Урок экономики в 11 классе по теме «Цели деятельности фирм».

Урок экономики в 11 классе по теме «Цели деятельности фирм».

Цель урока:
Выяснить, какие цели решают в своей повседневной деятельности владельцы и управляющие фирмами, убедиться в многообразии этих целей, уяснить, что формирование предложения товаров на рынке зависит от целей.
Развивать логическое мышление, умение видеть в окружающей жизни экономические процессы и принимать экономически - обоснованные решения.
Оборудование:
Персональный компьютер, медиапроектор, экран.

Ход урока:
Организационный момент.
- приветствие;
2. Ход урока:
Прежде, чем я назову тему урока, хотелось бы подвести некоторые итоги.
На прошлом занятии мы закончили рассматривать тему «Закономерности спроса» и выяснили, как действует категория «Спрос» и закон спроса применительно к реальной жизни в условиях рыночной экономики. Также мы выяснили, насколько важен расчет показателя «Эластичность спроса» , оценка реального уровня эластичности для менеджеров- управляющих коммерческих фирм.
Вопрос к учащимся: Что же такое эластичность спроса по цене? Почему фирмам важно знать, как отреагирует величина спроса на изменение цены?
Что интересует фирму? - продажи товара и выручка.
Домашнее задание состояло в том, чтобы в конкретной ситуации просчитать показатель эластичности спроса на билеты на хоккейный матч. Проверим, правильно ли вы рассчитали этот показатель (слайд 1)
График спроса, где на оси ОХ отложена цена, а на оси ОУ - объем спроса, выглядит следующим образом (слайд 2)
На графике отметим области эластичного спроса-
Спроса с единичной эластичностью-
Неэластичного спроса-
График 2, который вы должны были построить – «График общей выручки» по форме- перевернутая парабола. . на оси ОХ- объем спроса, на оси ОУ- выручка(слайд 3).
Если сравнивать оба графика, можно заметить, что там, где спрос эластичен, выручка возрастает при росте объема продаж, и уменьшается при снижении цены на том участке, где спрос неэластичен. При повышении цены – обратная ситуация.
Вывод:
Если менеджеры этого спортивного зрелища стремятся к максимизации выручки, то выберут объем продажи-50000 штук билетов.
Это проявления закона предложения и поведения фирм, изучать который мы будем на протяжении трех занятий. А тему эту мы начнем рассматривать именно с вопроса о том, какие цели преследуют фирмы (слайд 4)
На первый взгляд цель фирмы очевидна - максимизация прибыли. Однако, экономическая наука выделяет 3 типа целей и на первом месте стоит
- максимизация прибыли, ( слайд 5)
Далее - максимизация объема продаж в течение определенного периода времени и максимизация темпов роста (наращивание мощностей, численности персонала).
От чего же зависит выбор цели (слайд 6): от тог, кто реально контролирует деятельность фирмы, и каково ее положение на рынке.
Что это значит? Казалось бы, все фирмы ориентированы на получение наибольшего дохода. Жизнь сложнее теории, не всегда совпадают в одном лице собственник и управляющий. Так, в АО владельцы нанимают менеджеров. Но менеджеры не всегда и во всем послушно следуют воле собственников. У них есть свои интересы. Пример, деятельность приватизированных предприятий в России по модели «двойная звезда» (слайд 7)
Как же приблизить интересы управляющего к интересам собственника?
Творческое задание (слайд 8)
Вы создали АО. Для управления наняли профессионального талантливого менеджера. Но его интересы могут не совпадать с вашими. Подумайте, какую систему вознаграждения вы могли бы предложить, чтобы заинтересовать менеджера материально в максимизации прибыли.
В зависимости от цели складывается и кривая предложения (слайд 9)
Выводы (слайд 10)Фирм в отрасли множество . Из предложения каждой формируется предложение на рынке определенного товара.
И потому формирование предложения на рынке определенных товаров зависит от того
1.Какие цели сейчас предпочтительны для фирм, производящих этот товар.
2.Каково соотношение между фирмами, имеющими разные цели, в общей численности фирм данной отрасли.
Дома: вопросы к параграфу 10 и поработать над творческим заданием
Спасибо за работу на уроке! Успешного дня!