагательное = составная превосходная степень прилагательного
Выполняют задания Владеют навыками работы с учебной статьей.
Используют знаково-символические способы решения учебно-практических задач
2. Выполнение упражнений 337, 338 Предлагает выполнить упражнения Выполняют задания упражнений 337, 338 Осуществляют контроль учебных действий
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности – Для чего в своей речи мы используем степени сравнения прилагательных?
Домашнее задание: упражнение 339; подготовиться к проверочной работе по теме «Степени сравнения имен прилагательных» Отвечают на вопрос.
Записывают задание, задают уточняющие вопросы Формулируют ответы на вопросы.
Осуществляют поиск способов решения практических задач