Родительское собрание Сущность идей религиозного экстремизма тоталитарных сект.


Конфессиональная политика государства и деструктивная сущность идей религиозного экстремизма тоталитарных сект.
В последние несколько лет в постсоветских государствах, в том числе Казахстане отчетливо обозначилась проблема, которую западное общество начало переживать еще лет 30 назад: интенсивное и массовое распространение псевдонаучных и псевдорелигиозных движений, оккультных школ, религиозных образований нетрадиционной направленности (НРД - Новые Религиозные Движения), вероучение которых, чаще всего, имеют асоциальную основу.
Одним их основных факторов данного явления следует признать то, что после семидесяти лет правления воинствующего атеизма общество в значительной своей части духовно дезориентировано и находится в плену у самых примитивных верований и суеверий. За время существования Советской власти население последовательно отучали от религии, преследовались любые религиозные проявления. Ее место занимала коммунистическая идеология. В результате большинство народа оказалось духовно скраденным и религиозно безграмотным. У многих накопилась естественная жажда духовности и потребность религиозной жизни и в условиях отсутствия религиозных традиций нередко люди обращались в поисках веры к совершенно неизвестным доселе верованиям и религиозным образованиям.
В советский период некоторые религии пользовались более или менее терпимым отношением к себе, но официальное мнение, громко провозглашаемое через все государственные средства массовой информации, состояло в том, что любой “религиозный предрассудок” является злом (“опиумом для народа”) и что все они доживают свои последние деньки. Поэтому с началом перестройки и гласности, маятник качнулся так же далеко в противоположном направлении. Официальные средства массовой информации в одночасье заняли новую позицию и столь же успешно довели ее до сведения “среднего гражданина страны”. Она заключалась в том, что любая духовность является благом, и что любая дорога ведет к Богу. Общественное мнение с готовностью признало, что всякая религия является положительным феноменом, и что никто не смеет препятствовать неотъемлемому праву гражданина исповедовать любую из них и стать членом любой религиозной организации.
Таким образом, определенное время практически не формировалось отличного от этого подхода в оценке сущности и роли религии, что религиозность может быть не только положительной, но и отрицательной, что в мире существует громадное количество опасных религиозных образований и что многие из них могут быть глубоко деструктивными, по существу.
Кроме того, перестроечные процессы в обществе привели к тому, что население в кратчайший период переместилось из привычной социалистической среды в непривычную. Затем последовал период экономической депрессии, резко снизивший уровень материальных и социально-интеграционных возможностей многих казахстанцев. Этот процесс вызвал потерю чувства себя, затруднение в приспособлении к собственной роли в изменившемся окружающем мире. Люди остро ощутили пустоту жизни, потребность в духовной пище. Этот “спрос” совпал по времени с “предложением”; когда вследствие демократизации нашего общества, снятие “железного занавеса” с Запада хлынул поток разнообразных религиозных учений. Население страны, жившее долгое время в авторитарном обществе, не имело защиты от психологического манипулирования.
Все это явилось питательной средой и благодатной почвой для зарождения, распространения и развития религиозных формирований, практическая деятельность которых носит деструктивный характер.
Применительно к подобным религиозным группам в литературе, в СМИ зачастую используется термин “секта”, хотя это, по существу, в корне неверное определение. “Секта” (лат. secta - образ жизни, учение, направление, школа, шайка) имеет две возможные этимологии: либо от sectare - отсекать, разделять, либо от sequi - следовать за кем-либо, повиноваться, быть в услужении. По существу, сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, сами, постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство.
Но среди всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых идет вразрез со светскими законами (“АУМ Синрике”, “Белое Братство” и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума (“Церковь сатаны” и др.), то есть религиозных объединений деструктивного характера или иначе деструктивных религиозных объединений, в которых царят жесткие тоталитарные порядки. Поэтому, более приемлемым будет использование введенных в последние десятилетия и широко используемых ныне в других западных странах новых терминов – тоталитарные секты или деструктивные культы. Словарное значение слова “культ” (от лат. cultus - почитание): поклонение кому-либо или чему-либо; совокупность ритуальных действий по отношению к объекту поклонения.
Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ, тоталитарная секта) - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.Вместе с тем, “тоталитарная секта” представляется понятием более широким, чем “деструктивный культ”, так как охватывает не только религиозные группы и подразумевает определенные социально-психологи-ческие и организационные характеристики отношений в любой сфере жизнедеятельности.
Общими свойствами тоталитарных сект является следующее. Во-первых, претензии на истину в последней инстанции, требования полной свободы распространения своей “духовности” на нашей территории, агрессивная нетерпимость или, по меньшей степени, снисходительно-пренебрежительное отношение к традиционным религиям. И не только к ним, но и к национально-духовным ценностям - это одна из причин, почему тоталитарные секты называют деструктивными. Во-вторых, внешняя благопристойность: все культовые новообразования провозглашают только самые добрые цели, имеют завлекательные названия. Далее, эзотеричность - сокрытие истинных целей и последствий своей деятельности. В-четвёртых - целенаправленное искажение священных текстов с их “подгонкой” под свои догмы. В-пятых, использование методов “психотехнологии” и жесткая изоляция своих адептов от доступа иной информации. Затем, активный прозелитизм как неотъемлемая обязанность учеников вовлекать в секту новых членов.
И, наконец, общим свойством культовых новообразований является меркантильный, и даже политический интерес элиты секты, стремление иметь своих агентов во властных структурах. При всём этом, ни одна из сект не несёт каких-либо нравственных ценностей, которые не были ранее известны; отличия между сектами в основном в культивировании поклонения собственным богам, в ритуалистике (что можно или нельзя есть, с кем и как вступать в брак), а также в обозначении дня “конца света”, связей с “высшим разумом”, возможностей “жизни после смерти” и т.п. Критериями принадлежности группы к тоталитарным сектам могут служить:
1. гуруизм (абсолютной власть обожествленных лидеров и их приближенных);
2. построение по принципу пирамиды и особая жесткая дисциплина и организация, напоминающая организацию партий кадрового типа и некоторых международных корпораций;
3. обман или сокрытия части важной информации об организации при вербовке новых членов;
4.наличие секретных вероучений, ритуалов и тайных уровней посвящения;
5. эксплуатация членов;
6. нравственный релятивизм - нравственным считается то, что полезно секте (“цель оправдывает средства”);
7. использование особых психологических методик по реформированию мышления и контролированию сознания своих членов. К таким методикам, в частности, относятся:
-внушение абсолютно негативной оценки прошлой жизни адепта;
-обрыв информационных связей завербованного в секту с внешним миром;
-интенсивная и постоянная индоктринация (обязательное штудирование печатных пособий секты или, когда это невозможно, просмотр и непрерывное прослушивание проповедей в записи; разрыв родственных и дружественных связей);
-формирование черно-белой (“друзья-враги”) парадигмы мышления;
-групповое давление;
-использование психологических методов эмоционального контроля;
-внушение недоверия к рациональному мышлению;
-использование приемов “остановки мышления”, например, посредством повторения мантр;
-использование гипноза, самогипноза и психотехник, ведущих к состоянию транса, например, интенсивных медитаций;
-контроль языка через введение нового словаря и/или изменение значения общеупотребительных слов;
-введение ограничений в питании и сне;
-контроль межполового общения от полного его запрета или назначения супруга до предписания извращений и проституции;
-внушение чувства вины перед организацией и фобии выхода из секты.
Результатом действия таких методик становится подавление личности члена тоталитарной секты и замещение ее манипулируемой квазиличностью. При полной ориентации на лидера подчиненные члены объединения подражают ему во всем. Если же глава имеет криминальные или извращенные наклонности, страдает психическими расстройствами, то срабатывает механизм психологической индукции, своеобразного заражения сектантов пороками и психическими патологиями основателя.
Деструктивной, то есть опасной и разрушительной для личности, группу делают не заявляемые ею открыто религиозные, политические или “психотерапевтические” концепции (хотя и в них можно найти немало опасных элементов), а многоуровневый обман и психологическое насилие. Преступный характер деструктивных культов в своей основной (подводной) части хорошо замаскирован и лишь иногда прорывается наружу такими страшными событиями, как гибель 923 человек, членов Народного храма, в Гайане в 1978 году, 88 сожженных приверженцев Дэвида Кореша в Вако (США) в 1993 году, 53 сожженных адепта Храма Солнца в Швейцарии и Канаде в 1994 году, едва не состоявшееся массовое самоубийство “белых братьев” в Киеве осенью 1993 года, 11 жертв и 5000 пострадавших от газовой атаки секты “Аум синрикё” в Токио в 1995 году.
Несмотря на различия в “учениях” и образе жизни, все тоталитарные секты имеют общие признаки своей деятельности. К ним относятся претензии на исключительную мудрость, божественность, требование беспрекословного согласия с властью лидеров и полная подчиненность им. Эта подчиненность необходима даже и в том случае, если лидер значительно меняет доктрину секты или ведет аморальный образ жизни.
У культистов формируется тоталитарное мировоззрение, что приводит к преобладанию групповых интересов над личными и развитию синдрома “мы/они”, разделяющего мир на два враждебных лагеря: “мы” (культисты) и все остальные люди, не принадлежащие к данному культу. Групповая воля оказывается выше воли индивидуальной, внушается чувство элитарности и взгляд на мир с позиции поляризованности: культ - хороший, мир вне культа - плохой, спасения в нем нет, а значит, и нет пути назад.
Для всех культов характерна вера в то, что их верование представляет абсолютную истину. Поддерживается клевета на критическое мышление, рациональную и умственную деятельность как на нечто чуждое или пагубное. Для многих культов характерным является разрыв с семьей друзьями, прошлыми интересами, работой, учебой. Все мысли и влечения концентрируются на жизни и общих интересах культа.
Технология вербовки адептов в секты, влияния на его сознание в целях удержания в группе и достижения полного контроля над ним во всех тоталитарных сектах практически идентична, так как основана на новейших научных достижениях в области психологии, физиологии и анатомии человека и уже многократно апробированных. К тому же сектанты широко используют психотехнологии внушения, гипноза и зомбирования.
В зарубежной литературе часто используется такой термин как “контроль сознания”, то есть то, к чему стремится всякая религиозная организация деструктивной направленности. А то, что некоторые религиозные организации практикуют применение методики контроля сознания своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления полного контроля над ними, является реальностью и подтверждается целым рядом весьма авторитетных экспертов и отражено в целом ряде авторитетных документов.
Контроль сознания (“незаконное влияние”, “реформирование мышления”, “программирование”) - это сознательное насильственное управление психикой и поведением, психологическое воздействие для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого человека к совершению определенных действий (в пользу манипулятора) с использованием насильственного или якобы ненасильственного обращения в веру (внедрение убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия или с индуцированного согласия того человека, к которому эту технику применяют.
В религиозных сектах человеку обещается спасение души, райское блаженство на небесах или на земле, рост духовности, изучение Библии. В медицинских культах обещают излечение всех болезней. В педагогических - скоростные методы обучения, повышение интеллектуального потенциала, поступление в элитные вузы.
Культы по оказанию психологических услуг обещают улучшить отношение в семье, повысить коммуникабельность, обрести друзей, также увеличить интеллектуальный потенциал. Коммерческие культы обещают успех в бизнесе и быстрое обогащение. Многочисленные псевдодуховные университеты и Центры, которые в подавляющем большинстве являются теми же деструктивными культами, обещают достижение сверхспособностей, сверхсознания. Некоторые - обещают все вместе.
На первом этапе делается попытка польстить. Человеку говорят: “ты умный, способный, ты избран для великой миссии”. При этом раздувается чувство собственной значимости и важности, возрастает гордыня и самость. Все это происходит в атмосфере, имитирующей теплоту, сердечность, и у человека, поэтому не возникает подозрений и ему кажется, что он попал куда нужно. В ряде сект обещается работа, занятость, обучение на курсах лидеров, проповедников.
Эксплуатируется стремление человека, особенно молодого, к новым неизведанным областям знаний. Это больше касается культов восточной ориентации.
Таким образом, человек первоначально приходит с добрыми намерениями, а затем происходит постепенная его переориентация, изменение его жизненных целей. Иными словами, члены секты превращены в рабов, лишенных финансовых, личных и общественных ресурсов, необходимых для выхода из группы, которая делает все возможное, чтобы держать их у себя, покуда они могут еще быть полезными. Когда они заболевают, или их производительность сильно снижается, - их попросту выкидывают на улицу.
Самая большая ошибка в представлениях людей о сектах, это уверенность в том, что это их никогда не может коснуться, что в секты попадают только ущербные и обделенные. На самом деле все обстоит ровно наоборот: секты охотятся за здоровыми, уравновешенными, энергичными, благополучными людьми. Другое дело, что, пробыв некоторое время в секте, человек теряет и то, и другое, и третье, и четвертое... А способов и возможностей обмануть любого неподготовленного человека у сект более чем достаточно.
Практически в каждой тоталитарной секте присутствует мощная коммерческая подоплека. Она может прикрываться словами о Боге, о мудрости, о всеобщей любви, о Царстве Божием на земле, о дружной семье, о великой всемирной миссии, но рано или поздно она все равно выползает наружу.
Но есть секты, в которых нет собственно религиозного учения - учения о Боге и связи с Ним. Есть лишь культ благополучия и богатства и громкие, навязчивые обещания успеха, которые принесет вступление в организацию, компанию, клуб. Такие секты религиоведы называют коммерческими культами. Типичные примеры подобных сект - Гербалайф или Эм-Уэй (Am-way) и другие подобные им организации, функционирующие по принципу пирамиды, или, как они сами это называют, многоуровневого маркетинга.
Появление и широкое распространение в странах СНГ культовых новообразований тоталитарного характера уже является неоспоримым фактом. Это создало новую социальную проблему, которая негативно, в том числе и с психиатрическими последствиями, проецируется на все три социальных уровня общества: на макросоциальный, микросоциальный и индивидуальный.
На макросоциальном уровне это проявляется не только в том, что тысячи людей уводятся в тоталитарные секты, не только в том, что они изымаются из актива трудовых ресурсов страны и не только в том, что в их сознание внедряется враждебность к национальной духовности, к государственным устоям и интересам, к семейным и родительским обязанностям. Проблема состоит ещё и в том, что поступает всё больше информации о развитии у вовлечённых в культовые новообразования тоталитарного типа психических изменений, в некоторых случаях, несомненно, болезненного характера.
Организаторы подобных формирований обещают своим приверженцам духовные, социальные, материальные блага в обмен на полное подчинение идеологии и дисциплине такой группы и поклонение ее лидеру. Условия этого обмена никак не предъявляются вербуемому и тщательно от него скрываются. Фактически осуществляется никем не контролируемое ложное рекламное заманивание. В качестве наживки для этого используются значимые для людей ценности. Человек, попавший в подобную ловушку, за короткое время превращается в безвольный инструмент удовлетворения параноидально-маниакальных амбиций лидера культа и его ближайшего “придворного” окружения. У жертвы полностью подавляется личностная идентичность, разрушаются все социальные связи.
Многие из числа регулярно посещающих секты отучиваются мыслить критически - все окружающее воспринимается лишь через призму своего учения. Им становится комфортно с людьми из своей секты и все более дискомфортно с остальными. В результате нарушаются семейные связи, наступает социальная дезориентация. Часть из адептов культов в результате воздействия этих организаций начинает страдать душевными заболеваниями.
Секты самым фундаментальным образом нарушают гражданские права тех, кого они пытаются обратить. Они превращают ничего не подозревающих людей в рабов. Опыт показывает, что людям, попавшим в секту, будет нанесен серьезный вред. Разрушатся семьи, будет подорвано здоровье, деньги и собственность будут потеряны и, в конце концов, когда человек все-таки покинет секту, перед ним встанет проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить. Человеку, нашедшему в себе силы, чтобы порвать с сектой, потребуется достаточно длительное время и определенные материальные ресурсы для полного своего выздоровления.
Некоторые секты оставляют куда более тяжелые последствия, чем другие, причем это не связано напрямую с количеством часов, проведенных в ритуалах и программировании. Практика показывает, что сложнее всего оправиться от сайентологии, хотя она требует от своих последователей поменьше затраченного времени, чем, например, кришнаиты или муниты. Кришнаиты тратят в среднем 70 часов в неделю на ритуалы и совместные молитвы, муниты - 53 часа, а сайентологи - неполных 43. Однако для выздоровления покинувшему кришнаизм требуется в среднем 11 месяцев, бывшему муниту - 16 месяцев, а сайентологу - 25,5 месяца. Но и тогда “выздоровление” - термин лишь относительный; существуют и долгосрочные последствия, сказывающиеся еще многие годы.
В некоторых деструктивных религиозных организациях после выхода из культа, даже при благоприятной обстановке в семье и помощи специалистов, человек чувствует себя чужим в социуме. При этом типичными проблемами такого человека являются:
крайнее нарушение идентичности;
депрессия;
проблемы с зависимостью в принятии решений;
потеря свободной воли и контроля над своей жизнью;
расстройства, связанные с посттравматическим стрессом;
замедленное психологическое развитие;
потеря спонтанности (непосредственности, непринужденности) или чувства юмора;
ухудшение психологического состояния, включая галлюцинации, приступы паники и тревожности, дезориентацию, паранойю, расщепление личности;
неспособность образовывать близкие дружественные отношения вне культа;
расстройства сна, кошмары;
сексуальные проблемы.
После выхода из деструктивной религиозной организации бывший адепт находится в диссоциирующем состоянии (“плавающем” возвращающем по механизму триггера обратно к культовому образу жизни). Известны случаи, когда вышедшие из деструктивного культа, в частности "АУМ Синрике", возвращались обратно, вновь уходили и вновь возвращались. Оказание всесторонней помощи в возвращении бывшего адепта тоталитарной секты в реальную среду и к полноценной жизни, свободной от психологических пут псевдорелигиозного прошлого, является задачей не только его родных и близких, но и государственных органов и общества в целом.
Защита граждан от негативного влияния деструктивных религиозных организаций в мире уже давно стало актуальной проблемой государственного и даже межгосударственного уровня. В этом плане в странах Западной Европы накоплен значительный опыт. Осуществляется широкое и компетентное информирование населения о пагубных последствиях “увлечения” подобными псевдорелигиозными культами, проводятся глубокие научные исследования социальной природы этого явления, разрабатываются подробные практические рекомендации по противодействию деструктивным культам.
Во многих государствах принимаются соответствующие законы, призванные жестко контролировать религиозные группы, имеющие деструктивные наклонности, а то и вовсе запрещающие практику их деятельности на своих территориях.
Европейский Парламент 12 февраля 1996 года принял “Постановление о сектах”, в котором открыто говорится об опасности распространения сектантства, а государства - члены Европейского Союза призываются к всяческому ограничению и пресечению противоправной деятельности религиозных сект. В ФРГ полиция имеет список потенциально опасных деструктивных религиозных организаций, за руководителями и наиболее активными адептами которых она ведет особое наблюдение. Государство там не боится вмешиваться в деятельность религиозных организаций, если они имеют криминальный характер.
К сожалению, многие из нас еще не извлекли уроков из своего тоталитарного прошлого, из истории собственного 70-летнего деструктивного культа. Поэтому Казахстан, как и все бывшие советские республики, остается питательной средой для процветания тоталитарных групп, как вытесненных с Запада, так и доморощенных. Отсюда распространение психотехнологий, “зомбирующих” человека, беспрецедентное распространение различных религиозных и квазирелигиозных сект и культов. Все они оказывают все возрастающее и практически неконтролируемое государством воздействие на различные стороны жизни людей, в том числе и на их здоровье.
Чтобы научиться не попадать в сети подобных организаций, уметь защищать себя, не дать замутить свое сознание иллюзиями и не превратиться в бездумное существо и бессловесный инструмент в руках какого-нибудь “гуру”, “новой мессии”, или “богоизбранного братства”, надо всем нам знать как можно больше о деятельности деструктивных религиозных организациях.
Исходя из необходимости осуществления разъяснительных и широкомасштабных просветительских мероприятий, направленных на информирование населения о псевдорелигиозных учениях и деструктивных культах, представляющих опасность для человека и общества в целом, нами составлена подборка материалов, раскрывающих негативную сущность наиболее распространенных деструктивных религиозных организаций, действующих сегодня в мире и некоторых методах защиты от их отрицательного воздействия. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОТАЛИТАРНЫХ СЕКТ
· Проповедь религиозного учения, отличающегося от традиционных религий и учений, исповедуемых членами других сект;
· резкая критика других религий и обещание “божьего” наказания для их последователей;
· наличие харизматического лидера, который является проповедником и главным администратором секты;
· существование круга лиц, особо приближенных к лидеру секты и занимающих в ней руководящие посты;
· активная миссионерско-проповедническая деятельность членов секты, включая беседы на улицах, местах работы и отдыха граждан, раздачу листовок и иной религиозной литературы, трансляцию сектантских программ в электронных СМИ;
· проведение массовых мероприятий с целью привлечения потенциально верующих;
· усиленное внимание к несовершеннолетним, попавшим в секту;
· окружение заботой и “атака любовью” (термин, принятый в западной религиоведческой литературе) лиц, недавно пришедших в секту;
· проведение специального религиозного обучения для неофитов;
· привлечение лиц с неуравновешенной психикой либо физическими недугами для публичной демонстрации псевдорелигиозных “чудес”;
· использование особой психотехники, методов внушения и самовнушения, суггестии и гипноза, наркотических препаратов, изнурительных постов, трудных физических упражнений, ограничения в физическом отдыхе и сне, часто повторяющихся молитв для быстрейшей деформации сознания верующих;
· применение модернистских методов (современная музыка, танцы, дискуссии, чаепития, просмотр религиозных видеофильмв, свадьбы и пр.) для укрепления веры членов секты и привлечения в нее новых людей;
· искусственное дробление секты на постоянно действующие подразделения по направлениям;
· в ряде сект - изменение физического облика членов, наделение их религиозными именами и духовными званиями, требование носить специальную одежду и культовые принадлежности;
· соблюдение строгой религиозной дисциплины, жесткая регламентация всей жизни верующих, декларация необходимости расстаться с семьей и родителями, бросить работу или учебу (либо сменить место работы и учебы);
· в ряде сект - требование бесплатной либо символической оплачиваемой работы на предприятиях и в организациях секты, сбора подаяний и выполнения коммивояжерских функций с целью продажи религиозной литературы;
· призывы к невыполнению членами секты гражданских и конституционных обязанностей (служба в армии, уважение к флагу и гимну, забота о детях и престарелых родственниках, явка в суд и т.д.)
· требование для членов секты регулярно жаловать ей деньги, передавать в пользование либо собственность секты имущество и недвижимость;
· наличие у секты специальных подразделений для выполнения административных, пропагандистских, охранных, контрольно-надзорных, коммерческих и других задач;
· благотворительность и опека для вовлечения в секту представителей социально незащищенных слоев населения;
· создание собственных духовных, культурных, медико-психологических, реабилитационных, детских и молодежных учреждений, летних кампусов и лагерей в целях вербовки верующих;
· повышенное внимание к вопросам образования, учреждение собственных духовных и светских учебных заведений, попытки внедрить религиозно-педагогические наработки в практику занятий с молодежью в уже существующие образовательные структуры;
· частая и, как правило, бесплатная передача пропагандистской литературы в библиотеки, учреждения культуры и образования;
· показная декларация лояльности к закону и послушания властям;
· контакты с государственными служащими для лоббирования интересов секты в органах власти;
· участие в политической жизни путем поддержки определенных политических сил, содействия либо противодействия предвыборным кампаниям отдельных кандидатов, создания общественно-политических объединений, партий и движений;
· сотрудничество с другими сектами и представителями религиозных объединений зарубежного подчинения, отдельными проповедниками и миссионерами - носителями родственных учений;
· преследование лиц, покинувших секту;
· противодействие организациям и гражданам, занимающимся разоблачением деятельности секты, а также родителям, желающим вывести из-под влияния секты своих детей.