Эффективные формы работы во внеурочной деятельности патриотической направленности



Эффективные формы работы во внеурочной деятельности патриотической направленности.

1.Школьный музей является одной из форм внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность
Музей – институт социальной памяти, хранилище национального богатства и принадлежащего обществу историко-культурного и природного наследия. Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования
Деятельность музея в урочной и внеурочной деятельности:
1. Обзорные экскурсии для гостей школы
2. Эскурсии для учащихся, для ветеранов школы, жителей микрорайона
3. Проведение уроков на базе музея
4. Использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроке
5. Обучение членов совета музея
6. Подготовка учебно-исследовательских работ
7. Участие в учебно-исследовательских конференциях
8. Проведение учебы актива музеев
9. Проведение семинаров руководителей школьных музеев
10. Участие в Днях открытых дверей для родителей
11.Проведение уроков мужества, праздников, встреч с интересными людьми
Являясь социальным институтом, музей выполняет следующие социальные функции:
Научно–документационная функция: музеи предназначены для научного документирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества.
Охранная функция: музеи призваны решать задачи охраны культурно–исторических ценностей в интересах национальной и мировой культуры.
Исследовательская функция: музеи являются специфическими центрами научных исследований.
Образовательная и воспитательная функция.
Традиционной и самой распространенной формой воспитательной работы музея являются экскурсии. Экскурсия – это коллективный осмотр музея или вне музейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. Экскурсии различаются по характеру тематики, по целевому назначению, но все они строятся на единой методической основе, а именно на основе экскурсионного метода.
Отличительной чертой экскурсионного метода является непосредственное общение экскурсовода с группой, пришедшей для осмотра музея. В связи с этим большое внимание уделяется культуре речи экскурсовода: хорошей дикции, грамматической правильности, а также выразительности и артистичности. Также в основе данного метода лежит зрительное восприятие, непосредственное наблюдение объекта. Экскурсии, проводимые музеем, разнообразны. От вида экскурсии зависит ее содержание и приемы работы. Можно выделить следующие виды экскурсии:
По месту проведения и объектам показа.
По характеру тематики (обзорные, тематические, специализированные).
По целевому назначению.
По составу экскурсионных групп.
По характеру тематики выделяют обзорные экскурсии и экскурсии на отдельные темы. Обзорные экскурсии предназначены для посетителей, впервые пришедших в музей и желающих получить общее представление о его истории и коллекциях. Сведения, сообщаемые им во время обзорной экскурсии, носят информационный характер и кратко знакомят с историей и содержанием музейного комплекса, основными разделами экспозиции и отдельными, наиболее значимыми экспонатами.
Экскурсии на отдельные темы в музейной практике чаще всего называют тематическими. Этот тип экскурсии, в отличие от обзорной, наиболее детально раскрывает одну тему или проблему. Иногда проводятся циклы экскурсий, связанные с определенной проблематикой и предназначенные для постоянной группы посетителей.
2. Творческие конкурсы.
Особую роль во внеурочной деятельности играют разнообразные творческие конкурсы. Рассмотрим насколько несколько направлений ,по которым могут проводиться конкурсы. Традиционно конкурсы связаны с художественным , вокальным, танцевальным и языковым творчеством. Эти направления не случайны, так как они имеют наибольшее воздействие на эмоциональную сферу учащихся , являются источником постижения общечеловеческих ценностей, формируют его активную жизненную позицию. Специфика таких конкурсов обусловлена тем, что достаточно сложно сочетать соревновательность и творчество. Чаще всего критериями таких конкурсов становятся следующие показатели: соответствие тематики конкурса, степень раскрытия темы, вокальные ( танцевальные, языковые) способности, выразительность, образность, эмоциональность, оригинальность.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415







Творческие конкурсы весьма разнообразны по форме: это могут быть фотовыставки; конкурсы рисунков, плакатов, стенных газет, сочинений, стихотворений; выставки прикладного творчества (лепка, конструирование, моделирование, вышивание и др.); предметные (изучение окружающего мира, литература и др.) олимпиады; презентации проектных работ и т.д.
Содержательно творческие конкурсы могут отражать события военной истории, победы русских войск в различных сражениях, имевших для страны судьбоносное значение (Дни воинской славы России); историю родного города; судьбы героев войны, труда, изобретателей, людей искусства, науки и т.п.; военные традиции и обычаи местности, учреждения; изобретения в области науки и техники, изменившие ход истории, и др.
Спецификой любого конкурса, в том числе и творческого, является то, что он опирается на естественные склонности ребёнка к лидерству, соперничеству. Активность участников стимулируется путём создания условий, когда каждый из них стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших, по сравнению с другими, результатов.
К творческим конкурсам предъявляется ряд требований: ориентация на всех школьников и на каждого в отдельности; учёт возрастных особенностей учащихся; единство формы и содержания; привлекательность дела; гласность; взаимопомощь; соответствия тематике конкурса, оценивается идея фотографии, видеофильма, рисунка или плаката, качество их исполнения, композиционное и цветовое решение, оригинальность, авторский замысел. Важно, чтобы оценка творчества была социально оформлена, представлена учителям, учащимся разных классов и родителям. Это могут быть сменные выставки, «уголки славы», публикации в школьной газете.
Творческие конкурсы позволяют сформировать активную гражданскую позицию подрастающего поколения, воспитать чувство гордости за свою Родину; раскрыть духовные и нравственные истоки патриотизма; расширить знания в области истории края, малой Родины, своей семьи и прославленных земляков; показать значение и сущность Великой Победы в войне1941–1945 гг.
Учащиеся 5-6 классов проявляют большой интерес к родам войск и флоту, военной технике, различным видам стрелкового оружия. Такие исторические события, как Ледовое побоище, Бородинское сражение и т.п., неизменно служат источниками детского творчества и образцами для патриотического воспитания подрастающего поколения. Дети изображают самолёты и вертолёты, корабли и подводные лодки, пушки и пехотинцев в наступлении. Такие календарные даты, как День защитников Отечества, День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., также становятся основной идеологической подоплёкой для проведения творческих конкурсов.
Особо следует отметить из всех видов искусства – музыку. Музыка занимает особое место, так как развивает эмоционально нравственную отзывчивость школьников. Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, преобразовывать его духовный мир. В ходе подготовки к конкурсу военно-патриотической песни у учащихся вырабатывается уважительное отношение к чувствам других людей, к содержанию музыкального произведения патриотической направленности, что становится мощным средством формирования их мировоззрения, активной жизненной позиции. Следует добиваться, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и исполнителями, чтобы включались в работу по подготовке к творческим конкурсам. В этом плане эффективны массовые формы организации внеурочной воспитательной деятельности.
Таким образом, организация и проведение творческих конкурсов – это не только процесс образования качественно нового продукта деятельности младших школьников, развития их фантазии и художественного вкуса, но и одно из значимых условий патриотического воспитания
3. Краеведение.
Большим потенциалом воспитательного воздействия на формирование личности патриота обладает краеведение, воспитывающее чувство любви и гордости за малую Родину, обычаи, традиции, достижения родного края. Региональный компонент обеспечивает направленность процесса воспитания на индивидуально личностное становление человека как представителя своей общины, города, края. Знание природных и культурно-исторических особенностей родного края способствует развитию общественного и национального самосознания, так как освоение и воспроизводство культуры родного края как необходимые условия социализации детерминируют ответственность личности за судьбу Отечества. Воспитание личности человека немыслимо без пробуждения патриотических и гражданских чувств, которые развиваются на основе знания истории и культуры родного края.
Школьное краеведение - это всестороннее изучение учащимися определенной территории своего края по разным источникам и главное на основе непосредственных наблюдений под руководством учителя. Его главная цель -воспитание на основе изучения местного материала бережного отношения к природным богатствам, чувства уважения к традициям народа, глубокой любви к Родине,
Выделяют следующие виды краеведения:
- Природное (экологическое, биологическое, географическое), сущность которого состоит в комплексном изучении природы, важнейших аспектов ее развития и динамики в данной местности при помощи доступных для школьников методов. Учащиеся учатся работать с картой и планом местности, ведут календари погоды, изучают и составляют тематические и статистические справочники, проводят оценку экологической обстановки, разрабатывают меры борьбы с загрязнением окружающей среды, составляют малые Красные Книги родного края. Важную роль в этом играет организация экскурсий с целью изучения геологического строения почвы, эрозионных процессов, видового разнообразия растительного и животного мира, проведения анализа почвенного покрова;
- Историческое краеведение имеет две существенные черты: локальность исследуемых исторических событий, материализованных в памятниках истории и культуры, и деятельностный характер - это не только область научного познания, но и активной деятельности с огромным воспитательным зарядом. Поисково-исследовательская деятельность осуществляется на уроках истории, занятиях историко-краеведческого кружка, в походах и экспедициях по родному краю, в военно-патриотических клубах и объединениях. Преобразовательная деятельность связана с участием в установлении мемориальных досок, открытии памятников, организации выставок, историко-краеведческих уголков и музеев, в охране и уходе за памятниками и местами погребения героев;
- Этнографическое краеведение, тесно связанное с литературным, включает изучение особенностей устного народного творчества, художественно-прикладной культуры, национальных обрядов и обычаев, а также произведений писателей-земляков. Для приобщения к культуре родного края изучаются особенности национальных костюмов, проводятся народные праздники, инсценируются сказки, разучиваются народные песни и танцы, разыгрываются обряды, демонстрируются и изготовляются изделия народных промыслов, организуются спортивные состязания по национальным видам спорта и играм. Этнографическое краеведение вместе с экономическим изучает состояние народного хозяйства края и его поселения, национальный состав населения и его быт.
  Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
    Внеурочная деятельность способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.









13PAGE 15


13PAGE 14815




























творческие конкурсы

конкурс фотографий и видеороликов

конкурс плакатов, рисунков, стенных газет

конкурс стихотворений, сочинений

конкурс военно -патриотической песни

События военной истории, победы русских войск в различных сражениях, имевших для страны судьбоносное значение (Дни воинской славы России); история деревни, района, родного города; судьбы героев войны, труда, изобретателей, людей искусства, науки и т.п.; военные традиции и обычаи местности, учреждения; изобретения в области науки и техники, изменившие ход истории, и др.